МинистерствО образованиЯ
Российской Федерации
от 12 мая 2000 г. № 710/11–13
О негосударственных
общеобразовательных учреждениях
В последнее десятилетие в российском обществе
произошли масштабные изменения, серьезно
повлиявшие на социальную активность людей,
требования к реализации личностного потенциала,
определение жизненных позиций, роли человека в
окружающей среде.
Система образования достаточно мобильно
реагировала на задачи, поставленные новым этапом
исторического развития России. Привычная для
недавнего прошлого унификация образовательных
учреждений сменилась разнообразием их видов,
вариативностью учебных планов и программ,
внедрением новых методик образования и
воспитания, основу которых составляют проблемы
развития личности, более глубокого учета
познавательных интересов и способностей
молодежи, у которой впервые за последние
десятилетия появилось право выбора
образовательных учреждений.
Последнее во многом связано и с развитием сети
негосударственных общеобразовательных
учреждений в региональных системах образования
России.
Важную роль в развитии негосударственных школ
сыграло естественное стремление педагогов к
творчеству и поиску таких моделей школы, которые
смогли бы обеспечить психологически комфортные
условия обучения и развития личности, высокое
качество образования, эффективность адаптации
выпускников к новым социально-экономическим и
политическим условиям, авторитет, престижность и
конкурентоспособность школы на рынке
образовательных услуг.
За короткий период негосударственные школы не
только заняли соответствующее место в системе
российского образования, став ее неотъемлемой
частью, но и активно влияют на ее развитие.
Сегодня в России насчитывается 607 школ,
зарегистрированных как негосударственные
образовательные учреждения, 587 из них прошли
лицензирование, 315 получили государственную
аккредитацию. В прошедшем учебном году аттестат
об основном общем образовании получили в
негосударственных школах 4620 выпускников,
аттестат о среднем общем (полном) образовании –
3821 человек. В этих школах обучается 53 358 учащихся,
а численность педагогических кадров составляет
16 888 человек.
Изучение состава обучающихся негосударственных
школ показывает, что примерно 80% детей имеют
реальные или потенциальные проблемы в обучении,
в социальной адаптации, чаще всего обусловленные
общим состоянием здоровья и психическим
развитием, характерными для большинства
современных школьников.
Личностно-ориентированное образование
становится центральным звеном работы
негосударственных школ, и в кругу забот
педагогических коллективов на первый план
выдвигается решение задач развития
индивидуальности, самобытности каждого
обучающегося и создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации его возможностей, что, в
свою очередь, способствовало возникновению и
развитию такой модели общеобразовательного
учреждения, где составной, если не главной частью
организации образовательного процесса стала
система психолого-педагогического
сопровождения обучающихся. Поэтому
педагогические коллективы этих школ большое
внимание уделяют организации в школе
психолого-педагогической службы, разработке с
позиции психологов индивидуальных учебных
планов школьников, формированию системы
психолого-педагогической диагностики каждого
обучающегося (с периодичностью несколько раз в
течение учебного года) и на основе ее
соответствующей коррекционной работе как
психологов, так и учителей-предметников,
классных руководителей, воспитателей, а также
родителей, что дает возможность существенно
влиять на положительную динамику обучения и
воспитания каждого школьника.
Подобная практика предъявляет особые требования
к профессионализму учителя, чье умение
переориентироваться от “субъект-объектной”
логики воздействия на ученика к
“субъект-субъектным” отношениям помогает
строить педагогическую систему в соответствии с
особенностями контингента учащихся и в
зависимости от этого проектировать
образовательные задачи каждого на уроке,
опираясь на такие технологии, которые
максимально учитывали бы возрастные и
индивидуальные особенности развития
конкретного ребенка.
Такие подходы существенно влияют на уровень и
качество подготовки обучающихся в
негосударственных школах. Анализ результатов
аттестации выпускников, проведенный
региональными органами управления образованием,
свидетельствует: уровень обученности не только
соответствует требованиям государственных
образовательных стандартов, но и демонстрирует
ее общий высокий уровень.
Негосударственные школы с полным основанием
можно отнести к учреждениям, разрабатывающим и
апробирующим новые модели современной школы,
практикующим личностно-ориентированную модель
образования. Их деятельность важна для
региональных систем образования, так как
способна определить зону ближайшего развития
для массовой школы.
Необходимо отметить устойчивый,
целенаправленный и достаточно широкий диапазон
сотрудничества негосударственных школ с
государственными высшими и средними
образовательными учреждениями регионов, который
ориентирован на обеспечение образовательного
процесса высококвалифицированными кадрами, на
разработку программ и отработку нового
содержания образования в классах профильного
обучения путем корректировки и интеграции
соответствующих учебных планов и программ.
Завершая характеристику некоторых особенностей
образования в НОУ, следует отметить, что,
разрабатывая модели школы нового вида,
педагогические коллективы опираются на
современные образовательные теории и технологии
обучения.
В начальных негосударственных школах, как
правило, делается упор на целостные
дидактические системы и модели обучения. Это
системы развивающего обучения Л.В.Занкова,
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Вальдорфская школа,
школа Монтессори, школа диалога культур.
В основной и старшей ступенях школ в учебный план
вводятся новые учебные предметы, такие как
логика, экономика, интегрированные курсы,
разрабатывается новое содержание
образовательных областей, как-то: естествознание
(“мир биологии”, “мир экологии”,
“синергетика”), филология (“основы духовной
культуры”, “русская словесность”, “риторика”),
ведется целенаправленное знакомство школьников
с основами предпринимательской деятельности.
Очевидно, что благодаря образовательной
инициативе в негосударственных
общеобразовательных учреждениях заложены
большие потенциальные возможности. По сути, они
являются широкомасштабной экспериментальной
площадкой, где разрабатываются и апробируются
перспективные педагогические технологии,
оригинальные идеи совершенствования
образовательного процесса при гарантии
реализации госстандарта.
Однако, как и всякое новое явление, процесс
развития сети негосударственных школ
сопровождается многими проблемами.
Так, анализ сложившейся ситуации
свидетельствует о том, что искусственно
создаваемый в ряде регионов информационный
вакуум вокруг негосударственных школ
способствует существованию учреждений, не
отвечающих современным требованиям, с низким
качеством образования и высоким уровнем
перегрузки обучающихся.
Сведения, представленные регионами, ярко
показывают нехватку учебных площадей для
негосударственных школ (76% школ функционируют в
арендованных помещениях). Оплата аренды
поглощает значительную часть финансовых средств
общеобразовательных учреждений, приводит к
росту платы за обучение, а кроме того, затрудняет
создание соответствующей современным
требованиям материально-технической базы для
изучения таких предметов, как физика, химия,
биология, информатика, физическая культура. Не
менее важной проблемой для НОУ является
постоянный рост коммунальных платежей.
Серьезной проблемой является нарушение в ряде
регионов Закона РФ “Об образовании” в части
бюджетного финансирования аккредитованных
негосударственных общеобразовательных
учреждений.
Требует внимания проблема аттестации и
аккредитации негосударственных школ. В ряде
регионов отсутствуют методики проведения
аттестации общеобразовательных учреждений,
работающих по нетрадиционным технологиям,
ощущается нехватка квалифицированных
специалистов, принимающих участие в аттестации.
Нерешенной проблемой остается давление на НОУ со
стороны ряда местных налоговых органов, которые
вопреки Закону Российской Федерации “Об
образовании” до сих пор необоснованно относят
негосударственную школу к сфере платных услуг и
предпринимательской деятельности.
Все перечисленные проблемы серьезным образом
сказываются на сегодняшнем состоянии и
перспективах развития негосударственных школ.
Вследствие этого становится очевидной
необходимость глубокого анализа и обобщения
опыта работы негосударственных образовательных
учреждений в интересах их совместной
деятельности с государственными
общеобразовательными учреждениями в
региональных системах образования по
моделированию и построению образовательной
среды для разных видов образовательных
учреждений, разных категорий учащихся.
Острота вышеизложенных проблем требует самого
серьезного внимания органов управления
образованием регионов к их изучению и решению,
эффективной поддержке негосударственных
образовательных учреждений. Очевидно, что
использование накопленного негосударственными
общеобразовательными учреждениями опыта будет
способствовать развитию российской системы
образования.
Первый заместитель министра общего и
профессионального образования РФ
А.КИСЕЛЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|