Страничка Василия Кольченко
Педагогический десант в Нью-Йорке
ва года назад я рассказал о том, что в
нью-йоркских государственных школах начала
преподавать группа молодых австрийских
учителей. В последнее время в Нью-Йорке число
учеников растет, а квалифицированных учителей
математики и естественных наук – биологии,
химии, физики и географии – не хватает. В то же
время в Австрии выпускники педагогических вузов
с трудом находят работу.
Решение напрашивалось само собой. Педагоги из
Австрии поработают пару лет в Америке и вернутся
домой с хорошим разговорным английским, спрос на
который всюду возрастает. Недолго думая дали
рекламу по телевизору, отобрали несколько
десятков кандидатов с наилучшим образованием и
знанием английского и распределили их по школам
в разных районах Нью-Йорка.
Что же произошло с австрийским педагогическим
десантом за два года? Как он справляется с
трудностями преподавания в непростых условиях
нью-йоркской школы, с ее смешением языков и
национальностей, с ее металлодетекторами на
входах и полицейскими в коридорах, с
успеваемостью учеников, которая традиционно
ниже пятидесяти процентов?
Учителя выжили. Программа расширяется. Адель
Вочел, директриса школы имени Рузвельта, хвалит
австрийских педагогов за основательное знание
предмета и высокую самоотдачу. Ученики в школе
говорят на тридцати двух языках. Иностранный
акцент у многих местных учителей сильнее, чем у
австрийцев. “Когда я услышала, что прибывает
новая партия педагогов, я слезно просила
направить их ко мне”, – говорит директриса. Она
приняла четверых учителей в первый год и
четверых во второй.
Сэндра Эйбрамс, директриса школы имени Мэдисона,
отмечает хорошую профессиональную подготовку
австрийцев, но считает, что они чересчур склонны
к лекционному методу. Это мало подходит для ее
учеников. “Нам нужно, чтобы дети были постоянно
вовлечены в активную работу, – говорит она. –
Пассивно слушать учителя и писать конспекты –
это не для них”.
Однако большинство отзывов положительные.
Энтузиазм, старательность и открытость помогают
молодым учителям приспособиться к непривычным
условиям и найти верный путь. Если после первого
года программы только шестеро из них остались в
Нью-Йорке, а остальные поехали домой, то на этот
раз уже двадцать педагогов из двадцати девяти
подписали новый контракт и возвратились в
сентябре в нью-йоркские школы.
Что было для них здесь наиболее неожиданным и
трудным? Почти все называют проблемы с
дисциплиной и трудности с усвоением учебного
материала. “Мне пришлось быть более строгой и
жесткой в классе, – говорит Эва Кайлбауэр. – Если
в австрийской школе ребенок говорит, что ему
нужно пойти к медсестре, то ему действительно
надо к медсестре. Здесь ученики испытывают тебя
при первой возможности. Поначалу я им верила,
потом поняла что к чему”.
Томас Лепушиц рассказывает, что его первые уроки
показались ему катастрофой: “Ученики пытались
меня запугать. Они вели себя просто ужасно”. Он
попросил перевести его в другую школу. В ней, по
отзывам его знакомых австрийцев, дети вели себя
лучше. Но и здесь подростки испытывали его
терпение: “Они не понимают, как решить
простейшее уравнение, даже если ты объясняешь им
три раза подряд. Спрашиваю: если три плюс семь
равно иксу, чему равен икс? Не знают”.
“Многие ученики просто не верят, что они могут
чему-то научиться, – говорит Джудит Хергович. – Я
никогда не видела ничего подобного в Австрии.
Кого в этом винить, непонятно. Американскую
культуру обвинять не стоит. Скорее всего причина
скрыта в семье, или, точнее, в ее отсутствии”.
“В Австрии слабых учеников направляют в
профессиональные училища, – объясняет Томас
Лепушиц. – Не понимаю, почему штат Нью-Йорк
требует от отстающих детей изучать сложные
предметы на таком высоком уровне”.
И все же учеба движется вперед. На приеме в
австрийском консульстве, проведенном в честь
учителей, многие из них рассказывали о
неожиданных успехах своих учеников на выпускных
экзаменах. Даже герр Лепушиц согласился, что
последние недели учебного года прошли в рабочем
ритме: “Как только стало жарко, нарушители
порядка перестали ходить на занятия. Только
теперь ученики, которые действительно хотели
учиться, получили возможность нормально
работать”.
Прожив год или два в Нью-Йорке, молодые педагоги
профессионально закалились, окрепли и в то же
время познакомились с жизнью этого
удивительного города. Живут они на окраинах,
часто снимают одну квартиру на двоих, обстановка
простая, спартанская. В выходные выбираются в
центр – в музеи, в кино. По соглашению с
профсоюзом им платят примерно ту же зарплату, что
и американскому учителю.
Нью-йоркское управление образования планирует в
будущем году утроить число приглашенных
учителей. Уже появились кандидаты из Чехии,
Венгрии, Италии и Швеции. На очереди Канада,
Карибские острова, Филиппины и Индия. Что можно
посоветовать кандидатам? Учить английский
всерьез. Готовиться к испытанию на прочность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|