Н.П.ГУЗИК,
член-корреспондент АПН Украины,
директор авторской экспериментальной
специализированной
школы-комплекса № 3
Здесь зимние каникулы – полтора месяца,
здесь самая высокая оценка – 12, здесь изучают
семь вузовских дисциплин...
Вот такая поселковая школа есть на
Украине!
С давних времен родители пытаются
просчитать будущее своих детей и подготовить их
к взрослой жизни. При этом главным залогом
будущих успехов ребенка многие считают
поступление в престижный вуз.
Сегодня мы хотим представить модель школы,
которая ориентирована прежде всего на
образовательные запросы семьи. Основная цель
обучения здесь: помочь ребенку выбрать
соответствующую его талантам профессию и
поступить в высшее учебное заведение. И надо
сказать, что с поставленной задачей авторская
школа украинского педагога Николая Петровича
ГУЗИКА справляется.
И все же можно усомниться: неужели самое ценное
для ребенка в школе – это подготовка к
поступлению в вуз? Школьная жизнь ценна сама по
себе. Это ведь 11 лет биографии человека, в которой
есть все: общение и одиночество, радости и
разочарования, победы и потери. Понимаем ли мы
это, когда ставим на первое место приобретение
знаний и стремление поступить в институт?
В устроительстве школьной жизни мы исходили из
нашего понимания целей общего среднего
образования. На первое место были поставлены
интересы личности и семьи, а только затем –
общества и государства. Это значит, что школа
должна выполнять социальный заказ семьи и
удовлетворять образовательные потребности
ребенка.
Подтверждение эффективности нашей модели мы
видим в стопроцентном поступлении выпускников
школы в вузы.
За счет чего это достигается? Наш
учебно-воспитательный комплекс представляет
собой интегративную систему многопрофильных
академических, художественных,
культурно-просветительских,
физкультурно-спортивных, а также трудовых
политехнических структурных подразделений.
Главные средства интеграции
В начальной школе, как правило, до
десятилетнего возраста обучение ребенка чтению,
письму, государственному, родному, другим языкам
и математике интегрируется с
эмоционально-волевыми компонентами
индивидуального развития и воспитания.
В пятых-шестых классах содержание обучения
интегрируется с программами, которые позволяют
развивать присущий ребенку тип
аналитико-синтетической деятельности и всю его
мыслительную сферу: познание, память,
продуктивное мышление, оценочные умственные
способности.
Начиная с седьмого класса акцент в содержании
обучения все более делается на освоение
практических навыков и подготовку к осознанному
выбору будущей профессии.
В старшей школе спектр учебных предметов
сужается до уровня требований вступительных
экзаменов в соответствующие вузы, а также
пропедевтических профессиональных задач.
Наиболее крупная форма интеграции – соединение
общего среднего образования с высшим, начиная с 10
класса средней школы. Совместно с Одесским
государственным университетом мы проверили эту
идею в течение последних трех лет. В конечном
варианте вырисовалась интегративная система
типа школа – колледж, позволившая нам готовить
младших специалистов по ряду специальностей.
Во время учебы в 10–12 классах ученик одновременно
осваивает базовое общее среднее образование и
высшее, а также защищает диплом младшего
специалиста в той или иной сфере
высококвалифицированного труда.
Удивительное рядом
Следующая принципиальная задача, которая
решена в нашем учебно-воспитательном комплексе,
– создание высокоэффективной модели
четырехлетней начальной школы, а также
трехлетней старшей школы в составе десятого,
одиннадцатого и двенадцатого классов.
Четырехлетняя начальная школа у нас служит для
обучения детей, для которых характерно
опережающее познавательное развитие.
Достигнув пяти-шестилетнего возраста, эти дети
способны успешно овладевать систематическими
академическими знаниями, умениями и навыками без
ущерба для физического здоровья и развития.
Однако для обучения наших нынешних
первоклассников требуются иные педагогические
условия, чем для семилеток.
