Такой смешной великий утешитель
Его простые рассказы о чудесах дарят
нам свободу,
нежность и веселую отвагу
Он живет рядом с нами, как оказалось, уже
семьдесят лет. Тихий и непредсказуемый, озорной и
облагораживающий, как привидение в старинном
шотландском замке. Кинорежиссер Георгий Данелия.
Имя, которое целые поколения зрителей узнавали
позже, чем успевали стать пленниками его мира,
таинственной страны, извлеченной его
воображением из сценариев и романов русских,
французских, но более и чаще всего грузинских
авторов.
Этот мир похож на страну из песен Булата
Окуджавы, на Грузию поручика Амилахвари из его
“Путешествия дилетантов”, – идеальное укрытие
и убежище для поэтов и влюбленных. Мир, где правит
Красота, приказывает Дружба, судит Благородство,
а сдобренное перцем печали веселье, как легкий
хмель, снимает драматизм обычных человеческих
отношений.
Так бывает часто, когда далекая родина предстает
главными своими качествами: не то что не видно
недостатков, но видна суть. Московский грузин,
полноправное дитя двух самостоятельных культур
– грузинской и русской, – Георгий Данелия видит
и пленительную разницу в характерах и привычках,
и сходство в доверчивости и ранимости. Грузин
проявляется в его фильмах внешне: если горе или
радость так велики, что могут стать
разрушительными, он переводит, переливает
чувство в другой сосуд – в музыку чаще всего. И
бесстрастный древний хорал стягивает готовое
раскричаться горе в строгую форму, как в эпизоде
смерти старого врача (Серго Закариадзе) в “Не
горюй!”. Но более всего – в его отношении к миру,
в мировосприятии, в которое у него, как у всякого
нормального грузина, заложен ген Руставели. Мир
как поприще рыцарской дружбы и дружба как
панацея от всех зол и обид – вот что делает
грузинским даже фильм “Я шагаю по Москве”. И
вместе с художественными достоинствами приносит
фильмам Данелии успех у отечественного зрителя и
за рубежом.
Георгий Данелия не подвергался привычным для
советского художника гонениям и не заслужил
почетного звания диссидента. На его фильмах
вместе со всем неизбалованным советским
зрителем смеялись и те, от кого зависела судьба
кинематографиста и зрителя. Последовательно
замалчиваемый при советской власти, он не стал
любимцем прессы и после ее падения. Постоянство
проявляет к нему, вернее к его фильмам и
персонажам, только зритель. Ведь фильмы Данелии
не просто помогают жить. Они помогают жить
достойно.
Благодаря этим веселым драмам, комедиям, полным
печали, мы узнавали, как величав, как
по-королевски щедр может быть бедный шофер
(Фрунзик Мкртчян) из города Дилижана; что старый
шарлатан может обернуться настоящим королем
Лиром, а водевильная парочка влюбленных –
свидетельствовать о мимолетности человеческого
существования и неотвратимой поступи Рока (“Не
горюй!”). И еще раз убеждались, что в кино
личность актера важна не менее, чем его талант и
мастерство. Может быть, именно поэтому
абсолютной кинозвездой на фоне других
безусловных звезд здесь был Евгений Леонов, для
которого фильмы Данелии были своего рода вечным
бенефисом – столь разные роли сыграл он у этого
режиссера, называвшего Леонова своим талисманом.
А сколько актеров могли бы назвать своим
талисманом Георгия Данелию! Вахтанг Кикабидзе и
Фрунзик Мкртчян, Софико Чиаурели и Анастасия
Вертинская, великие Серго Закариадзе, Сесилия
Такаишвили, его родная и любимая тетя Верико
Анджапаридзе... Одних он открыл, другим дал шанс
или просто запечатал в целлулоидную бутылку
вечности их неповторимость.
Воспитание чувств, которого из-за слова
“воспитание” так боятся нынешние деятели
культуры, необходимо человеку, как постановка
слуха. Кино вслед за литературой и театром,
живописью и музыкой открывает и развивает в
человеке качества и возможности, которые без
этого вмешательства могут остаться втуне,
заглохнуть или не быть никогда обнаруженными.
