Л.НАМЕР
“Химия и жизнь - XXI век”
Мозг как несообщающиеся сосуды
“Купец купил пять аршин сукна по
столько-то...” – так учили математике в гимназии.
Смешно? Устарело? Но вспомним, какие научные и
технические результаты получило поколение,
обученное таким “дедовским” способом...
Сначала несколько примеров. Школьника
спрашивают: какова будет концентрация кислоты,
если слить вместе два стакана – с 10-процентной
кислотой и 15-процентной? Обычный ответ – не
смейтесь, это действительно так – 25%. После этого
школьника спрашивают: а если слить вместе стакан
40-градусной водки и плохонького 20-градусного
самогона, будет ли 60 градусов? В ответ – хохот.
Второй пример из физики. Преподаватель берет
кусочек галлия, показывает аудитории –
нормальный кусок металла. Зажимает в кулаке и
начинает вести занятие. Через пять минут
раскрывает ладонь – на ней лужица жидкости.
Вопрос: что за металл? Обычные ответы – припой,
олово, реже – свинец, однажды сказали – натрий.
После этого задается вопрос: на столе стоит
подключенный к сети паяльник. Возьметесь ли вы за
его жало пальцами? Издевательский смех. Препод
считает нас дураками... Тут полезно сделать паузу
и походить по классу, катая галлиевую лужицу по
ладони и ласково поглядывая на слушателей. Смех
понемногу стихает. До них доходит, что они
сморозили.
Пример третий. Вопрос: некоторая величина
уменьшилась на 50%, и результат равен Х. Чему была
равна исходная величина? Пауза. Формулируем
вопрос по-другому. К вам должен прийти гость,
которому в силу его диеты надо съесть ровно 100 г
вареного мяса. Мама просит вас пойти в магазин и
купить мясо для гостя, учитывая, что мясо при
варке уваривается наполовину. Сколько мяса вы
купите? Ответ следует мгновенно.
Вообще на личном опыте и по разговорам с
преподавателями математики, физики и химии
создается впечатление, что в голове у школьников
имеются два несообщающихся сосуда: в одном –
реальная жизнь, а в другом – школьная наука. Не
будем уж об истории. То, что эту науку можно
применять для жизни, то есть для ее понимания и
предсказания событий, звучит для школьника как
малопонятная шутка. Но почему сложилась ситуация
“несообщающихся сосудов” с математикой,
физикой и химией?
Каждая из этих наук состоит в обычном, бытовом
смысле из собственного аппарата, абстракций,
методов и т.д. и из применений. Мы, преподаватели,
и мы, специалисты в области этих наук, хорошо
понимаем, что есть и то, и это, и понимаем, как это
все взаимодействует. Но школьник этого не знает.
Возникают два варианта преподавания. Первый –
изложить принципы и абстракции, благо в этих
науках – если мы имеем в виду последующее их
применение обычным человеком – таких абстракций
немного. Причем нам они представляются ясными,
простыми и, главное, понятными. Потом – на основе
этого аппарата – научить человека жить и
применять. В ответ на это предложение собеседник
смеется и предлагает пойти в магазин и купить 29,4
ньютона картошки. Но ситуация со школьниками не
смешна, а трагична.
Существует другой подход. Когда-то учили так:
некто купил пять аршин сукна по столько-то и три
аршина сукна по столько-то… и фунт чая по столько-то.
Смешно и давно забыто? Но задумайтесь на минуту и
осознайте, какие научные и инженерные результаты
получило поколение, обученное именно так, –
поколение наших дедов и отцов.
Разумеется, теоретически можно было бы учить по
методу “сначала абстракции, потом применения”,
но беда в том, что за время обучения абстракциям в
школьнике вырабатывается определенное
отношение к абстракциям и учебе. Человек вообще
не чистый лист бумаги и уж тем более он не таков,
когда обучение уже пошло. Отношение начинает
формироваться сразу же. Шахматист, делающий в
каждой позиции локально лучший ход, быстро
проиграет. И при преподавании надо учитывать
последствия в виде формирующегося отношения и
убеждения, что школа – здесь и надо вызубрить и
сдать, а жизнь – вон она, за окном.
Разумеется, среди школьников попадается
несколько процентов тех, кто любит абстракции и
игру с ними. Заметим, что для них это, во-первых,
игра, а во-вторых, с такими школьниками надо
работать иначе. Возможно, что они будут
счастливее – а значит, и общество получит больше
пользы, если они будут учиться в математических (физических,
химических, естественно-научных и т.п.) школах.
Но для остальных – то есть почти всех – каждое
правило, каждый физический закон, каждая
химическая реакция должны сопровождаться
примерами эффективного применения в реальной
жизни.
На это собеседник – тот самый остряк, который
потчевал нас анекдотом про ньютоны и картошку, –
немедленно возражает, что объем курса возрастет
втрое.
Увы! Нашего собеседника учили “абстрактным
способом”. Четыре действия арифметики он знает,
но в реальной жизни не применяет. И не может
сообразить, что время прохождения курса
измеряется не толщиной корешка учебника, а
отношением объема к скорости усвоения. Вот
практический пример: пусть попробует съесть
небольшой батон, но не запивая молоком. Может
быть, тогда дойдет.
Школьные курсы должны строиться на примерах и
задачах из практической, понятной и интересной
школьникам жизни. А если таких курсов нет, то
педагог может вводить в стандартный курс примеры
из жизни. Некто купил ксивник за грин и три пакета
бисера для фенечек за бакс…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|