Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александра ЕРШОВА,
Вячеслав БУКАТОВ

Хитрая профилактика галёрочных настроений

Из хрестоматии игровых приемов обучения

Игровые эстафеты-разминки

Самая простая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарные, эффект стабильный. Попробуйте, не разочаруетесь!
Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте; змейкой, через два человека; одновременно по одному с каждого ряда (двойная эстафета); по алфавиту. Главное в задании – не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается, как тут же остановить эстафету (уговор дороже денег!) и начать ее заново.
Вставание можно заменить передачей хлопков.

Режиссерский комментарий. В эстафетах тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга – у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя.
Основная трудность для каждого из участников – верно определить момент, когда ему самому нужно встать или сесть. А для остальных трудность в том, чтобы не вмешиваться в работу товарища, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.
Терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушать, уступить, дождаться.
Когда на занятиях жизнь учеников и учителя протекает в социоигровом стиле, то возникает возможность вести опросы не по журналу или поднятым рукам, а по эстафете. Знаменитая московская учительница Л.К.Филякина пользовалась таким усовершенствованием “отвечающей” цепочки: если при ответе ученик ошибся, то он продолжает стоять, хотя цепочка движется дальше, то есть на каждый прозвучавший в классе вопрос поднимается и отвечает ученик со следующим по порядку номером. У того же, кто стоит, есть право вклиниться, то есть ответить вне очереди. И если этот ответ будет верным, то он садится. Таким образом, у каждого ученика есть возможность найти такие вопросы, на которые он сможет верно ответить. А такой опыт поможет ему верно сориентироваться и в более сложных ситуациях.
Помните, что в случае возникновения нерабочего шума, бедлама на уроке (или, напротив, сонного царства) чем проще вы дадите задание для эстафеты – тем лучше.

Дружное эхо

Условие: класс отвечает на хлопки ведущего (учителя или одноклассника) дружным эхом.
Например, на один хлопок преподавателя класс обычно отзывается рикошетом хлопков. Дружным же хлопком удается ответить только в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета, хлопок всего класса.
Ведущий может задавать серию хлопков, меняя их количество и ритмический рисунок.
Хлопки могут быть заменены на щелчки, чечетку, посвистывание или даже на произнесение каких-то слов (например, междометий или слов – исключений из правила).

Режиссерский комментарий. Подчас единого хлопка не получается, потому что часть учеников настроены только на учителя и стараются хлопнуть в ладоши одновременно с ним, забывая о том, что эхо должно быть дружным. Выпадающей из работы галерки не будет, если все ученики настроены друг на друга.
Варианты усложнений: отбивание ведущим серии хлопков (3–6) в определенном ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием.
Предположим, класс после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научился дружно отхлопывать заданный ритм и делает это с явным удовольствием. Учитель, видя, что задание “Эхо” становится слишком легким, что грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза.
В классе – замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и уже хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали. Дружное эхо рассыпалось.
Оказывается, достаточно было ученикам повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается как мираж. Участники, понимая это, начинают с энтузиазмом восстанавливать исчезнувшую сплоченность, надеясь на больший запас прочности своей внутренней установки. А у надежды, которая рождается в игровой деятельности и подкрепляется ею, шансы стать реальностью увеличиваются.

Вариант “Дружное эхо по половинкам”. Сидящий за партами класс делится на две части (проведите мысленно черту поперек рядов, чтобы разделить класс пополам, или вдоль среднего ряда – вот и две команды!). Одна половина – судит, другая – работает эхом. Учителю же главное – быстро менять роли между командами. Тогда темп упражнения-разминки трансформируется в ритм.
Времени на подобный вариант уходит не более одной минуты (при 4–5 переменах ролей), а зарядки бодрости хватает надолго.

Режиссерский комментарий. Варианты “Эха” можно использовать на разных предметах и в разные моменты урока. Но подобные зарядки-разминки должны быть коротенькими, иначе игровой характер незаметно для педагога (но заметно для детей) перейдет в свою противоположность – педагогическую муштру. И тогда галерки начнут возникать во многих местах и в геометрической прогрессии.

“Классная” одновременность

Сразу всему классу или только одному ряду (одной группе) дается время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например три секунды) снова хлопнуть.
Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием.

Режиссерский комментарий. Эффективность упражнения может быть разной. Главное – не потерять азарта. Только в этом случае становится ценной одновременность выполнения – когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.
Научиться делать что-то одновременно с другими, работать сообща, подчиняясь общему ритму, – важный навык для школьника. Тренировка в одновременности на первый взгляд подавляет смелость быть самостоятельным. Не будь игры – так оно и случилось бы! В игровой реальности подобная тренировка как раз и подготавливает подлинную смелость и самобытность.

Кто-о меня-я слы-ы-ышит…

В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит... поднимите правую руку”. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит... поднимите обе руки”. В воздух поднимается несколько пар рук.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит... – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза”. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит... встаньте”. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит... сядьте. Внимание ко мне!” Все садятся. Чуть повысив голос (но не напрягая его), учитель продолжает урок.
Режиссерский комментарий. Приведенный прием был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада, но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками.

Руки-ноги

На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

Режиссерский комментарий. Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен четко подчиняться нехитрым командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.
Условия советуем объяснять предельно кратко: “Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть” – после чего учитель тут же подает сигналы. Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.
“Руки-ноги” можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит (подробнее см. “Дружное эхо по половинкам”).

Встать “по пальцам”

Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), задает классу число, выбрасывая над головой соответствующее количество пальцев (если число больше пяти, понадобятся обе руки).
Затем он произносит: “Раз-два-три! Замри!” – и открывает глаза (поворачивается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев было им предъявлено.
Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество стоящих меньше заданного, то вскочить самому; если же больше (а он сам при этом стоит), то мгновенно сесть.
На доске ведется игровой счет: если число стоящих верное – очко присуждается классу, если оно больше или меньше заданного – учителю.

Режиссерский комментарий. Изюминка этого упражнения – в своеобразной азартной мобилизации всех участников до единого. Она выражается в готовности каждого либо немедленно вскочить, либо сидеть не шелохнувшись в зависимости от того, что в данный момент делают остальные.
Каждый внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Ведь участники не знают, кто именно будет вставшим и сколько их будет. Готовность каждого встать (если стоящих не хватает) или сразу же сесть (если их больше, чем нужно) эффективно влияет на общий рабочий настрой учеников на уроке.
Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый кон (ваньки-встаньки), и пять-шесть, которые, наоборот, всегда оказываются сидящими (сони). Для преодоления такого расклада можно предложить следующее: слишком активных отсадить в отдельную команду судей, которые будут наблюдать за точностью выполнения команды “Замри!”. Или создать отдельную подгруппу из неактивных и играть в две команды.
Один из секретов проведения любого варианта этого упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Его азарт зажигает и учеников. И что бы ни предложил учитель, они уже готовы к тому, что и это окажется в конце концов интересным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru