8 лет назад, 15 августа.
Вышел первый номер “Первого сентября”.
Подписки тогда еще не было, и мы решили за
полмесяца разослать в 15 тысяч школ первый номер
газеты, чтобы он пришел всюду к 1 сентября.
Упаковать 15 тысяч экземпляров в конверты –
огромный труд даже по сегодняшним меркам. Тогда
мы этого не знали. Просто брались и делали. Взяли
и разослали.
Легенда утверждает, что сначала единственным
журналистом-профессионалом в нашей газете был ее
создатель, мой отец Симон Соловейчик. Так или
иначе, он сам не раз рассказывал, что был поражен
до глубины души, когда, примчавшись из типографии
с первым номером, не застал никого в редакции:
сдав газету в печать, все просто отправились
собирать материалы для следующих выпусков. В
общем, чувство благоговения от свежего номера,
пахнущего типографской краской, пришло не сразу.
Зато потом…
Потом тираж рос стремительно. Похоже, на первых
порах читателям было достаточно имени главного
редактора.
Потом, споткнувшись о гиперинфляцию, не менее
стремительно падал.
А потом началось самое главное: постепенный рост
тиража, когда, казалось, мы завоевывали читателя
каждым верно найденным словом, каждой интересной
мыслью. Так и верили: одна хорошая, талантливая
статья – плюс читатель, одна неудачная фраза –
минус целая школа.
Это были самые запоминающиеся годы молодой
редакции. Запоминающиеся, потому что каждый день
таил в себе сюрпризы: новые темы, новые идеи,
новые интонации, новые имена, новые рубрики.
Иногда, казалось, отец готов был кардинально
менять газету из-за одной строчки в письме
далекой читательницы. И часто переживал так, что,
стараясь его утешить, кто-нибудь невольно
произносил: “Подумаешь, написали, в другие
газеты и не такое пишут, всем ведь не
потрафишь...”
Но даже намека на подобное утешение было
достаточно, чтобы взорвать нашего главного
редактора. И он взрывался и верил одному
сердечному письму, отказывая в праве на голос
многотысячной статистике. И словно пытаясь
разговаривать с каждым читателем в отдельности,
придумывал умопомрачительные рубрики типа “О
главном в жизни”, “Очень серьезное”, “Бродячие
истины” и смело ставил их из номера в номер.
Были разные периоды. Был и такой, когда главный
редактор возвращал статью за статьей,
приговаривая: все хорошо, но только проще,
пожалуйста. Уж больно мудрено.
И, сбиваясь с пути в поисках простоты, редакция
бастовала: школа – дело сложное, и писать о ней
просто-просто, не греша против истины,
невозможно.
Тогда отец собирал редакцию и, чуть улыбаясь,
рассказывал простыми словами свое видение школы.
И в какой-то момент начинало казаться, что
пространство кабинета наполняется ясностью,
словно ясность – некое вещество, которое очищает
все вокруг.
В тех рассказах отца было много удивительных
находок, некоторые из них позднее я встречал в
его статьях, но одна – та, что я назвал для себя
“формула педагога”, или “учительские
заповеди”, – больше мне нигде не встречалась. То
ли потому, что вне рамок игры учительские
заповеди – дело тонкое, то ли по какой другой
причине.
А тогда отец говорил, что как есть евангельские
заповеди, общие для всех, так есть и учительские
заповеди, следование которым делает из нас
педагогов. Только заповедей этих числом поменьше
– всего две (здесь отец улыбался, показывая, что
помнит про игру в простоту). Одной заповеди
следовать легко, несмотря на ее кажущуюся
сложность, а другой, наоборот, трудно, хотя
выглядит она проще простого.
Первая заповедь очень понятная и всеми
повторяемая – никогда не обижайте детей! Можно
хвалить, можно ругать, можно и подзатыльник
иногда дать шутя. Но нельзя обижать. Обида –
главный источник самой непедагогичной
педагогики. Обидеть – это как соскочить с
подножки поезда. Запрыгнуть обратно можно, но
только если сразу, не раздумывая, попросить
прощения. Потом поезд уйдет.
Но все это полдела, говорил отец. Не обижать
трудно, но в принципе выполнимо. Просто дать себе
слово не обижать, и все тут. Гораздо труднее –
наступала пауза – гораздо труднее, несравнимо
труднее не обижаться. Так вторая заповедь и
звучала: никогда не обижайтесь на детей!
А ведь как незаметно, как коварно подкрадывается
и набрасывается на нас обида на детей. И вот мы
уже пылаем справедливым гневом: все лето стены
школы в порядок приводили, а они... я ему все
отдала, а он… и это после всего, что я для тебя
сделал… И так далее и тому подобное.
Не знаю, почему, но эти не обижай и не обижайся
крепко-накрепко запали мне в голову. И, не
признаваясь никому, все эти годы многие
жизненные ситуации, в которых оказывался сам или
близкие люди, я выверял по этим заповедям. И
всегда был под рукой совет и себе, и другим – не
обижай или не обижайся! Оказывается, если не
обижать и не обижаться, всему остальному есть
место. В противном случае поезд жизни уходит без
нас.
Сегодня 1 сентября. Сегодня в девятый раз мы
начинаем учебный год вместе. И вертикальная
целеустремленность этой цифры словно напоминает
о неподражаемом, узнаваемом, общем для нас всех
духе “Первого сентября”, об умении преодолевать
трудности и находить верные слова для самых
сложных вещей. Нам теперь так легко
разговаривать друг с другом, что можно даже
выполнить совет отца – говорить просто. Людям
легче говорить просто, когда они друг друга
слышат. И перед началом учебного года мы можем
сказать друг другу: давайте постараемся,
попробуем, попытаемся в этом году не обижать и не
обижаться! Нам все удастся, все получится, и все
будет в радость. А как же иначе?
Кто бы мог подумать, когда мы были
маленькими и шли в первый класс, неся тяжелые
ранцы и переживания, что этот день – Первое
сентября – когда-нибудь станет нашим общим днем
рождения, преследующим именинников круглый год?
Ну а теперь делать нечего – отмечаем! Но там, с
той стороны страницы, – мы еще ничего об этом не
подозреваем...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|