Моя реформа
Реальное обновление школы – в сумме
наших идей и проектов, а не в планах министерства
Как не надоест этим министерским
чиновникам с их показными инициативами решать
все за всех и выдавать свои узкокабинетные планы
за общенародные!
Честное слово, уже нет сил терпеть, когда вместо
того, чтобы прислушиваться к обществу, стараться
действовать в соответствии с тем, чего хотят
родители и дети, – вместо этого солидные дяди и
тети, исходя из якобы государственной
необходимости, составляют свои прожекты и выдают
их за реформу.
То тут, то там в средствах массовой информации
появляется дикое и абсолютно бессмысленное
клише: “Реформа, которую предлагает
Министерство образования”. Не может ведомство
предлагать реформу и тем более осуществлять ее.
Ведомство имеет право только исполнять указания
– либо президента, либо общества.
А то тоже выдумали: “Реформа Министерства
образования”. Звучит примерно так же, как
“высокая мода от швейной машинки”.
Реформа – это то необходимое, что предстоит
сделать обществу для обеспечения благополучия
своих детей и себя в будущем.
Еще раз: то, что предстоит сделать обществу. Не
под руководством или по партитуре министерства
или даже правительства, а по своей воле.
Необщественной реформы образования быть не
может просто потому, что школа перестала быть
сугубо государственной структурой. И потому еще,
что мы строим гражданское, а не полицейское
общество. И пока у нас нет, слава Богу,
образовательной повинности.
Поэтому ни школа, ни учителя, ни ученые не могут и
не должны осуществлять какую-то единую, для всех
одинаковую реформу образования. Несмотря на всю
неожиданность такого заявления, я глубоко
убежден, что любая попытка осуществить реформу
образования как флотский маневр “все вдруг”
обречена на провал.
Этого никак не могут понять на Люсиновке и на
Чистых прудах, но особо опасно, что в этот
провальный круговорот чиновничьего
“реформирования” попадает директорство,
учительство. И всерьез начинают обсуждать
достоинства и недостатки реформы по-министерски.
Как будто она есть.
А ее нет, вместо нее каждый раз получается
сплошная фикция.
Реформа бывает только моя, каждого из нас. От
трудного и рискованного сложения наших реформ
получается реформа школы. А иначе не получается
никакой реформы.
И уж коль скоро нам суждено жить в эпоху перемен,
то надо принять простую, но в то же время
драматическую истину: перемены нельзя
остановить, их нельзя прекратить, ими нельзя
командовать. Но их можно приватизировать.
Сделать своими.
После этого все зависит от двух вещей: есть ли у
вас идеи обновления жизни и как мы будем
соединять свои и чужие идеи.
Поэтому, если мы хотим изменить жизнь к лучшему,
школу сделать безопасной для детей, полезной для
общества и эффективной для государства, надо
объявлять суть своих реформ и согласовывать с
другими.
Суть моих реформ
На что нужно тратить деньги, что нужно сделать?
1. Срочно отремонтировать 69 тысяч школьных
зданий. Их состояние угрожает жизни детей.
2. Провести обновление технического оборудования
школ параллельно с переподготовкой учителей и
управленцев.
3. Создать эффективную сеть нешкольного
образования.
4. Создать институты общественного управления
школой (попечительские советы, профессиональные
союзы и ассоциации, родительские и
бизнес-ассоциации в поддержку школы,
благотворительные фонды), ввести родителей в
состав учредителей учебных заведений, принять
меры по стимулированию благотворительности в
образование.
5. Отменить вступительные и выпускные экзамены и
ввести заявительный принцип поступления в вузы.
6. Сроки обучения, образовательную программу,
учебный план и штатное расписание устанавливает
сама школа и согласует с учредителем.
Выдерживаются рамочные общенациональные
образовательные стандарты.
Все.
Как, скажет измученный реформами читатель, а как
же обновление содержания образования? Вы же сами
столько раз повторяли, что это один из важнейших
моментов реформы?
Правильно, и сейчас так считаю. И готов всячески
помогать учителю в этом очень важном деле.
Но это уже реформа учителя. Не моя. Вернее, не
столько моя, сколько учителя.
Я буду делать все, чтобы отремонтировать школы и
поставить туда оборудование. Этого учитель
сделать не может, это не его реформа.
А содержание образования – его.
Я могу создавать общественные институты
управления образования (попечительские советы,
например) и сети инновационного образования
(эвриканская сеть федеральных экспериментальных
площадок, например), буду пытаться создавать
общественное мнение вокруг проблемы поступления
в вуз – единый экзамен не слаще выпускных и
вступительных, поэтому переходить с одной
каторги на другую, чтобы потом дойти до полной
отмены испытаний при поступлении в вуз, – зачем?
Человек имеет право стать студентом, а потом во
время первой же сессии отсеивайте его, если не
тянет.
Вообще зачислять в высшее учебное заведение
(профессиональное образование) по результатам
обучения в школе (общее образование)
бессмысленно, потому что это две разные вещи,
напрямую друг от друга не зависящие. Это моя
ответственность – как я готов к поступлению, я
сам буду страдать, если чего-то не знаю. В этом и
состоит суть непрерывного образования –
продолжать учиться независимо от успехов на
предыдущей ступени. А отметки – это для моего
личного самоконтроля. В этом я вижу свою реформу
перехода из средней школы в высшую.
Угрозы моей реформе
Сегодня их две – двенадцатилетка и Министерство
образования.
Они мне мешают вести реформу.
Совершенно неоправданная активность РАО и
Министерства образования по поводу
двенадцатилетки (концепции, совещания, создание
учебных планов) настолько возбудила граждан, что
все остальное общественным слухом просто не
воспринимается.
Люди не слышат мою реформу. Они слышат
двенадцатилетку. И боятся ее. Потому что знают о
катастрофическом состоянии школьных зданий, о
невозможности отсрочить армию, об изнуряющих
учебных технологиях, о насилии в школе, о
наркотиках, и, конечно, людям страшно, если весь
этот кошмар продлится еще год, а потом мальчики
сразу попадут в казарму. А тут еще фантастическая
формулировка “Эксперименты с 12-летним сроком
обучения” – абсолютно непонятная людям вещь.
Это что значит – шестиклассникам скажут: “В
порядке эксперимента будете учиться 8 лет, а не 7”
или десятиклассникам предложат: “Еще три года, а
не два”? Так, что ли?
Двенадцатилетка сегодня – угроза реформе.
Вторая угроза – Министерство образования. Вовсе
не потому, что там сидят угрожающие реформам
люди. Нет, люди как люди. И министр – один из
лучших за последнее время. По крайней мере именно
при нем идет содержательная дискуссия, а не
зубодробительный идеологический прессинг, как
это было раньше.
На самом деле именно эта дискуссия и есть
развитие системы образования.
А какую поддержку он лично оказывает
инновационному движению – как никто другой! Так
что министром мы довольны.
Дело в самой природе министерского управления
школой. Оно вынуждено применять
административные способы управления – иначе не
может. А реформа, как мы уже поняли, – дело
общественное. Поэтому независимо от того, какие
люди сидят в министерских кабинетах, нельзя
реформу образования делать чиновничьими
способами.
А какими же еще? – спросит читатель.
Гражданскими. Надо создавать гражданские,
общественные институты реформирования
образования – это и есть реформа.
...Один мой друг, государственник по своим
убеждениям, мой постоянный критик, недавно попал
в такую ситуацию. Он переехал в Москву и весной
нашел школу для своего сына. При этом ему было
важно, чтобы начальная школа была трехлетней, и
он такую нашел. 31 августа приходит в школу
проверить, все ли в порядке, а ему сообщают, что по
приказу московских руководителей образования
школа, как и многие другие, переведена на
четырехлетнее обучение.
– Как, почему? – стал возмущаться мой друг,
ставший довольно крупным чиновником.
Тем более что по закону продолжительность
обучения на каждом этапе определяется уставом
образовательного учреждения.
Мне и жалко, и смешно: ну вот вам, господа
государственники, результат вашего слепого
поклонения безликому и бездушному
государственному решению. Кто-то за вас решил,
что вашему ребенку так лучше.
Результат моих реформ
Результат моих реформ – воспитание уважения к
свободе и демократии, инвестиции в образование
как основу нашего благополучия и само
благополучие граждан.
Но только инвестиции в общественное образование,
а не в школьную бюрократию.
Процветающая школа через десять лет –
безопасная, просторная и оборудованная хорошей
техникой.
Но главное – образование за пределами школы. Это
возможно, я уверен.
Сколько это стоит, пока не знаю. Думаю, цифра хоть
и огромная, но вполне по силам нашей стране.
Только убеждать надо не Минфин, а
налогоплательщиков.
...Говорят, что слово “реформа”
дискредитировано, что его лучше не употреблять.
Это говорят те, кому надо согласовывать свою
реформу в Кремле или Белом доме. Мне не нужно, это
моя реформа, а не Кремля или Белого дома. Я с собой
все согласовал.
А вы?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|