Наиболее успешными педагогическими
технологиями, применяемыми нами для образования
пяти-шестилеток, являются те, которые
основываются на характерной особенности детей
этого возраста — потребности в творчестве и
игре.
Наши интегративные программы для
пяти-шестилеток состоят из нескольких разделов,
каждый из которых обеспечивает конкретный
приоритет детского развития. Наиболее
существенные из них такие:
1. Формирование и развитие способностей познания
и удивления.
2. Усвоение навыков и методик решения
нестандартных задач.
3. Развитие способностей открывать новое и умений
осмысленного восприятия своего познавательного
и поведенческого опыта.
Оценивая качество творческой деятельности
ребенка в специально организуемом для этого
обучении, мы главным образом обращаем внимание
на то, что характеризует активность ребенка в
творческих процессах, и их продуктивность.
Оказывается, что в возрасте пяти-шести лет нет
более эффективного пути развития интеллекта, чем
тот, который обеспечивает заинтересованное
участие ребенка в различного рода
экспериментировании.
Важной особенностью нашей технологии обучения в
начальной школе является возможность
использования индивидуальной продолжительности
пребывания ученика в том или ином классе. Это
означает, что его переход из класса в класс
возможен раньше или позже установленного срока.
Благодаря такой возможности некоторая часть
детей заканчивает начальную школу на год, а то и
на два года раньше. Наши многолетние
исследования показали, что в среднем одна треть
современных первоклассников в возрасте
пяти-семи лет способна усвоить программу по
чтению и математике за данный класс в течение
трех-четырех месяцев, а всю программу начальной
школы на год-полтора быстрее, чем предусмотрено
государственным стандартом.
Две программы в одном уроке
Наша модель общего среднего образования
предусматривает трехлетнюю старшую школу (10–12
кл.).
Содержание образования в этой школе
интегрируется в одном случае с
профессионально-технической, а в другом – с
высшей школой. Это позволяет ученику начиная с
десятого класса одновременно усваивать
необходимую школьную и вузовскую программу. В
состав школы-комплекса внедрен колледж второго
уровня аккредитации. Путем устранения
дублирующих курсов и программ из школьного и
вузовского комплексов содержания образования,
на основе его интеграции нам удалось успешно
решить проблему двенадцатилетнего образования
для тех, кто ориентирован на вуз.
А та часть старшеклассников, которая нацелена на
получение рабочих профессий, может их осваивать
в школьном комплексе школа – ПТУ.
В нашей модели одновременное получение частью
детей полного среднего и высшего образования на
уровне младшего специалиста затраты государства
не увеличивает, а, наоборот, снижает.
Школьные предметы в вузе
Этот эффект достигается за счет введения
родительской платы за обучение ребенка в вузе.
Снижение затрат государственного бюджета на
содержание ученика в течение трех лет его учебы в
десятом–двенадцатом классах достигается за
счет переноса целого ряда школьных предметов в
учебные планы вуза.
К таким предметам относятся все те, что
одновременно входят в школьный и вузовский
компоненты образования. Например, на
гуманитарных факультетах вузов в
общеобразовательные блоки учебных планов и
программ введено целых семь учебных предметов,
которые содержательно адекватны школьным.
Студент, ученый, учитель, библиотекарь или
журналист?..
Мы разработали высокоэффективную модель
двухсеместровой структуры учебного года. Кратко
суть ее в следующем: учебный год делится на два
семестра.
Первый заканчивается за неделю до Нового года.
Между семестрами устанавливаются (месяц с
четвертью) зимние каникулы. Известно, что как раз
в конце декабря и весь январь наиболее короткие
световые и наиболее холодные дни. Кроме этого, в
этот период биологическая активность детей
существенно снижается.
Таким образом, за счет каникул школе удается
сэкономить на тепле, электроэнергии и избежать
нервной перегрузки ребят, неизбежной в том
случае, если продолжать учить во время
природного спада жизненных сил детей.
Кстати, январь полон важнейших праздников.
Хорошо, если дети и учителя имеют возможность
провести их по-христиански, без суеты и с
благоговейностью.
Длинный каникулярный период дает возможность
школе организовать для детей зимний отдых в
санаториях, домах отдыха, в лыжных туристических
походах.
Второй семестр длится до 23 июня.
В нашей модели он разбивается на два периода:
аудиторный (учебный) и аудиторно-домашний
(зачетно-экзаменационный). Первый период длится
до Пасхи. За два дня до этого праздника
объявляются недельные пасхальные каникулы.
После них учебный процесс в школе связывается с
проведением итоговой зачетной сессии.
В этот период на каждый учебный предмет, который
изучается в данном классе, отводится три–пять
дней для проведения обобщающих и
консультационных занятий.
В содержании обучения теперь превалирует
интегрированная, межпредметно-обобщающая
информация.
Формы проведения занятий укрупняются.
Они связываются с выработкой и
усовершенствованием умений применять
академические знания и учебно-познавательный
опыт в различных практикозначимых ситуациях.
Это могут быть формы, имитирующие труд студента,
ученого, учителя, библиотекаря, журналиста,
юриста, экономиста, изобретателя, инженера,
квалифицированного рабочего и других
специалистов.
Чтобы раскрыть самое яркое
В нашем опыте хороший эффект дают различные
формы турниров, олимпиад, интеллектуальных игр,
ученических конференций, коллоквиумов,
лабораторно-практических работ, исследований,
экспедиционных форм познания, дебатов, дискуссий
и другие виды интеллектуальной деятельности,
ориентированные на высокий уровень
практического применения всего
познавательно-эмоционального и волевого
богатства детей.
В этот период желающие могут перейти на
индивидуальный учебный план, выполняя его
непосредственно дома, в библиотеках города, на
тех или иных объектах, удовлетворяющих их
персональные учебные задания. Учитель, ведущий
таких учеников, только устанавливает дни и часы,
в течение которых они должны будут отчитаться за
свою домашнюю работу и получить необходимую
консультацию или новую порцию заданий.
В организации учебно-воспитательного процесса в
период проведения итоговой зачетной сессии
можно выделить два этапа: обучающий и
контрольный.
На контрольный этап мы отводим примерно четверть
учебного времени, выделенного на данный предмет
в данный период обучения.
Итоговые зачеты проводятся в различных формах –
устного собеседования, контрольной работы,
тестирования.
Наш двенадцатилетний опыт работы по
двухсеместровой структуре учебного года убедил
нас еще в том, что за счет итоговой зачетной
сессии, которая в различных формах длится в
течение двух первых летних месяцев (май–июнь)
удается значительно увеличить отдачу от
учебного труда детей и учителей. Это происходит
потому, что ликвидируется статический стереотип
поведения участников учебно-воспитательного
процесса. Цели, содержание и технология обучения
наилучшим образом коррелируются с
биологическими особенностями человеческого
организма, характеризующегося усилением
мышечной и эмоциональной активности.
Как правило, уже в конце апреля и далее вплоть до
последних дней занятий в школе ученики большей
частью обучаются вне школьных кабинетов, там, где
это наиболее удобно для каждого из них: дома, в
библиотеках, походах и поездках, лабораториях,
саду, на огороде.
Три версии двенадцатибалльной шкалы
Мы ввели 12-балльную систему оценивания
достижений детей в овладении основами наук.
В соответствии с нашей системой обучение в
рамках каждого предмета проводится по трем
дифференцированным программам.
Элементарная из них – «С» – предполагает
репродуктивную учебно-познавательную
деятельность. Две другие – «В» и «А» – связаны с
совершением творческой умственной работы
различной сложности.
В рамках версии «В» готовая академическая
информация используется для выработки и
усовершенствования всевозможных конкретных
алгоритмов, методик и приемов совершения
основных умственных операций: анализа, синтеза,
абстрагирования, сравнения, классификации и
обобщения.
Версия «А» предусматривает углубление
самостоятельности в решении
запрограммированных учебно-познавательных
проблем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|