Похищение голоса
В ожидании письма есть привкус
обреченности
Как это ни странно, компьютер
возвращает к жизни старомодные занятия –
раскладывание пасьянсов и писание писем. Поэтому
будет неудивительно, если двадцать первый век
окажется более похожим на девятнадцатый, чем
почти уже ушедшее двадцатое столетие.
Большинство футурологических прогнозов
говорит об обратном: звук и картинка якобы
окончательно должны вытеснить написанное слово,
и чтение, а тем более письмо превратятся в
раритетное развлечение для немногих; обращению
же с предельно усложнившейся техникой мы будем
обучаться примерно так же, как эскимос с
бульдозером в известном пособии по антропологии
– вприглядку. И все-таки письменное слово, слово
молчаливое, восстанавливает свои позиции там,
где, казалось бы, они навсегда потеряны, – в
общении.
То, что эпистолярную культуру убил телефон,
общеизвестно. Кокетливые сетования на
непомерную занятость и сумасшедший темп
современной жизни не в счет. По-настоящему заняты
настолько, что не хватает времени на письма,
очень немногие. Дело в другом – телефонная
трубка сделала контакт мгновенным и создала
эффект близости: можно вообразить говорящего с
тобой где-нибудь в соседней комнате или на
ближайшей улице, хотя на самом деле он в другом
городе или в другой стране.
Телефонный разговор – тоже искусство. Я завидую
умеющим говорить по телефону. Это люди с
мгновенной реакцией, поскольку спасительные
уловки обычного разговора – жесты, взгляды –
здесь не работают и всякая неповоротливая работа
мысли оборачивается гулким молчанием. Поэтому
мастерство телефонной беседы вызывает
завистливое восхищение. Как теннис, в который по
причине бездарности мне так и не суждено было
научиться играть. Причем не большой теннис – там
мяч летит дольше, а настольный: дистанции между
фразами никакой.
И вдруг появляется такое абсурдное изобретение,
как пейджер. Его странность видна прежде всего с
не заинтересованной в его пользе стороны, и
странность эта в том, что устное слово в конечном
счете преобразуется в письменное, телефонный
разговор – в переписку.
Электронная почта – окончательный триумф письма
над звучащим и произносимым словом. Какой бы
мгновенной ни была связь, нужно какое-то время,
чтобы написать ответ, перечитать, что-то
исправить или добавить. Теннисный шарик зависает
в воздухе и терпеливо ждет, когда можно будет
продолжить полет...
Письменное общение предполагает замедленность,
намеренную задержку с ответом. Пока письмо
найдет адресата, и адресат ответит, и его ответ
дойдет, пройдет время, что-то изменится в жизни, и
в самом авторе письма, и в том, кому он пишет.
Письмо всегда опаздывает – и обычное, и
электронное, разница только в продолжительности
опоздания, но именно в этом и заключается особая
сила письменного общения: оно отпускает человека
на свободу, оставляет за ним право на размышление
и решение и не принуждает к мгновенному ответу.
Письма всегда ждут. Пятнадцать минут, час, день,
год... То, что ожидание не только вынужденная
необходимость, но и одна из постоянных
человеческих потребностей, кажется, не до конца
оценено сторонниками мгновенной связи. Между
письмом и ответом обязательно должна быть
дистанция.
Состояние ожидания изменяет отношения человека
с миром, расширяет диапазон восприятия,
порождает “обострение восприимчивости и
чувствительности эпидермы и чувства”, как писал
Михаил Кузмин в своем знаменитом предисловии к
первой книжке молодой Ахматовой, рассказывая
красивую историю о членах общества игры в
обреченность. В ожидании письма тоже
присутствует привкус обреченности. Меняется
оптика, обостряется слух. Каждая мелочь,
попадающая в сферу ожидания, приобретает
немыслимую четкость очертаний, звука, вкуса...
Так начинаешь понимать, что помимо холодной игры
всесильного автора с читателем прием – намек на
что-то еще. С детства раздражавшие своей лукавой
неуместностью “девицы-красавицы,
душеньки-подруженьки” вдруг оказываются
оправданы не пушкинским желанием подразнить
читателя, нетерпеливо ожидающего развязки, а
мнимым “небреженьем” Татьяны. “С небреженьем
внимая звонкий голос их” – однако же песня
пропета от начала до конца и услышана Татьяной с
предельной четкостью. Так же, как боковым
каким-то зрением (Татьяны, пишущей заветный
вензель “на отуманенном стекле”?), увидена сцена
вечернего чаепития в деревне – во всех
подробностях, крупным планом, с перечислением
деталей: самовар, китайский чайник, рука Ольги,
разливающая чай, мальчик со сливками... Татьяна
два дня и одну ночь ждет ответа на письмо. В
сущности, отношения Онегина и Татьяны
укладываются в рамки эпистолярного романа. Когда
они говорят друг с другом, они все равно пишут
письма. Отповедь Онегина Татьяне и Татьяны –
Онегину – монологи, не предполагающие
мгновенного ответа, заранее заготовленные речи,
после которых этот ответ невозможен. Письмо
требует паузы. И в эту паузу может уместиться
значительный отрезок жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|