Министерство образованиЯ
Российской Федерации
от 14 июня 2000 г. № 22-06-687
О государственной регистрации
образовательных учреждений как юридических лиц
В последнее время в Министерство
образования Российской Федерации поступают
письма от педагогических работников,
образовательных учреждений с жалобами на органы
социальной защиты населения, отказывающие в
назначении пенсии за выслугу лет. Причиной
отказа является отсутствие у образовательного
учреждения статуса юридического лица.
Анализ оперативной информации показал, что в
настоящее время органы управления образованием
не владеют достаточной и объективной
информацией о количестве образовательных
учреждений, являющихся юридическими лицами, не
принимают мер для получения образовательными
учреждениями статуса юридического лица, а иногда
сами препятствуют в получении образовательными
учреждениями статуса юридического лица.
В целях защиты законных прав и интересов
педагогических работников, руководствуясь
законодательными и иными нормативными правовыми
актами, регламентирующими деятельность
образовательных учреждений, Министерство
образования Российской Федерации разъясняет.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации
“Об образовании” образовательное учреждение
является юридическим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 48; ст. 51 Гражданского
кодекса Российской Федерации юридическим лицом
признается организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении или в
оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо
должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическое лицо считается созданным с момента
его государственной регистрации.
Таким образом, каждое образовательное
учреждение должно пройти государственную
регистрацию для получения статуса юридического
лица. В государственной регистрации
образовательного учреждения не может быть
отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в
регистрации, а также уклонение от нее могут быть
обжалованы в суд.
Для государственной регистрации
образовательного учреждения учредитель
представляет заявление на регистрацию, решение
учредителя о создании образовательного
учреждения или учредительный договор, устав
образовательного учреждения, утвержденный
учредителем, документ об уплате государственной
регистрационной пошлины. Уполномоченный орган в
месячный срок производит регистрацию
образовательного учреждения, о чем в письменной
форме уведомляет заявителя, финансовые органы,
соответствующий государственный орган
управления образованием.
Образовательное учреждение, не имеющее
государственной регистрации, не является
юридическим лицом и не может претендовать на
получение лицензии на право ведения
образовательной деятельности и последующие
аттестацию и государственную аккредитацию.
Образовательное учреждение с момента его
государственной регистрации имеет права
юридического лица.
Образовательное учреждение согласно п. 1 ст. 43
Закона Российской Федерации “Об образовании”
имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. В
соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона “О
бухгалтерском учете” в зависимости от объема
учетной работы руководители образовательных
учреждений могут: создать бухгалтерскую службу
как структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером; ввести в штат должность
бухгалтера; передать на договорных началах
ведение бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной организации или
бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский
учет лично.
За образовательным учреждением в целях
обеспечения образовательной деятельности в
соответствии с его уставом закрепляются объекты
права собственности (земля, здания, сооружения,
имущество, оборудование, а также другое
необходимое имущество потребительского,
социального, культурного и иного назначения).
Земельные участки закрепляются за
государственными и муниципальными
образовательными учреждениями в бессрочное
бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за
образовательным учреждением, находятся в
оперативном управлении этого учреждения (ст. 39
Закона Российской Федерации “Об образовании”).
Между учредителем и образовательным учреждением
в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Российской
Федерации “Об образовании” заключается договор
о взаимоотношениях.
В целях устранения нарушений Закона Российской
Федерации “Об образовании” Министерство
образования Российской Федерации предлагает:
органам управления образованием и
образовательным учреждениям осуществить в
установленном порядке государственную
регистрацию образовательных учреждений, принять
меры по обеспечению получения образовательными
учреждениями статуса юридического лица до 01.01.2001;
органам управления образованием субъектов
Российской Федерации рассмотреть на коллегии
вопрос об активизации работы по получению
образовательными учреждениями статуса
юридического лица и проинформировать
Минобразования России (Управление
инспекционно-аналитической работы, Сауткин В.Ф.)
о приведении образовательных учреждений в
статус юридического лица по прилагаемой форме в
сроки, указанные в ней.
Первый заместитель министра общего и
профессионального образования РФ
А.КИСЕЛЕВ.
Наимео-
вание об-
разователь-
ного уч-
реждения |
Всего |
Имеют: |
Договор
с |
Бух.учет
ведется руков. обр. учр. |
госу-
дарств. регист-
рацию |
собствен-
ность в оператив.
управлен. |
сме-
ту |
бух-
гал-
тера |
бухгалтер.
службу как структ. подраз. |
цент-
рал.
бух-
галтер |
спе-
циа-
льн
орган |
бухгал-
тером специа-
листом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: информацию по
состоянию на 01.09.2000, 01.11.2000, 31.01.2001 просим
представлять в Управление
инспекционно-аналитической работы Министерства
образования РФ.
Контактный телефон (095) 924-92-48, отдел
инспектирования образовательных учреждений
(Аннушкина Лариса Дмитриевна).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|