Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Сергей КОНОПЛЕВ

Сверху рекомендовали, внизу приказали

Кажется, идея создания попечительских советов становится реальностью с угрожающей быстротой

Начался учебный год, и на местах чиновники начинают активизировать свою деятельность в области политики образования. В сущности, происходит именно то, что предвидела наша газета: любая рекомендательная инициатива центральной власти на местах становится чуть ли не законом и в конце концов доводится до абсурда. Сейчас именно так происходит с идеей попечительских советов: они вводятся в обязательном порядке.
Но где их взять и какими они будут?
Ну, на последний вопрос ответ чиновникам найти легче легкого: все равно какие, лишь бы платили деньги.
Так, мэр Нижнего Новгорода недавно поставил на очередном заседании вопрос о создании школьных попечительских советов, «основываясь на опыте театральных попечительских советов». А если опыт со школами окажется удачным, тогда уже мэр готов его распространить на другие бедствующие учреждения: больницы, детские сады, библиотеки. То, что школьный попечительский совет – особенный, что он должен активно сотрудничать со школой, чувствовать свою заинтересованность в улучшении ее положения, осознавать свою причастность школе (а иначе зачем платить деньги? только чтобы получить налоговые льготы?), – это в расчет вообще не берется. Вот почему и желающих помочь школе после таких заседаний не прибавляется.
А кое-где чиновники полагают, что поиском попечителей должны озаботиться сами учителя. Так, в Иркутской области начальник Департамента образования мэрии, правда, не требует, а лишь призывает педагогов к активному развитию попечительского движения. Но почему призывают именно педагогов, а не родителей? Это становится видно, когда выясняется, что и здесь в пример ставятся именно организации – попечители над детскими домами, больницами и приютами. Попечительский совет понимается единственно как орган финансовой поддержки, которому от школы не может быть никакой пользы, и обращение к учителям можно было бы интерпретировать как «Что сидите – давайте попросите хорошенько!».
К счастью, так дело обстоит далеко не везде. Например, в Новосибирском Департаменте образования говорят: «Спешить не будем. Не можем мы пока директивным методом учреждать попечительские советы при школах». Возможно, на сегодня это самая здравая позиция: не все, что разрешено, обязательно к исполнению. Тем более что попечительский совет – это добровольное сообщество людей и организаций, реально заинтересованных в улучшении положения школы, а не просто богатый меценат, к которому идут с протянутой рукой. Конечно, хорошо, если найдется кто-то, способный поддержать школу. Однако о пользе и необходимости такой поддержки, наверное, следует говорить отнюдь не учителям, а тем, от кого эта поддержка зависит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru