Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Урок одной отставки

Оказывается, лучший результат, которого может добиться управленец, – приучить школу к свободе и сделать свою власть ненужной

Если мы мечтаем о свободной школе, давайте научимся отвечать на вопрос:
какой выбор более эффективен – правильный или самостоятельный?

Решения бывают правильные и самостоятельные.
В первом случае нужен инициативный, авторитарного типа руководитель, во втором – инициатива переходит к школам, и роль ведущего становится лишней. Чтобы не стать помехой, приходится уходить...
В городе Краснодаре поменялось образовательное начальство.
Все, кто об этом сообщал нам в редакцию, говорили: “Федоренко сняли”.
А желающих проинформировать было немало, потому что директор, теперь уже бывший, Краснодарского городского департамента образования – фигура в российском образовании нерядовая. Одна из ключевых фигур, можно сказать, – Игорь Федоренко. И все пытались разгадать, что стоит за этим – то ли московский центр настоял, то ли еще что-либо. У мэра на носу выборы – 3 декабря, весь школьный электорат давно считается определяющим не только в Краснодаре.
Игорь Федоренко – яркий и чрезвычайно активный управленец. Он пришел из науки, был ученым-математиком и на волне демократического всплеска начала 90-х стал руководителем краевой системы образования. Потом была смена политической ситуации на Кубани, Федоренко стал работать в команде мэра Самойленко. И достижения городского образования очевидны: созданы самая сильная и эффективная муниципальная система, солидный бюджет образования, финансовая поддержка молодых учителей, мощное инновационное движение, солидный ряд федеральных экспериментальных площадок.
И за всем этим стоит Игорь Федоренко. Но сотня краснодарских директоров за все эти годы стали ощущать себя более свободными, чем раньше. Тем более что огромное число проблем им все-таки приходится решать самим.
Борис Бурняшов, директор 25-й гимназии, например, истратил 170 тысяч рублей, а получил из бюджета – 10 тысяч. Многие директора сумели наладить систему привлечения в школу значительных сумм – и это не поборы с родителей, это нормальная, разрешенная законом предпринимательская деятельность. Но их отношения с городскими финорганами от этого только портятся. Мало того что приходится платить до 30 процентов налогов с привлеченных средств, напомню, в тот самый бюджет, который недодает школам на ремонт, так их еще обвиняют: вы приобрели товар не в муниципальном магазине, а в частном, нанесли ущерб городской казне.
А Владимир Белоусов, директор 90-го лицея, изобрел максимально эффективную модель экономики образовательного учреждения, и ему для реализации этой модели надо было только одно – чтобы бюджет лицея, муниципального образовательного учреждения, стал отдельной строчкой в муниципальном бюджете. И Думу убедил, и финуправление, а вот на уровне своих коллег – муниципальных управленцев образованием – отказ.
И их можно понять: в условиях ограниченного ресурса им кажется более эффективным централизовать средства, а не распылять.
Да и сама структура муниципального управления образованием в России не настроена на то, чтобы каждая школа вела самостоятельное хозяйство.
И вообще инициативные лидеры образования – муниципальные или региональные – своими инновациями и развивающими проектами создали своеобразный конфликт. Они пробудили в директорах школ вирус свободы. Не просто самостоятельности – директора и так вели свое хозяйство, но только тихо-тихо, делая вид, что на самом деле исполняют мудрые указания начальства. А поскольку многие управления образования стали поощрять инновационные, экспериментальные, авторские школьные проекты, то тут уж волей-неволей надо было проявлять собственную инициативу и демонстрировать, даже защищать свою самостоятельность в творческих экспертизах.
В одном Краснодаре столько всего появилось!
Директор одной из самых престижных школ города № 23 Мариэтт Очмиз выдвинула и блестяще реализует потрясающий проект школы выбора.
На последнем экспертном семинаре с участием школьников произошел такой спор. Мариэтт Хаджибиевна делала доклад о школьном пространстве выбора. И вдруг другие директора спрашивают:
– А если дети сделают неправильный выбор – поступка, собственной образовательной программы, правил школьной жизни, системы управления или направления трат средств, кто будет отвечать?
Не дав госпоже Очмиз ответить, старшеклассник из другой школы спрашивает:
– А какой выбор более эффективен: правильный или самостоятельный?
Не удержавшись, одна учительница выпалила: “Конечно, правильный”, но на нее тут же зашикали и стали думать: а действительно, если мы хотим, чтобы наши ученики научились выбирать и самоопределяться, значит, надо ценить прежде всего самостоятельность выбора. И уметь организовать рефлексию, чтобы ребенок сам мог оценить, насколько его выбор оказался эффективным. А если постоянно контролировать ребенка и корректировать его выбор, то все будет правильно, кроме способности к самостоятельному выбору. Но то же самое произошло и с краснодарскими (уверен, что не только с ними) директорами.
Федоренко так долго призывал и способствовал их самостоятельности, что в конце концов... им стал не нужен такой активный и в каком-то смысле авторитарный в своей инновационности руководитель. Оказывается, если система развивается, то либо сам управленец должен категорически отказаться от своего прежнего стиля, либо он должен уйти.
А может быть, в любом случае уйти, дать системе жить в других условиях. Потому что если ты любишь свое дитя, то допустить самостоятельность, которая, с твоей точки зрения, неправильная, нелегко.
И Федоренко ушел, передал департамент своей первой заместительнице, известной на всю Кубань опытной Светлане Логачевой, и стал руководителем центра развития образования.
Оказывается, что один из важных результатов развивающей деятельности управленца – это когда ты становишься ненужным.
Жестокий и безальтернативный результат. Либо ты уходишь, либо возвращаешь всю ситуацию обратно – в то состояние, когда ты-таки необходим.
И надо сказать, что мэр города Краснодара Валерий Самойленко, к которому пришли директора и обрисовали ситуацию, все понял. Хотя ему тоже было нелегко: Федоренко верный соратник, проколов по службе нет – и вдруг только из-за возросшего самосознания школ убирать члена команды?
...Нам только кажется, что перемены в эшелонах педагогической власти детям не видны.
На самом деле образовательная политика, в том числе кадровая, – это общественная педагогика.
Вот только почему-то мы все привыкли делать втайне. А ведь описанная нами ситуация – прекрасный жизненный пример управленческой и педагогической драматургии. Но это никто не обсуждает, только догадки строят, и, конечно, многое в этих догадках упрощается: Федоренко сняли.
Кстати, в Краснодаре собираются создавать детское управление образованием. На базе сети федеральных экспериментальных площадок.
Говорят, Игорь Федоренко станет советником этого управления на общественных началах. Мы считаем – правильный выбор. Ему известно не только, как можно управлять, но и когда вовремя уйти. А это важная наука.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru