Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Можно ли запретить развитие

С точки зрения чиновников – почему бы и нет,
если на этом можно сэкономить...

Из Свердловской области прислали сенсационные материалы: распоряжения руководителей санитарно-эпидемиологических подразделений Минздрава о запрещении развивающего обучения.
Еженедельник «Управление школой» №32 описал эту ситуацию и процитировал все документы, поэтому мы не будем подробно на этом останавливаться. Мы проанализируем материалы и попробуем понять: что происходит?
Итак, санитары провели экспертизу уроков развивающего обучения по Эльконину – Давыдову и пришли к выводу, что утомляемость детей на этих уроках в полтора раза выше, чем при традиционном обучении. И на основе закона об эпидемиологическом благополучии граждан запретили (я не преувеличиваю) набор в классы развивающего обучения в одном из городов Свердловской области.
В чем обман и подлость этой затеи с запретом на РО?
Обман и подлость заключаются в том, что вырванные из контекста школьной жизни уроки или занятия по развивающему обучению действительно намного интенсивнее, чем нудное и однообразное высиживание детей на уроках по традиционным программам.
При этом создание учебной ситуации на уроках, или занятиях, точнее сказать, РО, если это сделано профессионально и качественно, как раз и отличается от выполнения жестких заданий на обычных уроках тем, что ребенок сам хочет приложить максимум усилий, чтобы решить задачу, ставшую для него его проблемой. Не навязанной учительницей, а личной. И это требует, конечно, полной самоотдачи, реального интеллектуального и эмоционального вовлечения. В этом и секрет «повышенной утомляемости». При этом надо жестко и честно самим себе, учителям и родителям сказать: если мы хотим изменить качество образования, если мы хотим сделать его ориентированным на личность ребенка, то надо понимать, что интеллектуальная и эмоциональная нагрузки на ученика будут возрастать. Только очень примитивное понимание стратегии сохранения детского здоровья может привести к идеям, получившим нелепое для школьного слуха название – «разгрузка». Дело не в разгрузке, а в том, насколько интенсивный труд ребенка на учебном занятии может компенсироваться другими занятиями: спортом, танцами, художественным творчеством, просто отдыхом.
Любая насыщенная и интересная жизнь утомляет. Призывать к тому, чтобы делать детскую жизнь «разгруженной», строить уклад школьной жизни из примитивных и не затрагивающих личностную сферу ребенка уроков и мероприятий, – да, при этом формально утомляемость ребенка снизится.
Но такой ход превратит школу в убогое место пребывания ребенка, камеру хранения, и при этом совершится полный отказ от обеспечения детского развития.
Потому что на самом деле детское развитие и инновационные технологии, вся линия экспериментальной педагогики требуют огромных финансовых затрат.
Бессовестно вести разговор о педагогическом эксперименте и не менять принципиально условия пребывания ребенка в школе.
Важнее даже компьютеризации сейчас условия, в которых ученик может стать участником интенсивных инновационных технологий, принципиально меняющих качество образования. Если на уроке или учебном занятии ребенок выкладывается полностью, потому что хочет, потому что ему интересно, а на перемене ему запрещают бегать и прыгать сколько душе угодно, – конечно, это наносит вред здоровью. А запрещают бегать и прыгать просто потому, что стены давно не ремонтированной школы ходуном ходят, и перекрытия сгнили, и крыша течет, и вообще лучше вести неподвижный образ жизни, чтобы школа не рухнула, не дай Бог.
Сегодня экспериментальная деятельность в образовании России – это титанические усилия директоров и учителей хоть как-то обеспечить ребенку нормальные условия для развития и сохранения здоровья. Денег на эту деятельность в бюджете министерства нет. И хотя принято положение о Федеральной экспериментальной площадке, но система финансовой поддержки экспериментальной деятельности так и не создана.
И вот сейчас – запрет санитаров на систему Эльконина – Давыдова.
Надежд на то, что Академия образования вступится за детище своего бывшего вице-президента, мало.
Международная ассоциация РО хранит молчание. Бьет тревогу пока только вдова Василия Васильевича, Люция Барцфаи.
По ее просьбе ведущие психологи России готовят экспертные заключения и письма в соответствующие инстанции.
Но в этом примере как в капле воды отражается формальный и даже, можно сказать, безответственный подход органов управления образованием к реальной реформе содержания образования.
Непрофессиональное отношение к обеспечению экспериментальной деятельности в образовании, к обновлению содержания образования приводит к тому, что, оказывается, очень легко... запретить эту деятельность.
Мы уверены, что нелепые распоряжения санитаров будут отменены.
Но мы не уверены, что тихий, скрытый саботаж чиновников, их яростное нежелание предпринять хоть что-то, что обеспечивало бы не широкомасштабные «региональные» эксперименты по конъюнктурным для министерства направлениям, а условия для инициатив школ и экспериментальной апробации нового содержания образования, а не сроков обучения, будет остановлен. Или что обновится само Министерство образования и повернется лицом к реальной реформе школы.
Судя по всему, у реформы школы есть один очень серьезный противник – наше ведомство.
Справимся?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru