Сверху рекомендовали, внизу приказали
Кажется, идея создания попечительских
советов становится реальностью с угрожающей
быстротой
Начался учебный год, и на местах чиновники
начинают активизировать свою деятельность в
области политики образования. В сущности,
происходит именно то, что предвидела наша газета:
любая рекомендательная инициатива центральной
власти на местах становится чуть ли не законом и
в конце концов доводится до абсурда. Сейчас
именно так происходит с идеей попечительских
советов: они вводятся в обязательном порядке.
Но где их взять и какими они будут?
Ну, на последний вопрос ответ чиновникам найти
легче легкого: все равно какие, лишь бы платили
деньги.
Так, мэр Нижнего Новгорода недавно поставил на
очередном заседании вопрос о создании школьных
попечительских советов, «основываясь на опыте
театральных попечительских советов». А если опыт
со школами окажется удачным, тогда уже мэр готов
его распространить на другие бедствующие
учреждения: больницы, детские сады, библиотеки.
То, что школьный попечительский совет –
особенный, что он должен активно сотрудничать со
школой, чувствовать свою заинтересованность в
улучшении ее положения, осознавать свою
причастность школе (а иначе зачем платить деньги?
только чтобы получить налоговые льготы?), – это в
расчет вообще не берется. Вот почему и желающих
помочь школе после таких заседаний не
прибавляется.
А кое-где чиновники полагают, что поиском
попечителей должны озаботиться сами учителя.
Так, в Иркутской области начальник Департамента
образования мэрии, правда, не требует, а лишь
призывает педагогов к активному развитию
попечительского движения. Но почему призывают
именно педагогов, а не родителей? Это становится
видно, когда выясняется, что и здесь в пример
ставятся именно организации – попечители над
детскими домами, больницами и приютами.
Попечительский совет понимается единственно как
орган финансовой поддержки, которому от школы не
может быть никакой пользы, и обращение к учителям
можно было бы интерпретировать как «Что сидите –
давайте попросите хорошенько!».
К счастью, так дело обстоит далеко не везде.
Например, в Новосибирском Департаменте
образования говорят: «Спешить не будем. Не можем
мы пока директивным методом учреждать
попечительские советы при школах». Возможно, на
сегодня это самая здравая позиция: не все, что
разрешено, обязательно к исполнению. Тем более
что попечительский совет – это добровольное
сообщество людей и организаций, реально
заинтересованных в улучшении положения школы, а
не просто богатый меценат, к которому идут с
протянутой рукой. Конечно, хорошо, если найдется
кто-то, способный поддержать школу. Однако о
пользе и необходимости такой поддержки,
наверное, следует говорить отнюдь не учителям, а
тем, от кого эта поддержка зависит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|