Показательно, что студент архитектурного
института круто изменил свою биографию,
отказавшись участвовать во всесоюзном
строительстве “хрущеб” и став кинорежиссером.
Был конец 50-х, начало нового времени в мировом
кино. Новое время определили люди. Они
принадлежали к разным поколениям и говорили на
разных языках. Общим было только время, опыт
страшной мировой войны, опыт великой войны,
показавший всю хрупкость, но и единство нашего
мира.
Неправильно определять поколения художников
только по их участию во взрослой жизни. Дети и
подростки времен Второй мировой, те, кто оказался
восприимчив к науке сохранения энергии добра в
неблагоприятных для этого условиях, став
взрослыми, словно восполняют недостаточность
этой энергии в окружающем мире. Их немного,
меньше, чем тех, кто собственный страх и
отсутствие мужества прикрывает в своих
произведениях жестокостью и неверием.
Мы жили в несвободной стране. Да и где она, эта
страна, где твоя свобода не ущемляет ничьей
другой? Но по логике парадокса и с Божьей помощью
среди нас было гораздо больше свободных, чем
принято думать, из-за того, что свободные люди
объединяются редко и с большим трудом. И склонны
к высокомерной жалости к “другим”. Данелия
своими фильмами спасал от надменности, сбивал
снобизм и спесь: в его мире дух дышит где хочет, не
заботясь о торжественной обстановке и серьезной
внешности. Сейчас, когда юбиляр признался
зачастившим к нему журналистам в том, что его
кумиром был Феллини, особенно стало видно
сходство их дарований: видеть трагическое в
смешном и смешное – в страшном. И сообщать
зрителям собственную веселую отвагу, свободу и
нежность.
Мы смеялись и с легким сердцем уходили с
очередного фильма Данелии. Критики соотносили
его с действительностью и обнаруживали, что
Данелия снял еще одну сказку, смешную,
человечную, из нашей жизни, но сказку. И
просмотрели, когда он и впрямь стал их
рассказывать. Страшные сказки о том, что можно
сделать холодным, нелюбящим и несчастным до
самоубийства самого Евгения Леонова. “Слезы
капали” сообщили нам о переменах, которые уже
происходят в людях. Но никто не стал в этом
разбираться. Просто обиделись на Данелию, что не
так смешно, как обычно. Мало кого удержал дома его
“Паспорт” – фильм о том, что единственный
легитимный паспорт, обеспечивающий тебе свободу
и достоинство, – родная земля под твоими
израненными чужбиной ногами.
И уж совсем потерялись в пророчествах фильма
“Кин-дза-дза”, где все еще пытались обнаружить
знакомого грустного балагура. А ведь он никуда не
делся, кинорежиссер Данелия. Пророчество было
уловлено им не в ветре перемен. Изменился он сам,
его внутренний мир, и прежние персонажи,
обитатели его мира, страдали и приспосабливались
к этим переменам. Во время съемок этого фильма
Данелия потерял сына Колю, поэта, художника и
кинорежиссера. Глубокий драматизм,
необратимость разлук и разрушений в этом фильме,
неподдельность человеческих характеров и
отношений – плач отца по сыну, художника – по
художнику Николаю Данелии.
Как призвание находит своего носителя? Как
благополучный мальчик, сын мирного
генерала-метростроевца Николая Данелии и
мосфильмовской “гранд-дамы” Мэри Анджапаридзе,
стал веселым утешителем сотен миллионов своих
сограждан, обреченных, казалось, на угрюмый и
унылый образ жизни. Не стоит спрашивать об этом
самого Георгия Николаевича. Мы не привыкли к его
объяснениям. В отличие от тех, кто умеет и любит
объяснять свои фильмы, диалог с Данелией лучше
вести, когда сидишь в темном зале перед мерцающим
экраном, на который спроецировано все наше с ним
многолетнее общение: горячий спор и безмолвное
объяснение в любви, слезные жалобы и простые, как
горячая булочка в морозный полдень, рассказы о
чудесах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|