С чего начинается отчуждение?
Большинство директоров школ убеждены,
что проблема наркомании – это не их проблема
Проблеме наркомании среди подростков было
посвящено комплексное исследование, проведенное
Уральским государственным
профессионально-педагогическим университетом в
1995–1999 годах
(автор Людмила Журавлева).
Наркотическая зависимость – самый
страшный из видов зависимости, наблюдающихся у
современных людей. Трудоголизм, страсть к
приобретениям, музыкальная и компьютерная
зависимости тоже разрушают здоровье. Природа
этих зависимостей одинакова – уход в мир
иллюзий, и вызываются эти зависимости сходными
причинами – отчужденностью от окружающих людей,
неспособностью адаптироваться к реальности,
сбоями в развитии личности. Социологические
исследования показывают, что наркотики
выполняют компенсаторную роль, восполняя
дефицит общения, эмоционального тепла и
разнообразных жизненных впечатлений. Кроме того,
вначале наркотики избавляют юного наркомана от
его стрессов и страхов, многие из которых связаны
с неопределенностью будущего и даже неудачами в
школе. Еще одна серьезная причина, толкающая
молодежь к наркотикам, – серость и обыденность
бытия, недостаток ярких впечатлений. При этом у
многих из начинающих наркоманов нет недостатка в
свободном времени – дело в том, что они не умеют
его использовать, к тому же коммерциализация
сферы досуга не позволяет подросткам проводить
свободное время интересно.
Что же может спасти детей от наркотиков? В первую
очередь семья, которая, несмотря на все конфликты
подростков с родителями, является очень значимой
сферой жизни. Главное, чего ждут от семьи дети, –
не материальное благополучие и не социальный
статус, а психологическая поддержка, дающая
чувство защищенности. Эмоциональная атмосфера
семьи, уклад жизни, стиль общения программируют
всю дальнейшую жизнь детей. Социологами
установлено, что родители, употребляющие
социально одобряемые наркотики (алкоголь,
сигареты) в присутствии детей, формируют у них
установку на принципиальную приемлемость
наркотиков. Но если семья реализует свою
главнейшую функцию, обеспечивая ребенку
психологический комфорт, то она может защитить
его от наркомании.
Провоцирует подростков на употребление
наркотиков и гиперопека, лишающая
самостоятельности, как и полная
бесконтрольность со стороны родителей.
Школа занимает второе место по степени влияния
на поведение подростков, но она обычно
перекладывает ответственность за асоциальное
поведение детей на семью. По данным опроса
руководителей образовательных учреждений
Свердловской области (132 участника семинара
“Профилактика наркомании”, 1999 год), 82%
директоров ответили, что причины роста
наркозависимости – влияние улицы и
неблагополучие в семье (81%), а также культурная
неразвитость молодежи (56%). Хронические проблемы
с учебой, дезадаптация в школьном коллективе,
отсутствие профилактической работы в школе не
рассматривались ими как факторы, влияющие на
употребление наркотиков. Обнаружилось, что
директора школ не владеют информацией о степени
распространенности наркотиков: 64% считают, что их
школы это зло еще не коснулось. О том, как
бороться с наркоманией, директора рассуждают в
своем большинстве весьма стереотипно и всю
профилактическую работу видят в запугивании и
ужесточении репрессий против тех, кто пытается
употреблять наркотики. Многие директора школ и
училищ попросту не представляют себе, как
бороться с наркоманией, и боятся этого.
Несмотря на то что директора не видят причин для
беспокойства, опрос студентов Уральского
государственного
профессионально-педагогического университета
показал, что 41% студентов имеют опыт употребления
наркотиков, у 76% – несколько друзей-наркоманов, а
у шести процентов таких друзей большинство.
Проанализировав ответы студентов, социологи
пришли к выводу, что упор в профилактической
работе в школе нужно делать на возросший
прагматизм подростков, их чувство выгоды, так как
показать невыгодность наркомании гораздо проще,
чем добиться успеха методом запугивания. И,
конечно, стараться, чтобы профилактическую
работу в школе вели только специалисты –
психологи, врачи, социальные педагоги.
По материалам журнала “Социс”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|