Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Н.П.ГУЗИК,
член-корреспондент АПН Украины,
директор авторской экспериментальной специализированной
школы-комплекса № 3

Здесь зимние каникулы – полтора месяца, здесь самая высокая оценка – 12, здесь изучают семь вузовских дисциплин...

Вот такая поселковая школа есть на Украине!

С давних времен родители пытаются просчитать будущее своих детей и подготовить их к взрослой жизни. При этом главным залогом будущих успехов ребенка многие считают поступление в престижный вуз.
Сегодня мы хотим представить модель школы, которая ориентирована прежде всего на образовательные запросы семьи. Основная цель обучения здесь: помочь ребенку выбрать соответствующую его талантам профессию и поступить в высшее учебное заведение. И надо сказать, что с поставленной задачей авторская школа украинского педагога Николая Петровича ГУЗИКА справляется.
И все же можно усомниться: неужели самое ценное для ребенка в школе – это подготовка к поступлению в вуз? Школьная жизнь ценна сама по себе. Это ведь 11 лет биографии человека, в которой есть все: общение и одиночество, радости и разочарования, победы и потери. Понимаем ли мы это, когда ставим на первое место приобретение знаний и стремление поступить в институт?

В устроительстве школьной жизни мы исходили из нашего понимания целей общего среднего образования. На первое место были поставлены интересы личности и семьи, а только затем – общества и государства. Это значит, что школа должна выполнять социальный заказ семьи и удовлетворять образовательные потребности ребенка.
Подтверждение эффективности нашей модели мы видим в стопроцентном поступлении выпускников школы в вузы.
За счет чего это достигается? Наш учебно-воспитательный комплекс представляет собой интегративную систему многопрофильных академических, художественных, культурно-просветительских, физкультурно-спортивных, а также трудовых политехнических структурных подразделений.

Главные средства интеграции

В начальной школе, как правило, до десятилетнего возраста обучение ребенка чтению, письму, государственному, родному, другим языкам и математике интегрируется с эмоционально-волевыми компонентами индивидуального развития и воспитания.
В пятых-шестых классах содержание обучения интегрируется с программами, которые позволяют развивать присущий ребенку тип аналитико-синтетической деятельности и всю его мыслительную сферу: познание, память, продуктивное мышление, оценочные умственные способности.
Начиная с седьмого класса акцент в содержании обучения все более делается на освоение практических навыков и подготовку к осознанному выбору будущей профессии.
В старшей школе спектр учебных предметов сужается до уровня требований вступительных экзаменов в соответствующие вузы, а также пропедевтических профессиональных задач.

Наиболее крупная форма интеграции – соединение общего среднего образования с высшим, начиная с 10 класса средней школы. Совместно с Одесским государственным университетом мы проверили эту идею в течение последних трех лет. В конечном варианте вырисовалась интегративная система типа школа – колледж, позволившая нам готовить младших специалистов по ряду специальностей.
Во время учебы в 10–12 классах ученик одновременно осваивает базовое общее среднее образование и высшее, а также защищает диплом младшего специалиста в той или иной сфере высококвалифицированного труда.

Удивительное рядом

Следующая принципиальная задача, которая решена в нашем учебно-воспитательном комплексе, – создание высокоэффективной модели четырехлетней начальной школы, а также трехлетней старшей школы в составе десятого, одиннадцатого и двенадцатого классов.
Четырехлетняя начальная школа у нас служит для обучения детей, для которых характерно опережающее познавательное развитие.
Достигнув пяти-шестилетнего возраста, эти дети способны успешно овладевать систематическими академическими знаниями, умениями и навыками без ущерба для физического здоровья и развития.
Однако для обучения наших нынешних первоклассников требуются иные педагогические условия, чем для семилеток.
Наиболее успешными педагогическими технологиями, применяемыми нами для образования пяти-шестилеток, являются те, которые основываются на характерной особенности детей этого возраста — потребности в творчестве и игре.
Наши интегративные программы для пяти-шестилеток состоят из нескольких разделов, каждый из которых обеспечивает конкретный приоритет детского развития. Наиболее существенные из них такие:
1. Формирование и развитие способностей познания и удивления.
2. Усвоение навыков и методик решения нестандартных задач.
3. Развитие способностей открывать новое и умений осмысленного восприятия своего познавательного и поведенческого опыта.
Оценивая качество творческой деятельности ребенка в специально организуемом для этого обучении, мы главным образом обращаем внимание на то, что характеризует активность ребенка в творческих процессах, и их продуктивность. Оказывается, что в возрасте пяти-шести лет нет более эффективного пути развития интеллекта, чем тот, который обеспечивает заинтересованное участие ребенка в различного рода экспериментировании.
Важной особенностью нашей технологии обучения в начальной школе является возможность использования индивидуальной продолжительности пребывания ученика в том или ином классе. Это означает, что его переход из класса в класс возможен раньше или позже установленного срока. Благодаря такой возможности некоторая часть детей заканчивает начальную школу на год, а то и на два года раньше. Наши многолетние исследования показали, что в среднем одна треть современных первоклассников в возрасте пяти-семи лет способна усвоить программу по чтению и математике за данный класс в течение трех-четырех месяцев, а всю программу начальной школы на год-полтора быстрее, чем предусмотрено государственным стандартом.

