Метод обычного гвоздя
Его придется изобретать каждому из
нас, если мы, конечно, хотим сделать так, чтобы
ребенок полюбил ходить в школу
Научно-исследовательский центр в
Бостоне провел в конце 90-х исследование и,
опросив 1059 родителей, чьи дети учились в
начальной школе, обнаружил, что: 9% родителей
считают, что они обязаны помогать своим детям
делать домашнюю работу; 30% помогать не могут в
силу своей профессиональной занятости; 23% не
помогают потому, что в доме есть младшие дети,
которые требуют не меньше внимания и заботы.
К тому же 32% взрослых говорят, что они и рады бы
помочь, но сейчас учат совсем не так, как учили их.
(А если бы знали, то каждый пятый охотно бы помог
своему ребенку с учебой.) Правда, радует то, что 74%
родителей разговаривали в течение года с
учителями своих детей больше пяти раз. 79%
родителей все-таки интересует, выполнена ли
домашняя работа, а 63% помогают детям практически
ежедневно.
Но чем старше становится ребенок, тем меньше
родителей интересует его учеба и в школу они
заходят все реже, так как считают, что их помощь
детям больше не требуется. Это абсолютно неверно.
Пяти-шестиклассники, считают ученые, чьи
родители не способны стать для них учителями,
доброжелателями, помощниками, адвокатами и
менеджерами, учатся плохо, а то и вовсе перестают
учиться.
Все лето неподалеку от школьной клумбы и
совсем рядом с асфальтовой дорожкой рос большой
красивый лопух, зеленый-презеленый, сытый и
благополучный. Цвел и как будто не мешал, скорее
радовал и удивлял взор, привычный к асфальту,
бетону и камню. А потом вдруг его не стало. Просто
директор позвал завуча, завуч кликнул
администратора, чтобы тот попросил дядю Петю (или
дядю Ваню) – школьного дворника, который, как
никогда усердно, подметал пыльный двор, –
сорвать лопух, раскинувший листья на асфальте
прямо напротив главного входа. И было то тридцать
первого августа.
Вот так каждый год и заканчивается лето:
вспоминаем про “нельзя, ни за что, не сметь”,
волнуемся, суетимся, городим чушь, тормошим
детей; одеваем во все новое, поправляем
воротнички или галстуки, приглаживаем
непослушные вихры, на пороге вручаем букет, машем
на прощание рукой и, наконец, провожаем в школу,
чтобы потом с чувством выполненного долга не
вспоминать о ней целый долгий год, пока дети не
сносят новые кроссовки, не разорвут портфель и не
вырастут из любимой фуфайки. Значит, опять на
дворе конец августа, вспоминаем мы, и скоро в
школу. И снова заживут ссадины на коленках,
добела отмоется летний загар и закончится
вольная жизнь. И до следующего лета не будет
одуванчиков, кузнечиков, лопухов и лягушек.
Сентябрь и осень всегда наступают вдруг, в
отличие от долгожданного весеннего марта будто
диктуют по слогам: “сми-рись”.
В первый день учебного года дети и в самом деле
очень смирные и вместе с тем доверчивые. Они
внимательно слушают, охотно отвечают и даже
уроки делают все без исключения. Но проходит
сентябрь – что творится с детьми? Их не узнать:
строгие, угрюмые, недоверчивые, в чем-то очень
сильно разочаровавшиеся и словно что-то
окончательно для себя решившие. Так в чем же и
что?
Вряд ли их оставили равнодушными
профессиональные качества учителей. И дело,
видимо, не в том, что им не понравился тот или иной
предмет сам по себе, – все гораздо тоньше. Весь
сентябрь они невольно оценивали прежде всего
чисто человеческие качества учителей и
родителей и в связи с этим решали, как же именно
они относятся к алгебре, химии, чтению или труду.
И если мы умеем быть честными до конца, то обязаны
будем признать, что детям трудно угодить, и
значит, нет иного выхода, как становиться рядом с
ними лучше, мудрее, добрее.
А может быть, не так уж и много надо, чтобы наш
ребенок раз и навсегда полюбил ходить в школу? И
что если нам действительно не составит труда
научить его учиться и успевать? Спросите как? Нет
универсального ответа, и никто, кроме вас, не
знает. Но нужно думать, пробовать то и это –
только так и выйдет что-нибудь стоящее.
Сначала, видимо, нужно изобрести метод. И ничего
тут сложного нет. Возьмите и назовите его, к
примеру, методом гвоздя. Почему гвоздя? Да потому,
что вдруг вспомнилась одна забавная притча о том,
как, войдя однажды жарким летним утром в класс и
увидев как никогда заспанных курсантов морского
училища, учитель математики глянул на старый,
потемневший от времени, чуть выступающий из
доски гвоздь и тут же придумал, как всех
разбудить. Взял мел и нарисовал рядом с видимым
лишь ему одному гвоздем крючок и повесил на него
свои шляпу и плащ. С курсантов сон как рукой
сняло: весь урок сидели они молча, глаз не сводя с
доски, строчили в тетради формулы и решения. А
когда прозвенел звонок, преподаватель взял
шляпу, плащ, стер крючок и, вежливо попрощавшись с
аудиторией, вышел из класса, все дружно бросились
к кафедре искать разгадку. Ну чем, скажите, не
метод? Конечно, и он не универсален, но хотя бы
проблему дисциплины решает, а для решения
остальных надо всего лишь найти другой гвоздь –
вот и все.
Но важнее всего, пожалуй, другое, а именно: нужно
любить своего ребенка не на словах, а на деле.
Даже тогда, когда он не слушается, капризничает,
лезет в грязь, рвет в клочья новые джинсы, не ест
кашу по утрам, врет, таскает мелочь из кошелька,
дерется, грубит и не приходит домой в положенное
время. И когда таскает домой тройки, ссорится с
сестрой. Тем более если не вылезает из двоек,
дружит с хулиганом, бьет брата, пропадает с утра
до вечера на улице, принципиально не делает
уроки, годами валяется на диване перед
телевизором, завалил экзамены. Как, спросите,
такого любить? Да очень просто. Нужно чуть
изменить интонацию своих высказываний на более
уважительную и спокойную, исключить пару-тройку
обидных определений типа лентяй, оболтус, дрянь,
подлец, паразит, квартирант... И знаете для чего? С
одной благой целью: чтобы наше в общем-то доброе и
любовное чувство к нашим детям наконец-то
совпало с формой его проявления и чтобы они
впредь, услышав сердитый голос родителя, все
равно не сомневались в том, что мы их любим, ценим,
никогда не бросим и всегда готовы прийти на
помощь. Потому что всякий раз, когда мы ссоримся с
ними из-за неверно решенной задачи, неровно
выведенных в прописи букв или из-за тройки по
алгебре, им кажется, что не так плохи их оценки и
почерк, как они сами. И представьте, какой длины
обратный путь им всякий раз приходится
преодолевать от полного разочарования в самих
себе до мало-мальски терпимого к себе отношения.
И не будет им дела до хороших оценок и учебы, пока
мы не научимся жить с ними в ладу, несмотря на
беспросветные тройки, “неуды” по поведению,
ссоры, драки, синяки, ссадины и непогоду за окном.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|