Урок одной отставки
Оказывается, лучший результат, которого
может добиться управленец, – приучить школу к
свободе и сделать свою власть ненужной
Если мы мечтаем о свободной школе,
давайте научимся отвечать на вопрос:
какой выбор более эффективен – правильный или
самостоятельный?
Решения бывают правильные и
самостоятельные.
В первом случае нужен инициативный,
авторитарного типа руководитель, во втором –
инициатива переходит к школам, и роль ведущего
становится лишней. Чтобы не стать помехой,
приходится уходить...
В городе Краснодаре поменялось образовательное
начальство.
Все, кто об этом сообщал нам в редакцию, говорили:
“Федоренко сняли”.
А желающих проинформировать было немало, потому
что директор, теперь уже бывший, Краснодарского
городского департамента образования – фигура в
российском образовании нерядовая. Одна из
ключевых фигур, можно сказать, – Игорь Федоренко.
И все пытались разгадать, что стоит за этим – то
ли московский центр настоял, то ли еще что-либо. У
мэра на носу выборы – 3 декабря, весь школьный
электорат давно считается определяющим не
только в Краснодаре.
Игорь Федоренко – яркий и чрезвычайно активный
управленец. Он пришел из науки, был
ученым-математиком и на волне демократического
всплеска начала 90-х стал руководителем краевой
системы образования. Потом была смена
политической ситуации на Кубани, Федоренко стал
работать в команде мэра Самойленко. И достижения
городского образования очевидны: созданы самая
сильная и эффективная муниципальная система,
солидный бюджет образования, финансовая
поддержка молодых учителей, мощное
инновационное движение, солидный ряд
федеральных экспериментальных площадок.
И за всем этим стоит Игорь Федоренко. Но сотня
краснодарских директоров за все эти годы стали
ощущать себя более свободными, чем раньше. Тем
более что огромное число проблем им все-таки
приходится решать самим.
Борис Бурняшов, директор 25-й гимназии, например,
истратил 170 тысяч рублей, а получил из бюджета – 10
тысяч. Многие директора сумели наладить систему
привлечения в школу значительных сумм – и это не
поборы с родителей, это нормальная, разрешенная
законом предпринимательская деятельность. Но их
отношения с городскими финорганами от этого
только портятся. Мало того что приходится
платить до 30 процентов налогов с привлеченных
средств, напомню, в тот самый бюджет, который
недодает школам на ремонт, так их еще обвиняют: вы
приобрели товар не в муниципальном магазине, а в
частном, нанесли ущерб городской казне.
А Владимир Белоусов, директор 90-го лицея, изобрел
максимально эффективную модель экономики
образовательного учреждения, и ему для
реализации этой модели надо было только одно –
чтобы бюджет лицея, муниципального
образовательного учреждения, стал отдельной
строчкой в муниципальном бюджете. И Думу убедил,
и финуправление, а вот на уровне своих коллег –
муниципальных управленцев образованием – отказ.
И их можно понять: в условиях ограниченного
ресурса им кажется более эффективным
централизовать средства, а не распылять.
Да и сама структура муниципального управления
образованием в России не настроена на то, чтобы
каждая школа вела самостоятельное хозяйство.
И вообще инициативные лидеры образования –
муниципальные или региональные – своими
инновациями и развивающими проектами создали
своеобразный конфликт. Они пробудили в
директорах школ вирус свободы. Не просто
самостоятельности – директора и так вели свое
хозяйство, но только тихо-тихо, делая вид, что на
самом деле исполняют мудрые указания начальства.
А поскольку многие управления образования стали
поощрять инновационные, экспериментальные,
авторские школьные проекты, то тут уж
волей-неволей надо было проявлять собственную
инициативу и демонстрировать, даже защищать свою
самостоятельность в творческих экспертизах.
В одном Краснодаре столько всего появилось!
Директор одной из самых престижных школ города №
23 Мариэтт Очмиз выдвинула и блестяще реализует
потрясающий проект школы выбора.
На последнем экспертном семинаре с участием
школьников произошел такой спор. Мариэтт
Хаджибиевна делала доклад о школьном
пространстве выбора. И вдруг другие директора
спрашивают:
– А если дети сделают неправильный выбор –
поступка, собственной образовательной
программы, правил школьной жизни, системы
управления или направления трат средств, кто
будет отвечать?
Не дав госпоже Очмиз ответить, старшеклассник из
другой школы спрашивает:
– А какой выбор более эффективен: правильный или
самостоятельный?
Не удержавшись, одна учительница выпалила:
“Конечно, правильный”, но на нее тут же зашикали
и стали думать: а действительно, если мы хотим,
чтобы наши ученики научились выбирать и
самоопределяться, значит, надо ценить прежде
всего самостоятельность выбора. И уметь
организовать рефлексию, чтобы ребенок сам мог
оценить, насколько его выбор оказался
эффективным. А если постоянно контролировать
ребенка и корректировать его выбор, то все будет
правильно, кроме способности к самостоятельному
выбору. Но то же самое произошло и с
краснодарскими (уверен, что не только с ними)
директорами.
Федоренко так долго призывал и способствовал их
самостоятельности, что в конце концов... им стал
не нужен такой активный и в каком-то смысле
авторитарный в своей инновационности
руководитель. Оказывается, если система
развивается, то либо сам управленец должен
категорически отказаться от своего прежнего
стиля, либо он должен уйти.
А может быть, в любом случае уйти, дать системе
жить в других условиях. Потому что если ты любишь
свое дитя, то допустить самостоятельность,
которая, с твоей точки зрения, неправильная,
нелегко.
И Федоренко ушел, передал департамент своей
первой заместительнице, известной на всю Кубань
опытной Светлане Логачевой, и стал руководителем
центра развития образования.
Оказывается, что один из важных результатов
развивающей деятельности управленца – это когда
ты становишься ненужным.
Жестокий и безальтернативный результат. Либо ты
уходишь, либо возвращаешь всю ситуацию обратно –
в то состояние, когда ты-таки необходим.
И надо сказать, что мэр города Краснодара Валерий
Самойленко, к которому пришли директора и
обрисовали ситуацию, все понял. Хотя ему тоже
было нелегко: Федоренко верный соратник,
проколов по службе нет – и вдруг только из-за
возросшего самосознания школ убирать члена
команды?
...Нам только кажется, что перемены в эшелонах
педагогической власти детям не видны.
На самом деле образовательная политика, в том
числе кадровая, – это общественная педагогика.
Вот только почему-то мы все привыкли делать
втайне. А ведь описанная нами ситуация –
прекрасный жизненный пример управленческой и
педагогической драматургии. Но это никто не
обсуждает, только догадки строят, и, конечно,
многое в этих догадках упрощается: Федоренко
сняли.
Кстати, в Краснодаре собираются создавать
детское управление образованием. На базе сети
федеральных экспериментальных площадок.
Говорят, Игорь Федоренко станет советником этого
управления на общественных началах. Мы считаем –
правильный выбор. Ему известно не только, как
можно управлять, но и когда вовремя уйти. А это
важная наука.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|