Можно ли запретить развитие
С точки зрения чиновников – почему бы
и нет,
если на этом можно сэкономить...
Из Свердловской области прислали сенсационные
материалы: распоряжения руководителей
санитарно-эпидемиологических подразделений
Минздрава о запрещении развивающего обучения.
Еженедельник «Управление школой» №32 описал эту
ситуацию и процитировал все документы, поэтому
мы не будем подробно на этом останавливаться. Мы
проанализируем материалы и попробуем понять: что
происходит?
Итак, санитары провели экспертизу уроков
развивающего обучения по Эльконину – Давыдову и
пришли к выводу, что утомляемость детей на этих
уроках в полтора раза выше, чем при традиционном
обучении. И на основе закона об
эпидемиологическом благополучии граждан
запретили (я не преувеличиваю) набор в классы
развивающего обучения в одном из городов
Свердловской области.
В чем обман и подлость этой затеи с запретом на
РО?
Обман и подлость заключаются в том, что вырванные
из контекста школьной жизни уроки или занятия по
развивающему обучению действительно намного
интенсивнее, чем нудное и однообразное
высиживание детей на уроках по традиционным
программам.
При этом создание учебной ситуации на уроках, или
занятиях, точнее сказать, РО, если это сделано
профессионально и качественно, как раз и
отличается от выполнения жестких заданий на
обычных уроках тем, что ребенок сам хочет
приложить максимум усилий, чтобы решить задачу,
ставшую для него его проблемой. Не навязанной
учительницей, а личной. И это требует, конечно,
полной самоотдачи, реального интеллектуального
и эмоционального вовлечения. В этом и секрет
«повышенной утомляемости». При этом надо жестко
и честно самим себе, учителям и родителям
сказать: если мы хотим изменить качество
образования, если мы хотим сделать его
ориентированным на личность ребенка, то надо
понимать, что интеллектуальная и эмоциональная
нагрузки на ученика будут возрастать. Только
очень примитивное понимание стратегии
сохранения детского здоровья может привести к
идеям, получившим нелепое для школьного слуха
название – «разгрузка». Дело не в разгрузке, а в
том, насколько интенсивный труд ребенка на
учебном занятии может компенсироваться другими
занятиями: спортом, танцами, художественным
творчеством, просто отдыхом.
Любая насыщенная и интересная жизнь утомляет.
Призывать к тому, чтобы делать детскую жизнь
«разгруженной», строить уклад школьной жизни из
примитивных и не затрагивающих личностную сферу
ребенка уроков и мероприятий, – да, при этом
формально утомляемость ребенка снизится.
Но такой ход превратит школу в убогое место
пребывания ребенка, камеру хранения, и при этом
совершится полный отказ от обеспечения детского
развития.
Потому что на самом деле детское развитие и
инновационные технологии, вся линия
экспериментальной педагогики требуют огромных
финансовых затрат.
Бессовестно вести разговор о педагогическом
эксперименте и не менять принципиально условия
пребывания ребенка в школе.
Важнее даже компьютеризации сейчас условия, в
которых ученик может стать участником
интенсивных инновационных технологий,
принципиально меняющих качество образования.
Если на уроке или учебном занятии ребенок
выкладывается полностью, потому что хочет,
потому что ему интересно, а на перемене ему
запрещают бегать и прыгать сколько душе угодно,
– конечно, это наносит вред здоровью. А запрещают
бегать и прыгать просто потому, что стены давно
не ремонтированной школы ходуном ходят, и
перекрытия сгнили, и крыша течет, и вообще лучше
вести неподвижный образ жизни, чтобы школа не
рухнула, не дай Бог.
Сегодня экспериментальная деятельность в
образовании России – это титанические усилия
директоров и учителей хоть как-то обеспечить
ребенку нормальные условия для развития и
сохранения здоровья. Денег на эту деятельность в
бюджете министерства нет. И хотя принято
положение о Федеральной экспериментальной
площадке, но система финансовой поддержки
экспериментальной деятельности так и не создана.
И вот сейчас – запрет санитаров на систему
Эльконина – Давыдова.
Надежд на то, что Академия образования вступится
за детище своего бывшего вице-президента, мало.
Международная ассоциация РО хранит молчание.
Бьет тревогу пока только вдова Василия
Васильевича, Люция Барцфаи.
По ее просьбе ведущие психологи России готовят
экспертные заключения и письма в
соответствующие инстанции.
Но в этом примере как в капле воды отражается
формальный и даже, можно сказать,
безответственный подход органов управления
образованием к реальной реформе содержания
образования.
Непрофессиональное отношение к обеспечению
экспериментальной деятельности в образовании, к
обновлению содержания образования приводит к
тому, что, оказывается, очень легко... запретить
эту деятельность.
Мы уверены, что нелепые распоряжения санитаров
будут отменены.
Но мы не уверены, что тихий, скрытый саботаж
чиновников, их яростное нежелание предпринять
хоть что-то, что обеспечивало бы не
широкомасштабные «региональные» эксперименты
по конъюнктурным для министерства направлениям,
а условия для инициатив школ и экспериментальной
апробации нового содержания образования, а не
сроков обучения, будет остановлен. Или что
обновится само Министерство образования и
повернется лицом к реальной реформе школы.
Судя по всему, у реформы школы есть один очень
серьезный противник – наше ведомство.
Справимся?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|