Две программы в одном уроке

Наша модель общего среднего образования предусматривает трехлетнюю старшую школу (10–12 кл.).
Содержание образования в этой школе интегрируется в одном случае с профессионально-технической, а в другом – с высшей школой. Это позволяет ученику начиная с десятого класса одновременно усваивать необходимую школьную и вузовскую программу. В состав школы-комплекса внедрен колледж второго уровня аккредитации. Путем устранения дублирующих курсов и программ из школьного и вузовского комплексов содержания образования, на основе его интеграции нам удалось успешно решить проблему двенадцатилетнего образования для тех, кто ориентирован на вуз.
А та часть старшеклассников, которая нацелена на получение рабочих профессий, может их осваивать в школьном комплексе школа – ПТУ.
В нашей модели одновременное получение частью детей полного среднего и высшего образования на уровне младшего специалиста затраты государства не увеличивает, а, наоборот, снижает.

Школьные предметы в вузе

Этот эффект достигается за счет введения родительской платы за обучение ребенка в вузе. Снижение затрат государственного бюджета на содержание ученика в течение трех лет его учебы в десятом–двенадцатом классах достигается за счет переноса целого ряда школьных предметов в учебные планы вуза.
К таким предметам относятся все те, что одновременно входят в школьный и вузовский компоненты образования. Например, на гуманитарных факультетах вузов в общеобразовательные блоки учебных планов и программ введено целых семь учебных предметов, которые содержательно адекватны школьным.

Студент, ученый, учитель, библиотекарь или журналист?..

Мы разработали высокоэффективную модель двухсеместровой структуры учебного года. Кратко суть ее в следующем: учебный год делится на два семестра.
Первый заканчивается за неделю до Нового года.
Между семестрами устанавливаются (месяц с четвертью) зимние каникулы. Известно, что как раз в конце декабря и весь январь наиболее короткие световые и наиболее холодные дни. Кроме этого, в этот период биологическая активность детей существенно снижается.
Таким образом, за счет каникул школе удается сэкономить на тепле, электроэнергии и избежать нервной перегрузки ребят, неизбежной в том случае, если продолжать учить во время природного спада жизненных сил детей.
Кстати, январь полон важнейших праздников. Хорошо, если дети и учителя имеют возможность провести их по-христиански, без суеты и с благоговейностью.
Длинный каникулярный период дает возможность школе организовать для детей зимний отдых в санаториях, домах отдыха, в лыжных туристических походах.
Второй семестр длится до 23 июня.
В нашей модели он разбивается на два периода: аудиторный (учебный) и аудиторно-домашний (зачетно-экзаменационный). Первый период длится до Пасхи. За два дня до этого праздника объявляются недельные пасхальные каникулы. После них учебный процесс в школе связывается с проведением итоговой зачетной сессии.
В этот период на каждый учебный предмет, который изучается в данном классе, отводится три–пять дней для проведения обобщающих и консультационных занятий.
В содержании обучения теперь превалирует интегрированная, межпредметно-обобщающая информация.
Формы проведения занятий укрупняются.
Они связываются с выработкой и усовершенствованием умений применять академические знания и учебно-познавательный опыт в различных практикозначимых ситуациях.
Это могут быть формы, имитирующие труд студента, ученого, учителя, библиотекаря, журналиста, юриста, экономиста, изобретателя, инженера, квалифицированного рабочего и других специалистов.

Чтобы раскрыть самое яркое

В нашем опыте хороший эффект дают различные формы турниров, олимпиад, интеллектуальных игр, ученических конференций, коллоквиумов, лабораторно-практических работ, исследований, экспедиционных форм познания, дебатов, дискуссий и другие виды интеллектуальной деятельности, ориентированные на высокий уровень практического применения всего познавательно-эмоционального и волевого богатства детей.
В этот период желающие могут перейти на индивидуальный учебный план, выполняя его непосредственно дома, в библиотеках города, на тех или иных объектах, удовлетворяющих их персональные учебные задания. Учитель, ведущий таких учеников, только устанавливает дни и часы, в течение которых они должны будут отчитаться за свою домашнюю работу и получить необходимую консультацию или новую порцию заданий.
В организации учебно-воспитательного процесса в период проведения итоговой зачетной сессии можно выделить два этапа: обучающий и контрольный.
На контрольный этап мы отводим примерно четверть учебного времени, выделенного на данный предмет в данный период обучения.
Итоговые зачеты проводятся в различных формах – устного собеседования, контрольной работы, тестирования.
Наш двенадцатилетний опыт работы по двухсеместровой структуре учебного года убедил нас еще в том, что за счет итоговой зачетной сессии, которая в различных формах длится в течение двух первых летних месяцев (май–июнь) удается значительно увеличить отдачу от учебного труда детей и учителей. Это происходит потому, что ликвидируется статический стереотип поведения участников учебно-воспитательного процесса. Цели, содержание и технология обучения наилучшим образом коррелируются с биологическими особенностями человеческого организма, характеризующегося усилением мышечной и эмоциональной активности.
Как правило, уже в конце апреля и далее вплоть до последних дней занятий в школе ученики большей частью обучаются вне школьных кабинетов, там, где это наиболее удобно для каждого из них: дома, в библиотеках, походах и поездках, лабораториях, саду, на огороде.

Три версии двенадцатибалльной шкалы

Мы ввели 12-балльную систему оценивания достижений детей в овладении основами наук.
В соответствии с нашей системой обучение в рамках каждого предмета проводится по трем дифференцированным программам.
Элементарная из них – «С» – предполагает репродуктивную учебно-познавательную деятельность. Две другие – «В» и «А» – связаны с совершением творческой умственной работы различной сложности.
В рамках версии «В» готовая академическая информация используется для выработки и усовершенствования всевозможных конкретных алгоритмов, методик и приемов совершения основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, классификации и обобщения.
Версия «А» предусматривает углубление самостоятельности в решении запрограммированных учебно-познавательных проблем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru