Здравствуй, герой!
Учитель, впервые пришедший в школу 1
сентября 2000 года, директор, впервые появившийся 1
сентября как директор у себя в школе, и даже
начальник образования, 1 сентября впервые
заступивший на должность, – герои.
И не надо объяснять почему – и так понятно.
“А мы что – не герои?” – скорее всего подумают
наши уважаемые читатели со стажем, не покинувшие
школу.
(Замечание в скобках. Шепотом.
Ну конечно, герои. Но вы представьте себе, что
испытывает человек, впервые попавший на поле боя.
Ему рассказывали всякие ужасы, пугали и
советовали держаться подальше. А он или она
(скорее всего даже она) все-таки пришли и стали в
строй. Но внутренне, про себя, они ведь ожидают
того самого страшного и ужасного, о котором их
предупреждали родные и близкие.
Вот новичок приходит в класс, какие ваши
действия? Прежде всего поддержать, вселить
уверенность, дать понять, что его ждали и ему
рады.
Поэтому, конечно, – все герои. Но вы-то уже себя
героями чувствуете, что бы там ни писали газеты. А
новичок – он еще не знает, как к нему относятся.
Поэтому давайте вместе скажем ему или ей (скорее
всего, конечно, ей):
– Здравствуй, герой.)
Итак:
– Здравствуй, герой. Наконец ты пришел к нам,
здравствуй.
Ты знаешь, время сейчас такое, что никто не научит
тебя, как себя вести правильно и по каким
ориентирам работать.
Была слабая надежда на августовские совещания,
но они прошли как обычный партхозактив, хоть
иногда и с применением Интернета.
Обычное для кабинетного междусобойчика: бу-бу,
бу-бу-бу.
Про двенадцатилетку приказано больше молчать,
чем говорить, так что и говорить стало не о чем.
Кстати, дорогой наш герой, если тебя пугали
двенадцатилеткой – не бойся. Лет на десять мы от
нее отбились. По крайней мере генеральная линия
на увеличение сроков обучения свернута.
Концепция изменилась.
А вот то, что школа изолирована от реальной жизни,
– с этим тебе придется жить.
Ну как, на самом деле, в регламенте августовского
совещания педагогов предусмотреть разговор о
том, в каком состоянии находится страна, и как об
этом говорить с детьми?
Что, про это специальный доклад делать? А какая
такая специальная установка для этого доклада?
Что думает министр? Городское управление?
Ну действительно: а какая связь между реальной
жизнью и задачами народного образования?
Никакой, считают шкрабы.
Шкраб – это так в двадцатые годы назывались
школьные работники. До того как А.Солженицын
распространил обидное словечко «образованцы»,
шкрабами называли зашоренных деятелей
просвещения, у которых один свет в окошке –
успеваемость детей и соблюдение норм и правил,
предписанных минобразовскими распоряжениями. Их
святая вера в непоколебимость и правоту
начальнических команд заменяла им и совесть, и
рефлексию, и просто человеческую жалость к детям.
Поэтому, если бы мы могли издать памятку
учителю-директору-начальнику первогодке, то
первым пунктом было бы: не стань шкрабом.
Не стать шкрабом трудно: во-первых, надо быть
остроумным человеком с чувством юмора, не
обидным для других.
А во-вторых, надо ценить ученика больше, чем
программу.
Ты ведь герой, поэтому выражаться мы, герои,
должны резко и категорично. Вот так, например:
– Наплевать на программу, лишь бы у детей было
хорошее настроение.
Дня два назад одна девочка сказала мне:
– Папа, а почему так много плохих новостей?
Дети в постоянном ожидании неприятностей. А
учитель начальной школы ведет опрос и спрашивает
мальчика:
– Сколько будет дважды два?
Мальчик поднимает на него глаза и говорит:
– Учитель, мне бы ваши проблемы...
Смешно, правда?
Поэтому второе правило в нашей памятке: ищи
реальное содержание.
А третье: не поддавайся начальникам.
Это правило самосохранения. Один раз станешь как
все – прощай, герой. Был и сплыл.
Тебя наверняка будут пытаться сломать.
Нет, не угрозами, не давлением, наоборот.
Позовут в кабинет, скажут: «Аркадьич, слышь,
Аркадьич, да мы с тобой горы свернем, Аркадьич.
Приходи ко мне в любой момент – все подпишем,
любую бумагу, все уладим, все вопросы порешаем. Но
ты только, знаешь, Аркадьич, не высовывайся,
прежде чем что-то сделать – приди посоветуйся. И
мы с тобой найдем общий язык, не сомневайся,
Аркадьич!» И все – коготок увяз, всей птичке
пропасть.
Четвертое: будь независимым.
Они поэтому и платят мало, чтобы можно было
унижать.
Отсюда пятое правило: не работай за гроши.
Есть учредители, есть родители, есть
попечительские советы, есть масса способов
обеспечить учителя деньгами. Все, кто утверждает,
что нет денег в стране на учителя, врут. Убеди
своих коллег, что надо не митинговать, не
бастовать, а добиваться заключения нормального
контракта. Конечно, страшно так выступать, но
ведь мы же герои! Это, знаешь, трудная работа. Но
благородная, потому что дети уважают достойных.
И последнее, шестое: не таись.
Ну что, герой, пока.
Бери свои цветы, подаренные тебе на первой в
твоей жизни
учительско-директорско-начальнической школьной
линейке, и иди домой. Там уже и стол накрыт.
– Ну, за первый день!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|