Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена


А. СЕМЕНОВ
“Знание - сила”

Компьютер, книга и их потомство

Несмотря на изобретение электронных книг, все больше и больше информации печатается на обычной бумаге…

Помните голубые мечты о безбумажном офисе? Из всех неудавшихся технологических революций конца нашего века этот двадцатилетний мираж был наиболее захватывающим. Использование бумаги для письма и печати поднялось за последние десять лет в Великобритании на 65 процентов. Быстрее всего ее потребление росло в восьмидесятые годы, как раз тогда, когда стали захватывать мир персональные компьютеры. За прошедшие пять лет вместе с распространением Интернета расход бумаги в Северной Америке вырос на 13 процентов. С 1982 года во всем мире ее затраты удвоились.
Ошибочные письма, разбухающие газеты и непрерывно множащиеся журналы играют все более заметную роль в бушующем океане чернил. Немалый вклад в него вносят и электронные устройства в домах и офисах. По оценке экспертов компании “Хьюлетт-Паккард”, в 1996 году в Америке из копиров, факсов и принтеров вылезло 860 миллиардов страниц бумаги. В этом потоке немалая заслуга сети Интернет: теперь можно просто и недорого найти бездну интересного – почему бы не напечатать на память?
В одной Америке ежедневно на компьютеры приходит несколько сотен миллионов электронных писем, многие из них получатели копируют на бумаге. Ежемесячно двести миллионов страниц “Нью-Йорк таймс”, “Вашингтон пост” и “Уолл-стрит джорнал” выкладываются в Сеть. Никто не знает, сколько из них читатели размножают, но издатели помещают текст в удобном для печати виде (по-английски это звучит “printer-friendly”). Около 40 процентов подписчиков компьютерного журнала компании Microsoft предпочитают получать текст именно в таких форматах.
Да и с книгами в Сети происходит нечто странное. Самый лучший книготорговец через сеть Amazon продает их 4,5 млн покупателей. Другие делают нечто совсем странное: английская компания путеводителей Rough Gides выложила некоторые свои издания в Сеть бесплатно. И что бы вы думали? Ее продажи после этого только возросли! Многие фирмы начинают делать то же самое.
Дело в том, что читать традиционную страницу все же комфортнее, чем рассматривать самый современный экран. Компьютеры можно воспринимать только сидя и глядя на монитор под определенным углом. Есть и другие, менее очевидные факторы – контраст, яркость, разрешающая способность. Эксперименты, проведенные Джоном Гоулдом с коллегами из фирмы IBM еще в восьмидесятые годы, продемонстрировали, что чтение с бумаги идет на 30 процентов быстрее, чем с экрана компьютера. Эксперты считают, что для спокойного “бумажного” чтения разрешение экрана должно быть не менее 60 пикселей (маленьких точек, из которых и состоит картинка) на сантиметр. Это примерно в два раза лучше, чем у большинства современных экранов, и на четверть лучше, чем рекордное разрешение. Многие считают, что 60 пикселей – это минимум, а на самом деле должно быть еще процентов на 20–30 побольше.
Современные компьютерные экраны не только не обладают достаточным разрешением, у них и форма неправильная. Они предназначены для наблюдения, а не для чтения. Их прародитель не книга, а телевизор. Ширина экрана больше высоты, скорее он годится для созерцания пейзажа. Напечатанные же и написанные материалы всегда изображаются в “портретном” формате. Американские психологи, работая в информационной лаборатории английского университета в городе Кенте, показали в 1997 и 1998 годах, что читатели предпочитают страницы этого традиционного формата. Если обратиться к истории, то человек выбрал такую форму еще три тысячи лет назад, во времена Древнего Египта. Именно тогда рукописная книга переходила от свитков к стопке страниц, и переход завершился к четвертому веку до новой эры.
В книге легче отыскивать нужное место, особенно если текст длинный. А компьютер возвращает нас к свитковому стилю просматривания текста.
В будущем электронные книги должны стать иными. Недавно были созданы первые образцы этой продукции. В ноябре 1998 г. появилась Rocket eBook фирмы Nuovomedia. Она весит примерно столько же, сколько обычная книга, и по размеру вроде не отличается. Разрешение у экрана больше 40 пикселей на сантиметр, да и сделан он беловатого цвета. Страницы переворачиваются простым нажатием клавиши на задней стороне электронной книги. Может, все-таки есть надежда на спасение лесов?
Сегодня электронные книги только-только начинают проникать на рынок: стоимость eBook почти пятьсот долларов, есть Softbook (около шестисот) большего формата и Everybook (полторы тысячи) с двухцветным и двухстраничным экранами. Некоторые книги можно загружать из компьютера, а какие-то просто по телефонной линии через Интернет. Бурное развитие электронного чтива связано прежде всего с прогрессом в технологии производства экранов и аккумуляторов. Кроме этого, заметное улучшение методов шифрования убедило книготорговцев, что проданное одному владельцу издание не будет мгновенно растиражировано в сотнях экземпляров.
Кроме электронных книг, за последние годы было продано около двух миллионов так называемых карманных электронных органайзеров Paim Pilot и их аналогов. Экраны у них не более игральной карты, но, постоянно пользуясь ими для чтения коротких сообщений, люди привыкают к идее электронной книги.
Чтение в пути – вот основная ниша, которую планируют занять производители электронных книг: в память можно единовременно загрузить шесть – восемь книг. Кстати, объемный и крупноформатный “Уолл-стрит джорнал” сподручнее читать в электронной форме. Возможно, через электронные книги корпорации смогут распространять отчеты и руководства для своих сотрудников, а преподаватели избавят студентов от утомительной обязанности записывать свои лекции.
Но есть и новые идеи. Корпорации “Xerox” и лаборатория в Массачусетском технологическом институте разрабатывают “электронную бумагу”. Это пластмассовая страница, содержащая крошечные капсулы с чернилами, которые варьируют цвет, будучи электрически заряженными. Текст будет сменяться по радиосигналу. Появится такая “бумага” на рынке через три – пять лет.
И все же использование обычной бумаги будет только расти. По оценкам одной из международных информационных компаний, доля распечатываемых электронных документов с 1995 по 2005 год снизится с 90 до 30 процентов, но общий расход бумаги за то же время возрастет в два раза. При этом сама печатная индустрия становится цифровой, до 60 процентов заказов американские полиграфические фирмы получают в электронной форме. Есть уже полностью цифровые машины, которые переводят информацию непосредственно на бумагу без промежуточного изготовления пленки. На них становится удобно размножать малотиражные (меньше тысячи) издания. Это тоже одно из очень перспективных направлений развития печати – электронное распространение и изготовление текста “на месте”.
В общем, пока без бумаги прожить не удается.

А.Семенов
М “Знание – сила”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru