Преданные равноправию
Кто спасет реальность воображения?
Книжные прилавки завалены разноцветной
глянцевой продукцией – это победа рынка, победа
высокорентабельного над высококачественным. Но
рынок – это всего лишь свобода потребителя за
свои деньги заказывать угодную ему музыку
(литературу). Оказывается, свобода и равенство
гибельны для культуры.
Высокая культура – равно как любая сложная
деятельность, требующая векового накапливания
приемов и критериев, требующая серьезной
подготовки и усилий не только от творца, но и от
потребителя, – не может жить и развиваться без
аристократии – общественного слоя, одновременно
утонченного и влиятельного, имеющего
возможность возвести свои вкусы в эталонные не
путем демократического голосования, в том числе
голосования рублем, способного лишь растворить
знатоков в массе профанов, а через механизмы
власти (государственного просвещения), через
механизмы престижа, спроса... Если в слове
“аристократия” кому-то слышится намек на
автоматическую, наследственную принадлежность к
этому слою, я готов заменить его словом “элита”,
относя к ней каждого, кто дорожит – до страсти! –
хотя бы одним именем из длинного списка: Шекспир,
Мольер, Толстой, Достоевский, Чехов, Герцен,
Пруст, Кафка, Томас Манн, Джойс, Фолкнер, Платонов,
Камю, Набоков...
Разумеется, при этом следует понимать, что элита
– размытое и вовсе не однородное целое: разные ее
части могут вести и нередко ведут борьбу –
иногда бешеную – между собой. Разумеется также,
что никакой отбор не гарантирует безупречной
справедливости: в праве считаться звездой,
случается (и неизбежно будет случаться!),
отказывают даже тем, кто составит впоследствии
славу и гордость будущей элиты: рождение новых
звезд, как все реальное, – процесс трагический.
Но отказ от самого понятия элиты, переход к
плюралистическому “О вкусах не спорят, каждый
по-своему прав” смертоносен для культуры. Культ
свободы и равенства – каждый может! – похоже, уже
погубил эстрадную музыку, а музыку серьезную,
возможно, спасает лишь то, что она слишком уж
скучна для профанов. Наука тоже выстоит и при
цунами плюрализма, омываемая мощными потоками
таких “альтернативных течений”, как астрология,
хиромантия, знахарство, ведовство, – слава богу,
внутри ее самой никому и никогда не придет в
голову внедрять равноправие: отменить экзамены,
каждому предоставить полное право иметь любое
мнение по любому вопросу, ничем этого права не
заслуживая, все вопросы решать голосованием, в
котором голос специалиста весит столько же,
сколько голос невежды... Эти принципы чрезвычайно
опасны и в политике, но изгнать их оттуда скорее
всего уже не удастся, хотя и красные, и
коричневые, и зеленые революции всегда
совершались и совершаются одним и тем же путем –
демагоги, вооруженные примитивными мифами,
натравливают толпу на элиту, которую не так легко
провести ни панацеями от социальных язв, ни
панацеями медицинскими.
Осуществить сколько-нибудь заметный спрос
сегодняшняя духовная элита абсолютно не в
состоянии. Влияние ее на власть тоже не так
велико, как хотелось бы, но все-таки оно
неизмеримо больше, чем ее материальная сила:
защищая свои ценности путем забастовок или
образования политической партии “за культуру”,
она не получила бы вообще ничего. Вместе с тем
любой реальный политик, в собственной жизни
которого культура не играет практически никакой
роли, всегда готов среди более практических
лозунгов написать на своем знамени и этот –
“Спасение культуры”.
