Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Нью-Йорк

Страничка Василия Кольченко

Педагогический десант в Нью-Йорке

ва года назад я рассказал о том, что в нью-йоркских государственных школах начала преподавать группа молодых австрийских учителей. В последнее время в Нью-Йорке число учеников растет, а квалифицированных учителей математики и естественных наук – биологии, химии, физики и географии – не хватает. В то же время в Австрии выпускники педагогических вузов с трудом находят работу.
Решение напрашивалось само собой. Педагоги из Австрии поработают пару лет в Америке и вернутся домой с хорошим разговорным английским, спрос на который всюду возрастает. Недолго думая дали рекламу по телевизору, отобрали несколько десятков кандидатов с наилучшим образованием и знанием английского и распределили их по школам в разных районах Нью-Йорка.
Что же произошло с австрийским педагогическим десантом за два года? Как он справляется с трудностями преподавания в непростых условиях нью-йоркской школы, с ее смешением языков и национальностей, с ее металлодетекторами на входах и полицейскими в коридорах, с успеваемостью учеников, которая традиционно ниже пятидесяти процентов?
Учителя выжили. Программа расширяется. Адель Вочел, директриса школы имени Рузвельта, хвалит австрийских педагогов за основательное знание предмета и высокую самоотдачу. Ученики в школе говорят на тридцати двух языках. Иностранный акцент у многих местных учителей сильнее, чем у австрийцев. “Когда я услышала, что прибывает новая партия педагогов, я слезно просила направить их ко мне”, – говорит директриса. Она приняла четверых учителей в первый год и четверых во второй.
Сэндра Эйбрамс, директриса школы имени Мэдисона, отмечает хорошую профессиональную подготовку австрийцев, но считает, что они чересчур склонны к лекционному методу. Это мало подходит для ее учеников. “Нам нужно, чтобы дети были постоянно вовлечены в активную работу, – говорит она. – Пассивно слушать учителя и писать конспекты – это не для них”.
Однако большинство отзывов положительные. Энтузиазм, старательность и открытость помогают молодым учителям приспособиться к непривычным условиям и найти верный путь. Если после первого года программы только шестеро из них остались в Нью-Йорке, а остальные поехали домой, то на этот раз уже двадцать педагогов из двадцати девяти подписали новый контракт и возвратились в сентябре в нью-йоркские школы.
Что было для них здесь наиболее неожиданным и трудным? Почти все называют проблемы с дисциплиной и трудности с усвоением учебного материала. “Мне пришлось быть более строгой и жесткой в классе, – говорит Эва Кайлбауэр. – Если в австрийской школе ребенок говорит, что ему нужно пойти к медсестре, то ему действительно надо к медсестре. Здесь ученики испытывают тебя при первой возможности. Поначалу я им верила, потом поняла что к чему”.
Томас Лепушиц рассказывает, что его первые уроки показались ему катастрофой: “Ученики пытались меня запугать. Они вели себя просто ужасно”. Он попросил перевести его в другую школу. В ней, по отзывам его знакомых австрийцев, дети вели себя лучше. Но и здесь подростки испытывали его терпение: “Они не понимают, как решить простейшее уравнение, даже если ты объясняешь им три раза подряд. Спрашиваю: если три плюс семь равно иксу, чему равен икс? Не знают”.
“Многие ученики просто не верят, что они могут чему-то научиться, – говорит Джудит Хергович. – Я никогда не видела ничего подобного в Австрии. Кого в этом винить, непонятно. Американскую культуру обвинять не стоит. Скорее всего причина скрыта в семье, или, точнее, в ее отсутствии”.
“В Австрии слабых учеников направляют в профессиональные училища, – объясняет Томас Лепушиц. – Не понимаю, почему штат Нью-Йорк требует от отстающих детей изучать сложные предметы на таком высоком уровне”.
И все же учеба движется вперед. На приеме в австрийском консульстве, проведенном в честь учителей, многие из них рассказывали о неожиданных успехах своих учеников на выпускных экзаменах. Даже герр Лепушиц согласился, что последние недели учебного года прошли в рабочем ритме: “Как только стало жарко, нарушители порядка перестали ходить на занятия. Только теперь ученики, которые действительно хотели учиться, получили возможность нормально работать”.
Прожив год или два в Нью-Йорке, молодые педагоги профессионально закалились, окрепли и в то же время познакомились с жизнью этого удивительного города. Живут они на окраинах, часто снимают одну квартиру на двоих, обстановка простая, спартанская. В выходные выбираются в центр – в музеи, в кино. По соглашению с профсоюзом им платят примерно ту же зарплату, что и американскому учителю.
Нью-йоркское управление образования планирует в будущем году утроить число приглашенных учителей. Уже появились кандидаты из Чехии, Венгрии, Италии и Швеции. На очереди Канада, Карибские острова, Филиппины и Индия. Что можно посоветовать кандидатам? Учить английский всерьез. Готовиться к испытанию на прочность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru