Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена


Л.НАМЕР
“Химия и жизнь - XXI век”

Мозг как несообщающиеся сосуды

“Купец купил пять аршин сукна по столько-то...” – так учили математике в гимназии. Смешно? Устарело? Но вспомним, какие научные и технические результаты получило поколение, обученное таким “дедовским” способом...

Сначала несколько примеров. Школьника спрашивают: какова будет концентрация кислоты, если слить вместе два стакана – с 10-процентной кислотой и 15-процентной? Обычный ответ – не смейтесь, это действительно так – 25%. После этого школьника спрашивают: а если слить вместе стакан 40-градусной водки и плохонького 20-градусного самогона, будет ли 60 градусов? В ответ – хохот.
Второй пример из физики. Преподаватель берет кусочек галлия, показывает аудитории – нормальный кусок металла. Зажимает в кулаке и начинает вести занятие. Через пять минут раскрывает ладонь – на ней лужица жидкости. Вопрос: что за металл? Обычные ответы – припой, олово, реже – свинец, однажды сказали – натрий. После этого задается вопрос: на столе стоит подключенный к сети паяльник. Возьметесь ли вы за его жало пальцами? Издевательский смех. Препод считает нас дураками... Тут полезно сделать паузу и походить по классу, катая галлиевую лужицу по ладони и ласково поглядывая на слушателей. Смех понемногу стихает. До них доходит, что они сморозили.
Пример третий. Вопрос: некоторая величина уменьшилась на 50%, и результат равен Х. Чему была равна исходная величина? Пауза. Формулируем вопрос по-другому. К вам должен прийти гость, которому в силу его диеты надо съесть ровно 100 г вареного мяса. Мама просит вас пойти в магазин и купить мясо для гостя, учитывая, что мясо при варке уваривается наполовину. Сколько мяса вы купите? Ответ следует мгновенно.
Вообще на личном опыте и по разговорам с преподавателями математики, физики и химии создается впечатление, что в голове у школьников имеются два несообщающихся сосуда: в одном – реальная жизнь, а в другом – школьная наука. Не будем уж об истории. То, что эту науку можно применять для жизни, то есть для ее понимания и предсказания событий, звучит для школьника как малопонятная шутка. Но почему сложилась ситуация “несообщающихся сосудов” с математикой, физикой и химией?
Каждая из этих наук состоит в обычном, бытовом смысле из собственного аппарата, абстракций, методов и т.д. и из применений. Мы, преподаватели, и мы, специалисты в области этих наук, хорошо понимаем, что есть и то, и это, и понимаем, как это все взаимодействует. Но школьник этого не знает.
Возникают два варианта преподавания. Первый – изложить принципы и абстракции, благо в этих науках – если мы имеем в виду последующее их применение обычным человеком – таких абстракций немного. Причем нам они представляются ясными, простыми и, главное, понятными. Потом – на основе этого аппарата – научить человека жить и применять. В ответ на это предложение собеседник смеется и предлагает пойти в магазин и купить 29,4 ньютона картошки. Но ситуация со школьниками не смешна, а трагична.
Существует другой подход. Когда-то учили так: некто купил пять аршин сукна по столько-то и три аршина сукна по столько-то… и фунт чая по столько-то. Смешно и давно забыто? Но задумайтесь на минуту и осознайте, какие научные и инженерные результаты получило поколение, обученное именно так, – поколение наших дедов и отцов.
Разумеется, теоретически можно было бы учить по методу “сначала абстракции, потом применения”, но беда в том, что за время обучения абстракциям в школьнике вырабатывается определенное отношение к абстракциям и учебе. Человек вообще не чистый лист бумаги и уж тем более он не таков, когда обучение уже пошло. Отношение начинает формироваться сразу же. Шахматист, делающий в каждой позиции локально лучший ход, быстро проиграет. И при преподавании надо учитывать последствия в виде формирующегося отношения и убеждения, что школа – здесь и надо вызубрить и сдать, а жизнь – вон она, за окном.
Разумеется, среди школьников попадается несколько процентов тех, кто любит абстракции и игру с ними. Заметим, что для них это, во-первых, игра, а во-вторых, с такими школьниками надо работать иначе. Возможно, что они будут счастливее – а значит, и общество получит больше пользы, если они будут учиться в математических (физических, химических, естественно-научных и т.п.) школах.
Но для остальных – то есть почти всех – каждое правило, каждый физический закон, каждая химическая реакция должны сопровождаться примерами эффективного применения в реальной жизни.
На это собеседник – тот самый остряк, который потчевал нас анекдотом про ньютоны и картошку, – немедленно возражает, что объем курса возрастет втрое.
Увы! Нашего собеседника учили “абстрактным способом”. Четыре действия арифметики он знает, но в реальной жизни не применяет. И не может сообразить, что время прохождения курса измеряется не толщиной корешка учебника, а отношением объема к скорости усвоения. Вот практический пример: пусть попробует съесть небольшой батон, но не запивая молоком. Может быть, тогда дойдет.
Школьные курсы должны строиться на примерах и задачах из практической, понятной и интересной школьникам жизни. А если таких курсов нет, то педагог может вводить в стандартный курс примеры из жизни. Некто купил ксивник за грин и три пакета бисера для фенечек за бакс…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru