Стремление к небу и поиск корней
Об особенностях современного сознания
и о феномене Вергилия
Возвращение к традициям –
насколько важен сегодня этот вопрос для нас,
насколько разные пути такого возвращения на
самых разных уровнях общественной жизни
предлагают все, от политиков до философов и
поэтов! Но почему в фокусе наших интересов вдруг
оказалась именно эта проблема? Скрывается ли за
ней лишь удобное общественное устройство,
органичное, по мнению многих, для нашей страны, –
или речь о чем-то большем?
МИНИАТЮРА СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
«Мы живем в ошибочном мире», – сказал
Андрей Тарковский в знаменитом лондонском
«Слове об Апокалипсисе», и, наверное, сегодня
невозможно найти человека, который вознамерился
бы оспорить эту мысль. Все так или иначе ощущают
ошибочность современного мира и все в большей
или меньшей степени страдают от этой
ошибочности. Но что такое ошибочный мир и в чем
конкретно проявляется его ошибочность? Очевидно,
ошибочным миром можно назвать такой мир, в
котором утрачены все критерии и ориентиры
истинности и в котором человек, предоставленный
самому себе, блуждает наугад, переживая те же
самые ощущения, которые Данте описал в начальных
строках «Божественной комедии»:
Земную жизнь пройдя
до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме
долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий
и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
В самом деле, трудно найти слова более
точные и более подходящие для описания мира,
готовящегося вступить в третье тысячелетие от
Рождества Христова, чем эти начальные строки
«Божественной комедии», ибо сегодня, кажется,
весь род человеческий, подобно сбившемуся с пути
Данте, блуждает в некоем сумрачном лесу, тщетно
пытаясь обрести спасительный отблеск истины.
Процесс постепенного погружения мира во мрак, с
особой остротой начавший осознаваться на рубеже
двух последних столетий и ставший объектом
исторического исследования Освальда Шпенглера в
его знаменитой книге «Закат Европы», нашел
поэтическое выражение у Александра Блока,
который согласно своему времени развил
дантовский образ тьмы долины, поглощающей
заблудившегося путника:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной,
беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!..
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
И вот теперь, когда тьма стала почти
непроницаемой, а передвижения человека
хаотически бессмысленными, эта ситуация
тотального заблуждения столь тесно переплелась
с человеческим существом, столь глубоко проникла
во все его поры и суставы, что поневоле
напрашивается вывод о появлении на исторической
арене нового вида человека, некоего мутанта –
hоmо еггаns (человека заблудившегося) пришедшего
на смену hоmо sарiепs (человеку разумному). Вообще
двадцатый век богат новыми определениями
человека: здесь и человек бунтующий Альбера Камю,
и человек играющий Йохана Хейзинги, но человек
заблудившийся, как определение, очевидно, в
большей степени раскрывает сущность человека
наших дней, ибо отличительной особенностью этого
нового человека, человека, занявшего
господствующее положение в современном мире,
является уже не способность к размышлению, к
бунту или игре, но прирожденная
предрасположенность к заблуждению, изначально
поражающая все способности и силы разумения, в
результате чего каждая мысль, каждое движение
или начинание такого человека, может быть, и
доставляя минутное удобство, со всей
неизбежностью приводят в конечном итоге к
заранее искаженному результату, только
преграждающему путь к истине.
Внутренней причиной, приводящей в действие
природу человека заблудившегося, является
забвение всех устоев и традиций или же
сознательное отрицание их. Говоря об
определяющих свойствах современного человека,
Освальд Шпенглер особо подчеркивает присущее
нам «непонимание традиций, борьба с которыми
есть борьба против культуры, против знати,
церкви, преданий в искусстве, границ
познаваемого в науке». Это бунт против вековых
устоев, и разрыв традиционных связей приводит к
утрате духовных ориентиров. Утрата же духовных
ориентиров, в свою очередь, делает невозможной
любую попытку ориентации в историческом
пространстве. Не ведая ни исторических, ни
космических ориентиров духа, опираясь только на
свой личный опыт и на свои личные представления,
оказавшись полностью неспособным к объективному
определению как своего истинного
местонахождения, так и конечной цели своего
движения в истории и в космосе, предоставленный
самому себе, человек заблудившийся обречен на
бесконечное блуждание. И если отбросить фактор
случайности, то единственное, что может положить
конец подобному блужданию, – это вмешательство в
ситуацию некоего постороннего лица, обладающего
знанием духовных ориентиров и умеющего находить
правильный путь к конечной цели.
Именно таким лицом, выводящим Данте из
критической ситуации в «Божественной комедии»,
оказывается Вергилий. Именно Вергилий спасает
Данте, указывая ему выход из непроходимого леса и
положив конец его пагубным блужданиям. Но почему
этим лицом оказывается именно Вергилий? Кто
такой Вергилий? Какие ориентиры ему ведомы и
почему они ведомы именно ему? Конечно же, один из
величайших поэтов античности, удивительным
образом предсказавший рождение Христа, Вергилий
уже в силу одних своих личных качеств и
творческих достижений мог бы служить идеалом и
путеводной звездой для Данте – поэта и
христианина. Однако в «Божественной комедии»
речь идет о вещах более фундаментальных, нежели
просто о чьих-либо личных качествах и творческих
достижениях, пусть даже самых выдающихся, и было
бы наивным полагать, что Вергилий помогает
обрести Данте правильный путь как более великий
и более опытный поэт поэту менее великому и менее
опытному или как более яркая личность личности
менее яркой. Данте следует за Вергилием не как
романтический поклонник за гением и тем более не
как фан за рок-звездой, но как человек, жаждущий
обрести духовные ориентиры, за человеком,
обладающим знанием этих ориентиров и являющим
своею личностью совокупность знаков и символов
духовной традиции.
Духовная традиция есть общее понятие, живой же
человек всегда конкретен, и для того чтобы
человек мог присоединиться к духовной традиции,
ему необходимо конкретное проявление этой
традиции. Необходим личный, интимный контакт с
конкретным явлением или с конкретным лицом,
аккумулирующим в себе содержание духовной
традиции. Входя в контакт с Вергилием, Данте
соприкасается со всей античной традицией и через
нее подключает свое сознание к духовному опыту
древнего мира, беспредельно расширяя горизонты
своей исторической памяти и обретая чувство
духовной ориентации во Вселенной, в свете чего
начинается истинное познание себя и мира,
полагающее конец блужданию в сумрачном лесу
своих личных представлений и приводящее от
замкнутого индивидуального знания к
всеобъемлющей и всеведущей Любви, той самой
Любви, «что движет солнце и светила». Именно в
этом заключается смысл поэтического образа,
живописующего Данте, возводимого Вергилием по
ступеням познания Вселенной. И этот образ, как и
смысл, в нем заключенный, становится особенно
актуальным в наше время, ибо, раскрывая механизм
преодоления ситуации заблуждения, он указывает,
каким именно образом человек заблудившийся
может вновь превратиться в человека разумного.
Сегодня, когда тотальное стремление к массовости
парадоксальным образом переплетается с
маниакальной жаждой самовыражения и когда само
понятие творчества практически сведено к
понятию самовыражения, бесспорным стало
положение, согласно которому истина постигается
только в результате разрушения существующих
устоев. Традиция рассматривается лишь как помеха
к постижению истины, и чем масштабнее творец, чем
масштабнее совершаемый творческий акт, тем
дальше должен быть отход от привычных традиций,
тем ощутимее должны быть размеры разрушения
сложившихся представлений. Ведь для того чтобы
сделать что-то свое, что-то новое, чего не бывало
раньше, необходимо отказаться от всего не своего,
от всего прежнего, бывшего ранее. Но именно
постепенное и неуклонное накопление этих
отходов и отказов от традиционных устоев,
создавая множество замкнутых индивидуальных
миров, приводит в конечном итоге к разрушению
реального духовного единства человека и
Вселенной, человека и истории. Обрывая нити
традиций, человеческое сознание как бы
укорачивает, уменьшает само себя, утрачивая
связи с единой духовной реальностью, в
результате чего человек разумный превращается в
человека заблудившегося, у которого единое
целостное знание распадается на множество
разрозненных частных знаний, а равномерное
состояние ведения подменяется мерцающим
процессом совершения открытий.
Эти открытия завораживают сознание современного
человека, создавая впечатление наполненной
творческой жизни и постоянного движения вперед
– к неизвестному, к прекрасному. Однако если
вдуматься, то в самом механизме совершения этих
открытий можно усмотреть нечто настораживающее,
нечто вызывающее в сознании образ человека,
бредущего куда глаза глядят. Ибо подобно тому,
как сбившийся с пути человек забредает во все
новые и новые неизвестные ему ранее местности,
тем самым как бы открывая их для себя, так и
современное человечество в своем хаотически
свободном движении, принимаемом иными за
упорядоченный прогресс, попадает в новые
ситуации и наталкивается на новые явления, что и
квалифицируется как совершение открытий в науке,
искусстве, технике и других областях
человеческой деятельности. Но, так же как
заблудившийся человек не в состоянии сопрячь в
своем сознании пройденные им местности с
конечной целью своего движения и с утраченной им
некогда верной дорогой (иначе он не был бы
заблудившимся), так и современное человечество
не в состоянии ни осмыслить сделанных им
открытий в свете глубинного смысла и цели своего
существования, ни оценить их с позиций своего
истинного предназначения.
Переизбыточность информации, накопленной в
результате бесчисленных открытий в сочетании со
свободой манипулирования этой информацией,
превращается в дурную бесконечность
интеллектуальных возможностей и образует тот
непроходимый лес бессмысленных знаний, в котором
полностью теряется смысл человеческого бытия.