Можно предположить, что культура при всей своей
материальной бедности и физической слабости
имеет в своем распоряжении довольно
респектабельный миф, а все идеи овладевают
массами лишь в мифологической оболочке. Именно
на гребне очередного мифа имя того или иного
писателя облетает земной шар, а когда
мифотворческая волна спадает и книга, даже
гениальная, опускается до своего собственного
значения (ее значения в глазах духовной элиты),
оно всегда оказывается очень небольшим, ибо мир
живет не книгами. Мифами здесь и выше я называю не
обязательно стопроцентную выдумку, а скорее ярко
раскрашенную и предельно упрощенную (очищенную
от противоречий и неопределенностей) модель
реального явления, предназначенную не для того,
чтобы его постичь, а для того, чтобы вызвать
простое сильное чувство, не допускающее
сомнений. В распространении культуры мифам
принадлежит, пожалуй, еще более выдающаяся роль,
чем в распространении идей политических, – роль
как положительная, так и отрицательная: на
симпозиуме в Зальцау мне пришлось услышать, что
продвижению российских книг на германский рынок
серьезно препятствуют, во-первых, отголоски
гитлеровской пропаганды о “недочеловечестве”
славянства, а во-вторых, представление о том, что
личности, развивавшиеся под социалистическим
гнетом, могут быть лишь однотипно забитыми и
тусклыми, неспособными к сколько-нибудь
интересной духовной деятельности. И если первый
миф для каждого, кто слышал имена Толстого и
Достоевского, не заслуживает внимания, то о
втором пришлось высказаться специально: создав
экономику, не направленную на прибыль, создав
обширную науку, почти не ориентированную на
практический результат, советская власть, сама
того не желая, произвела на свет духовную
аристократию – многочисленный слой
образованных людей, практически свободных от
борьбы за социальное выживание, а потому
располагающих редкой в сегодняшнем мире
возможностью хоть три рабочих дня подряд читать
и передавать друг другу редкие книги и
журнальные новинки, посещать кинофестивали, а
потом еще неделю делиться впечатлениями: самые
“продвинутые” становились серьезными
авторитетами даже при относительно слабых
профессиональных заслугах. И эстетическое
влияние этой аристократии – при нулевом
политическом! – было вполне заметным: именно она
соединенными усилиями сделала имя Трифонову и
Тарковскому (список можно удлинить в десятки
раз).
Удручает тот факт, что сегодняшняя культурная
элита, свалив партийную диктатуру под
самоубийственным лозунгом “Рынок всегда прав!”,
продолжает творить мифы не самоутверждающие, а
саморазрушающие. Процесс позитивного
мифотворчества, разумеется, невозможно
организовать рационально – чтобы опьянять
других, прежде всего надо быть опьяненным самому.
Тем, кто составляет почву и кислород литературы,
– российской интеллигенции – необходимо
преисполниться аристократической гордости. Эта
гордость вовсе не требует нескромности в быту:
истинный аристократ духа предельно жестко
оценивает свои личные доблести и безоговорочно
уважает в себе лишь те ценности и критерии,
которые и благодаря ему тоже перейдут будущим
поколениям. Говоря упрощенно, я – значительное
лицо только потому, что боготворю Толстого и
Пушкина. А если я покорюсь чужим мифам, я совершу
предательство – отдам в равнодушные руки то, что
было доверено именно мне.
Сказанное вовсе не означает, что литературная
элита должна замкнуться в секту – результатом
был бы мертвенный академизм. Между человеком,
читающим Пруста, и человеком, читающим Маринину,
глубокая пропасть. Но между ними обоими и
человеком, вовсе ничего не читающим либо ищущим в
книгах исключительно информации, – бездна. Самая
глубокая опасность для литературы –
перерождение ее главного потребителя, человека
фантазирующего, в человека прагматического, ибо
человека отличает вовсе не умение использовать
орудия труда – многие животные орудуют ими очень
изобретательно, – а способность относиться к
плодам своей фантазии как к реальным предметам –
и даже гораздо более серьезно. Человек же
прагматический, всерьез интересующийся только
реальностью, никогда не станет чем-то жертвовать,
чтобы сохранить в нашем воображении Дон Кихота
или Гамлета, которых и на свете-то никогда не
было..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|