Образование – это возможность выбора
Наш собеседник – Светлана Анатольевна
Горченко, доцент кафедры социальной работы
факультета психологической и социальной работы
Сыктывкарского госуниверситета.
– Осовременивание образования, приведение его в
соответствие с современной ситуацией. Ваше
отношение?
– В целом положительное, при непременном условии
профессионального воплощения этого подхода.
1) Последовательное осуществление принципа,
который недавно вновь выразил Альберт Гор,
“деньги следуют за ребенком”.
К сожалению, личный опыт пока говорит об обратном.
Мой внук учится в небольшой уютной питерской
частной школе, созданной энтузиастами-родителями
для своих детей. Плата за обучение символическая
– 160 рублей в месяц. И тем не менее непонятно,
почему те деньги, которые мы выплачиваем
государству в виде налогов, не возвращают в эту
школу? За моим внуком деньги не следуют в его
школу!
2) Получая с родителей деньги сверх единого
государственного норматива, педагоги должны
уметь поддерживать здоровую атмосферу в школе,
нормальные отношения между детьми, чьи родители
имеют разный достаток и потому платят в школе по-разному.
– Уточним вопрос об оплате сверх норматива.
Допустим, родители троих школьников могут и
хотят заплатить за подготовку их детей в вуз. Еще
семеро школьников также хотят получить эти
знания, но их родители то ли не могут, то ли не
хотят платить за эту образовательную услугу. Что
должны делать педагоги и школы в этой ситуации?
– Допускать на эти занятия, без сомнения, надо
всех десятерых школьников. Педагог же становится
в первую очередь воспитателем, который должен
уметь решать этические задачи: пусть родители
помогают школе иным способом, не обязательно
рублем. Или пусть сам старшеклассник
отрабатывает в школе, если ему действительно
необходимо поступление в вуз.
Государство же (или муниципалитет) должно
обеспечить либо наличие в школе освобожденных
классных руководителей, либо достойную оплату за
классное руководство учителю-предметнику. В
любой школе, пусть в разном количестве, должны
быть психологи, социальные педагоги, специалисты
по социальной работе.
Другие варианты решения задачи 3+7=? – развитие
дистанционного образования, поддержка обучения
в форме семейного образования и т.п.
– Какова, на ваш взгляд, основная задача школы?
Готовить в вуз?
– Подготовить ребенка к тому, чтобы он был в
состоянии сделать свой выбор и отвечать за него.
– Роль родителей в школе: родительские средства,
попечительские советы?..
– Педагог-профессионал должен уметь наладить
диалог с родителями. Плохой педагог, как правило,
не может работать ни с родителями, ни с детьми.
Родители для него – дойные коровы.
Попечительский совет должен состоять из
максимально ответственных родителей вне
зависимости от достатка!
– В правительственных документах до января 2001
года сформулирована позиция: “Увеличение
разнообразия форм учебных организаций”. Что вы
думаете о юридической стороне образовательного
учреждения?
– Есть различные варианты: пусть у родителей
будет максимально возможный выбор – частная,
государственная или муниципальная школа.
Государственные школы должны быть доступны для
всех!
Любой муниципалитет может захотеть создать
нечто лучшее: это можно только приветствовать.
Если городские власти ответственны перед
народом, они сумеют создать муниципальные школы,
в которых условия будут лучше, чем в
государственных школах с минимальным
государственным единым нормативом.
Конечно, как и всегда, в нашей стране возможны
злоупотребления, например, будут созданы
муниципальные школы, в которых за деньги всех
горожан станут учиться не лучшие дети, а дети
“особенных” родителей.
Почему бы горожанам при выборе мэра не учесть
наличие или отсутствие таких злоупотреблений?
Именно так они могут корректировать
образовательную политику своих избранников.
– Зарплата преподавателя университета вырастет
к 2005 году до 4,5 тысячи, учителя школы – до 2 тысяч
рублей в сопоставимых цифрах...
– То, что сейчас воспитателю детсада, учителю
младших классов приходится мыть школу, чтобы
хватило на еду, недопустимо!
Любой педагог, любой руководитель кружка для
детей должны получать за свой труд в зависимости
от квалификации, от качества работы, но так, чтобы
это решило основные материальные проблемы!
Нельзя экономить на педагогах даже в бедствующей
стране – иначе разоримся на милиционерах!
А в перспективе, то ли к 2005 году, то ли позже, а
именно тогда, когда положение в стране позволит
обеспечить достойную зарплату любому педагогу,
тогда будет справедливо говорить о такой разнице
в зарплатах работников школы и вуза, как
запланировано в правительственных документах.
Но не раньше!
– Иностранный язык предлагается с первого или
второго класса. Будет модернизирован
федеральный учебный план. Мы попадем в ситуацию
острой нехватки учителей иностранного языка. И
будет запущена федеральная программа
приоритетной оплаты учителей иностранного языка
в школах РФ. Это верный путь?
– В принципе, безусловно, верно, но чрезвычайно
важно везде при увеличении зарплаты увеличить
требования к результатам труда: реальное общение
на языке с иностранцем, понимание английского
текста в Интернете.
– Унифицированность итоговой оценки знаний
выпускника, единый экзамен – не усложнит ли это
поступление в вуз сельским школьникам?
– Может быть, надо идти дальше: принимать в вуз
всех желающих, а неспособных к учебе, буде такие
окажутся, отсеивать на 2–3-й сессии. Ни в коем
случае не на первой сессии, ибо адаптация к вузу
идет медленно.
Я за унифицированность итоговой аттестации, если
единый экзамен – дорога в этом направлении.
Пусть вначале выпускник не пройдет в желаемый
вуз, зато ему будет открыт путь в менее
престижный институт.
– Что изменилось в вузе с появлением студентов,
платящих за обучение?
– Во многих вузах, факультетах, где есть платное
обучение, успешно решаются вопросы материальной
базы факультетов, кафедр. Правда, у нас я этого
пока не ощущаю.
– В проведении реформы значима роль управленцев,
чиновников от образования. Что вы думаете о людях
этой системы?
– О, здесь я субъективна, боюсь сказать слишком
жестко.
Вся нынешняя система управления школой бездетна!
Даже очень хорошие люди и педагоги, попадая в
систему образования, вынуждены забыть об
интересах ребенка и рядового учителя.
В этой системе происходит естественный отбор и
на каждой последующей ступеньке вымывается
педагогическое, остается чиновничье.
Выход – в развитии и поддержке альтернативной
системы образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|