Сознание, раздробленное этими разрозненными
знаниями, уже не в состоянии собственными силами
вернуться к состоянию единого целостного знания
– для этого ему необходимо соприкоснуться с
явлением или лицом, персонифицирующим в себе
такое состояние. Только вступая в контакт с
подобным явлением или лицом, можно преодолеть
тягостную раздробленность сознания,
свойственную человеку заблудившемуся. Образно
говоря, для выхода из непроходимого леса
бессмысленных знаний к свету единого целостного
знания необходима встреча с Вергилием, и
современный человек, утомленный долгой борьбой с
традициями и устоями, в глубине души начавший
тосковать по всему традиционному и
каноническому, давно уже жаждет этой встречи,
давно мечтает увидеть в мрачной чаще леса своего
Вергилия.
Именно эта жажда порождает такие явления, как
массовое туристическое посещение памятников
старины, коллекционирование, восстановление
забытых этнографических, воинских и ремесленных
традиций или стремление к сохранению внешнего
облика городов, сельских поместий, ландшафтов. И
хотя большинство этих явлений носит
поверхностный, декоративный и даже бутафорский
характер, все же в основе их лежит жажда
воссоздания утраченного единства путем
соединения прошлого с настоящим. Другим
проявлением этой жажды является тяга к
знакомству с древними религиями, тайными
знаниями и эзотерическими системами философии.
Однако ошибочно было бы полагать, что здесь может
иметь место произвольный выбор традиций и что
присоединение к любой традиционной системе
будет одинаково полезным и неопасным для
духовного здоровья человека. Ведь если в теории
следование любой традиции расширяет границы
нашего Я и приводит его в состояние гармонии с
космосом и историческим процессом, то на
практике старательное исполнение произвольно
выбранной, случайно приглянувшейся традиции
лишь увеличит наличие произвола в мире и
неизбежно повлечет за собой еще большую
раскоординацию нашего Я с действительностью, ибо
за самовольным выбором традиции обязательно
последует обрыв и нарушение более глубинных
традиционных связей, которые каждому человеку
предназначены местом и временем его рождения.
Вот почему, по сути дела, не человек выбирает ту
ли иную традицию, но традиция сама выбирает
человека, ему же лишь надлежит услышать этот
призыв и последовать своему предназначению.
Таким образом, здесь речь может идти не о
свободном выборе, но только о тайне призвания, о
разгадывании и исполнении своего исторического
и космического задания, об осуществлении своего
духовного долга. И в этом свете момент, когда
человеческое сознание вдруг начинает различать
обращенный к нему таинственный зов, следует
рассматривать не просто как некий преходящий,
случайный эпизод биографии, но как поворотный
пункт духовного становления, как спасительную
встречу с Вергилием, полагающую начало чудесного
превращения человека заблудившегося в человека
разумного.
В повести Н.С. Лескова “Запечатленный ангел”
есть любопытное место, в котором большой
любитель русской старины англичанин Яков
Яковлевич говорит о том, что у них «в Англии
всякая картинка из рода в род сохраняется и тем
сама явствует, кто от какого родословия
происходит», на что старообрядец Марк отвечает:
«Ну, а у нас... верно, другое образование, и с
предковскими преданиями связь рассыпана, дабы
все казалось обновленнее, как будто и весь род
русский только вчера наседка под крапивой
вывела». Из-за этой мании постоянного обновления
и крушения традиционных связей более чем
тысячелетняя история России в представлении
многих неоднократно начиналась заново, как бы с
нуля – то с Петра Великого, то с Пушкина, то с
переворота 1917 года, и каждый раз все бывшее ранее
объявлялось чем-то никчемным, неудачным,
малозначимым, вообще не бывшим. Но в этом
катастрофическом разрушении устоев и обрыве
традиционных связей парадоксальным образом
можно усмотреть и нечто положительное. Многое из
того, что отметалось, предавалось искоренению и
забвению, не погибло полностью, не уничтожилось
без остатка, но лишь исчезло с поверхности,
затаилось, как прячется река подо льдом,
выключилось из исторического процесса,
существуя тайно и не подавая внешних признаков
жизни. И именно из-за такого выключения преданные
полному забвению явления не были затерты и
опошлены всем последующим историческим
развитием, не приняли участия во всеобщем
прогрессе, приведшем человечество к духовному
краху, но, сохранив чистоту и первозданность в
нетронутом виде, готовы предстать перед нашим
сознанием как посланцы какого-то иного мира,
встреча с которым есть напоминание о нашем
высшем предназначении.
Именно такой встречей для современного сознания
в начале ХХ века стало открытие древнерусской
иконописи, так же как именно такой встречей
является и начавшееся на наших глазах в 80-е годы
публичное открытие памятников древнерусского
богослужебного пения, ибо оба эти открытия
представляют собой нечто гораздо более значимое,
чем просто события, происшедшие в рамках
культурной жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|