Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2000

Третья тетрадь. Детный мир

МинистерствО образованиЯ
Российской Федерации
от 12 мая 2000 г. № 710/11–13

О негосударственных общеобразовательных учреждениях

В последнее десятилетие в российском обществе произошли масштабные изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций, роли человека в окружающей среде.
Система образования достаточно мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Привычная для недавнего прошлого унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, основу которых составляют проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей молодежи, у которой впервые за последние десятилетия появилось право выбора образовательных учреждений.
Последнее во многом связано и с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах образования России.
Важную роль в развитии негосударственных школ сыграло естественное стремление педагогов к творчеству и поиску таких моделей школы, которые смогли бы обеспечить психологически комфортные условия обучения и развития личности, высокое качество образования, эффективность адаптации выпускников к новым социально-экономическим и политическим условиям, авторитет, престижность и конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг.
За короткий период негосударственные школы не только заняли соответствующее место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и активно влияют на ее развитие. Сегодня в России насчитывается 607 школ, зарегистрированных как негосударственные образовательные учреждения, 587 из них прошли лицензирование, 315 получили государственную аккредитацию. В прошедшем учебном году аттестат об основном общем образовании получили в негосударственных школах 4620 выпускников, аттестат о среднем общем (полном) образовании – 3821 человек. В этих школах обучается 53 358 учащихся, а численность педагогических кадров составляет 16 888 человек.
Изучение состава обучающихся негосударственных школ показывает, что примерно 80% детей имеют реальные или потенциальные проблемы в обучении, в социальной адаптации, чаще всего обусловленные общим состоянием здоровья и психическим развитием, характерными для большинства современных школьников.
Личностно-ориентированное образование становится центральным звеном работы негосударственных школ, и в кругу забот педагогических коллективов на первый план выдвигается решение задач развития индивидуальности, самобытности каждого обучающегося и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации его возможностей, что, в свою очередь, способствовало возникновению и развитию такой модели общеобразовательного учреждения, где составной, если не главной частью организации образовательного процесса стала система психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Поэтому педагогические коллективы этих школ большое внимание уделяют организации в школе психолого-педагогической службы, разработке с позиции психологов индивидуальных учебных планов школьников, формированию системы психолого-педагогической диагностики каждого обучающегося (с периодичностью несколько раз в течение учебного года) и на основе ее соответствующей коррекционной работе как психологов, так и учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, а также родителей, что дает возможность существенно влиять на положительную динамику обучения и воспитания каждого школьника.
Подобная практика предъявляет особые требования к профессионализму учителя, чье умение переориентироваться от “субъект-объектной” логики воздействия на ученика к “субъект-субъектным” отношениям помогает строить педагогическую систему в соответствии с особенностями контингента учащихся и в зависимости от этого проектировать образовательные задачи каждого на уроке, опираясь на такие технологии, которые максимально учитывали бы возрастные и индивидуальные особенности развития конкретного ребенка.
Такие подходы существенно влияют на уровень и качество подготовки обучающихся в негосударственных школах. Анализ результатов аттестации выпускников, проведенный региональными органами управления образованием, свидетельствует: уровень обученности не только соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, но и демонстрирует ее общий высокий уровень.
Негосударственные школы с полным основанием можно отнести к учреждениям, разрабатывающим и апробирующим новые модели современной школы, практикующим личностно-ориентированную модель образования. Их деятельность важна для региональных систем образования, так как способна определить зону ближайшего развития для массовой школы.
Необходимо отметить устойчивый, целенаправленный и достаточно широкий диапазон сотрудничества негосударственных школ с государственными высшими и средними образовательными учреждениями регионов, который ориентирован на обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными кадрами, на разработку программ и отработку нового содержания образования в классах профильного обучения путем корректировки и интеграции соответствующих учебных планов и программ.
Завершая характеристику некоторых особенностей образования в НОУ, следует отметить, что, разрабатывая модели школы нового вида, педагогические коллективы опираются на современные образовательные теории и технологии обучения.
В начальных негосударственных школах, как правило, делается упор на целостные дидактические системы и модели обучения. Это системы развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Вальдорфская школа, школа Монтессори, школа диалога культур.
В основной и старшей ступенях школ в учебный план вводятся новые учебные предметы, такие как логика, экономика, интегрированные курсы, разрабатывается новое содержание образовательных областей, как-то: естествознание (“мир биологии”, “мир экологии”, “синергетика”), филология (“основы духовной культуры”, “русская словесность”, “риторика”), ведется целенаправленное знакомство школьников с основами предпринимательской деятельности.
Очевидно, что благодаря образовательной инициативе в негосударственных общеобразовательных учреждениях заложены большие потенциальные возможности. По сути, они являются широкомасштабной экспериментальной площадкой, где разрабатываются и апробируются перспективные педагогические технологии, оригинальные идеи совершенствования образовательного процесса при гарантии реализации госстандарта.
Однако, как и всякое новое явление, процесс развития сети негосударственных школ сопровождается многими проблемами.
Так, анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что искусственно создаваемый в ряде регионов информационный вакуум вокруг негосударственных школ способствует существованию учреждений, не отвечающих современным требованиям, с низким качеством образования и высоким уровнем перегрузки обучающихся.
Сведения, представленные регионами, ярко показывают нехватку учебных площадей для негосударственных школ (76% школ функционируют в арендованных помещениях). Оплата аренды поглощает значительную часть финансовых средств общеобразовательных учреждений, приводит к росту платы за обучение, а кроме того, затрудняет создание соответствующей современным требованиям материально-технической базы для изучения таких предметов, как физика, химия, биология, информатика, физическая культура. Не менее важной проблемой для НОУ является постоянный рост коммунальных платежей.
Серьезной проблемой является нарушение в ряде регионов Закона РФ “Об образовании” в части бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений.
Требует внимания проблема аттестации и аккредитации негосударственных школ. В ряде регионов отсутствуют методики проведения аттестации общеобразовательных учреждений, работающих по нетрадиционным технологиям, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, принимающих участие в аттестации.
Нерешенной проблемой остается давление на НОУ со стороны ряда местных налоговых органов, которые вопреки Закону Российской Федерации “Об образовании” до сих пор необоснованно относят негосударственную школу к сфере платных услуг и предпринимательской деятельности.
Все перечисленные проблемы серьезным образом сказываются на сегодняшнем состоянии и перспективах развития негосударственных школ.
Вследствие этого становится очевидной необходимость глубокого анализа и обобщения опыта работы негосударственных образовательных учреждений в интересах их совместной деятельности с государственными общеобразовательными учреждениями в региональных системах образования по моделированию и построению образовательной среды для разных видов образовательных учреждений, разных категорий учащихся.
Острота вышеизложенных проблем требует самого серьезного внимания органов управления образованием регионов к их изучению и решению, эффективной поддержке негосударственных образовательных учреждений. Очевидно, что использование накопленного негосударственными общеобразовательными учреждениями опыта будет способствовать развитию российской системы образования.

Первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ
А.КИСЕЛЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru