Монолог сердитого ректора
Ректор Тюменского госуниверситета
Геннадий КУЦЕВ:
«Если Москва не даст мне денег, я этого не
замечу!»
В столичных политических кругах новое
поветрие: все кинулись укреплять властную
вертикаль и федеральный центр, грозятся
пальчиком губернаторам… И напрочь забыли в
административном раже, что любая власть
жизнеспособна лишь тогда, когда реально
необходима тем, на безусловное повиновение
которых претендует. Давайте зададимся на минуту
крамольным вопросом: а нужен ли пресловутый
федеральный центр отечественному образованию?
Школы и профучилища давно живут своей жизнью,
крайне редко, и то больше для приличия,
оглядываясь на Москву; техникумы и колледжи явно
готовятся последовать их примеру… А как себя
чувствуют провинциальные вузы? Попробуем
задуматься над словами ректора одного из лучших
классических университетов страны…
Честно говоря, я бы с большим
удовольствием послал наш федеральный центр
далеко-далеко и сказал: «Идите прочь, не мешайте
работать!» Вот справка о фактических расходах
университета за март: 14 млн рублей. А из бюджета
мы получили меньше 3 млн! Если мне сегодня Москва
вообще не даст денег, я этого даже не замечу. Это
же крохи! У нас в прошлом году все федеральное
финансирование составило 15% доходов
университета, а 85% – это деньги, которые
коллектив заработал за счет науки,
образовательных услуг, коммерческой
деятельности…
По-моему, выход из нынешней ситуации с высшим
образованием очень простой. Пусть федеральное
правительство выберет себе десять – пятнадцать
цацек – Московский университет, Петербургский
университет, десяток оборонных вузов, от которых
зависит безопасность страны, – выделит их
отдельной строчкой в бюджете, а остальное
передаст регионам хотя бы на правах
соучредительства.
Я считаю, что перевод вузов на региональный
бюджет существенно улучшит их положение. Потому
что в федеральном министерстве я вынужден за
месяц записываться на прием к министру, потом
два-три дня вытирать диван в приемной – а здесь
могу ногой открыть дверь к губернатору и сказать:
«Губернатор, где мои деньги?». У нас в области
всего несколько вузов, и власть очень за вузы
держится: сами понимаете, какая это сила в
регионе.
А международный опыт? Скажите мне, в какой
крупной федерации вузы финансируются из
центрального бюджета? В ведении правительства
США нет ни одного вуза! В Германии все вузы
финансируют земли. В Канаде та же ситуация.
Здесь живут люди, они зарабатывают, платят
налоги, они кровно заинтересованы в том, чтобы их
дети получали полноценное образование. Сегодня я
прихожу в мэрию, а мне там говорят: «Чего ты
пришел? Мы налоги заплатили в федерацию – вот
пусть она тебя и содержит!» Сейчас в вопросах
собственности очень четкое разделение: ты
федеральная структура – вот и пользуйся
федеральным имуществом или строй за свои деньги.
У меня общая стоимость зданий – 42 млн рублей, из
них областной собственности – 16 млн. И никто не
может исключить, что когда-нибудь губернатор –
этот или другой – не скажет мне: «Ну-ка, отдай
треть своих площадей под мои нужды!» И мы в таком
случае ничем не защищены…
И это при том, что наш университет – исключение!
Таких вузов в России, которые создали нормальный
экономический механизм, имеют полноценную
материальную базу, едва ли наберется больше
десятка. 75% наших студентов учатся за счет
бюджета, но бюджета разного уровня – от района,
города, округа до федерального. Мне областная
администрация за студентов, обучающихся по
регионально-целевому набору, платит в
четыре-пять раз больше, чем Москва! Причем, чтобы
к нам не было претензий, мы ежегодно увеличиваем
федеральный набор, хотя денег нам на это не дают:
в прошлом году – 800 человек, в этом – уже 900. По
закону о высшем образовании и Гражданскому
кодексу все то, что создается за счет средств,
заработанных коллективом вуза, является
собственностью коллектива. И у меня уже
собственность коллектива больше, чем
федеральная! Так что на сегодня ТГУ – это уже,
строго говоря, негосударственный вуз…
В прошлом году был беспрецедентный случай: наш
провинциальный университет аттестовали без
комиссии! В России без комиссии аттестуются два
вуза – Московский и Петербургский университеты.
Теперь к ним прибавился Тюменский.
А все наши успехи имеют одну причину: мы работаем
на регион, на региональные потребности,
региональный образовательный заказ. Нужна
энциклопедия – мы делаем энциклопедию, нужны
атласы – мы делаем атласы. Сейчас мой помощник
летит на Cевер, везет предложения нефтяникам:
пять-шесть тем, которые они профинансируют.
Пожалуй, наиболее яркий пример ориентации
Тюменского университета на потребности своего
региона – открытие Высшей педагогической школы.
Традиционно считается, что сильный выпускник
классического университета может быть хорошим
учителем. Опыт показывает, что так на самом деле и
получается. Но вся проблема в том, что
выпускникам университета нужно больше времени
на адаптацию в школе, нежели выпускникам
пединститута: в университете не остается так
много времени на психологическую,
педагогическую, методическую подготовку. И
второй момент: выпускники пединститутов
изначально сориентированы на педагогическую
деятельность в общеобразовательной школе – в
отличие от студентов университета.
Эту специфику можно учитывать, а можно и не
учитывать. Так, в Новосибирском университете
вообще нет кафедры педагогики: они на ученом
совете решили, что такой науки не существует –
это скорее искусство. А у нас получилось
наоборот. Наш университет был создан на базе
хорошего педагогического института, и традиции
собственно педагогического образования
сохранились. Потом у нас образовалась сильная
психолого-педагогическая школа во главе с
академиком Загвязинским, на базе университета
открылось региональное отделение Российской
академии образования. Это мощная структура:
десять докторов наук, докторский совет, большая
аспирантура – множество практических
работников защищают у нас диссертации.
И когда мы начали ломать голову над проблемой:
как совместить фундаментальную научную
подготовку студентов с прикладной
педагогической, – то в итоге нашли выход в
создании Высшей педагогической школы. Честно
говоря, я подглядел такую форму работы в
английских университетах: там если ты учишься в
Школе бизнеса, то изучать иностранный язык едешь
в другой кампус – в Школу языков.
Первоначальная идея была такая: собрать
сориентированных на педагогическую работу
студентов гуманитарных и педагогических
специальностей, чтобы два дня в неделю они в ВПШ
получали углубленную психолого-педагогическую
подготовку и вторую специальность. Мы начали
работать в этом направлении, а потом нам
показалось, что мы можем открыть целиком
педагогические специальности –
педагог-психолог, социальный педагог. Поэтому
теперь ВПШ работает как со студентами других
факультетов, так и осуществляет собственный
набор.
Но и здесь не обходится без чисто российских
парадоксов. ВПШ работает целиком на школы города
Тюмени: сельские районы обслуживают Ишимский и
Тобольский педагогические институты. И при этом
город не может выделить ей отдельное здание: до
сих пор учебное подразделение, насчитывающее
шестьсот студентов, ютится на базе двух
факультетов! На строительство церквей
муниципалитет деньги находит, а на подготовку
учителей для своих школ – нет…
Еще один пример. Университет заключил соглашение
с городским педагогическим колледжем № 2, их
учащиеся занимались по совмещенным программам и
поступали к нам на третий курс. Я их давно
предупреждал, что надо переходить на
четырехлетнюю систему образования, а не по
трехлетней программе заниматься. И вот они
сейчас рухнули: прекратили прием на первый курс
из-за невостребованности своих выпускников!
Новый директор предлагает мне объединяться, я
говорю: «А зачем?» Если он набирает учащихся на
базе девяти классов, а потом пытается мне их на
третий курс затолкать – зачем мне нужны такие
студенты?
Вообще в цивилизованной стране готовить учителя
со средним профессиональным образованием – это
нонсенс! Мы берем выпускников девятого класса и
за три года пытаемся сделать из них учителей
начальных классов! А ведь в начальной школе
учитель должен иметь квалификацию выше, чем в
средней, потому что все закладывается именно в
возрасте шести-семи лет, потом уже идет шлифовка!
Поэтому университет создал свою классическую
гимназию. Мы со всей области собираем одаренных
детишек, никакого блата – только по
способностям. Областной Департамент образования
дает средства на зарплату педагогам, все
остальное – за наш счет. С родителей мы берем
только за дополнительные предметы – а иначе мне
неоткуда взять деньги. Я и так свою пенсию отдаю в
фонд гимназии. За три месяца этого года на
содержание гимназии департамент выделил 74 тыс.
рублей, а собственных денег мы истратили 294
тысячи.
Что делать – приходится брать деньги с
населения, если у государства их нет. Тут недавно
была пресс-конференция, там на меня навалились:
почему у вас одаренный ребенок не может
бесплатно получать второе высшее образование? Я
им отвечаю: «А почему я в больницу должен
приходить со своими лекарствами – я же не два
раза лечусь?» Я не умею делать деньги из воздуха!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|