Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Марк ПОТАШНИК,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Старые песни о главном

Управление качеством образования в Раменском районе Московской области

Как все начиналось

Впервые я познакомился с председателем Комитета по образованию Раменского района Московской области Надеждой Желтухиной год назад, когда она привезла в Сочи семь только что назначенных директоров школ на мои курсы по проблеме управления качеством образования. Сам по себе этот факт показался мне необычным, ибо «совковое» сознание диктовало совсем другую логику работы с кадрами: «Пусть сначала поработают лет 25–30 в должности директора, а потом мы, может быть, и пошлем их на престижные курсы, да еще в Сочи». Надежда Николаевна объяснила мне ситуацию иначе: «Это было осознанное управленческое решение. Такая поездка являлась авансом доверия. Я считаю, что молодые руководители поняли это и их стремление лучше работать было мотивировано. Кроме того, на учебе и отдыхе между ними возникли новые связи, и они на всю жизнь запомнят, с чего началось их назначение».
Позднее, после курсов в Сочи, я был приглашен в Раменское для работы по той же теме со всеми руководителями образовательных учреждений района: прочел 30-часовой курс лекций. Некоторые директора и завучи вначале недоумевали: «Что в этой теме может быть нового, если мы всю жизнь только тем и занимаемся, что стремимся повысить качество образования?»
Я спросил, что слушатели понимают под качеством образования? Аудитория была очень активна. Одни сводили качество образования только к качеству обучения и понимали под ним процент школьников, обучающихся на «4» и «5». Другие под качеством образования понимали качество обучения и всего воспитания и тем самым брали на себя ответственность за те огрехи, в которых школа неповинна. Третьи под качеством понимали степень развитости личности, но не могли объяснить, как эту степень определить. Четвертые трактовали качество образования как процент выпускников, поступивших в вузы. Пятые предлагали определять качество образования по уровню готовности выпускников школы к жизни по многим позициям: готовность к труду, защите Отечества, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье и др.
Я предложил руководителям представить себе ситуацию в школе, когда все учителя по-разному или же все одинаково неверно понимают, что такое качество образования. Так возникла первая проблема, обнажившая кризис компетентности руководителей в известном, казалось бы, для них и старом, как мир, вопросе.

Первая попытка разобраться

После лекции методическая служба района под руководством Людмилы Павловой развернула работу по освоению темы. В школах прошли теоретические конференции, заседания «круглых столов», установочные педсоветы и т.п. Методкабинет предложил для обсуждения в коллективах следующий перечень вопросов:
Что вы понимаете под результатами образования в своей работе?
Что вы понимаете под качеством образования в своей работе, в работе школы?
В какой образовательной парадигме вы осуществляете свою педагогическую деятельность и почему?
Какие образовательные парадигмы вы еще знаете и почему вы отказались от их использования?
Умеете ли вы ставить цели образовательной деятельности?
Прогнозируете ли вы результаты образования учащихся на год, полугодие, четверть?
Если вы прогнозируете результаты образования учащихся, то сравниваете ли вы достигнутые результаты с прогнозом по каждому ученику, классу, где вы работаете?
Вы прогнозируете результаты образования произвольно, наугад, на основе интуиции или на основе изучения обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся или иной диагностической методики?
Сравнивали ли вы когда-либо цели и результаты своей педагогической деятельности? Не полагаете ли вы, что соотношение цели и результата можно считать показателем качества образования?
Какие конкретные цели вы ставили в данном (или прошедшем) учебном году перед школой (классом, перед собой)? Назовите их. Каких результатов вы достигли? Назовите их. Совпали ли цели с результатами? Как в связи с этим совпадением (или несовпадением) вы оцениваете качество образования в школе (классе, конкретного ученика)?
Результаты образования, которые вы получили в этом году, являются запланированными или случайными?

Проектирование работы по старой-новой проблеме

Все школы города и района включили освоение темы «Управление качеством образования» в основные проектные документы: программы развития, программы экспериментов, исследовательские проекты и т.п. Мне удалось познакомиться с ними на специально организованной в районе методической выставке.
Так, в Дергаевской основной школе (директор А.Е.Попов) наметили управлять качеством образования каждого ребенка, создавая школу адаптивного типа на основе личностно-ориентированного подхода.
В Речицкой средней школе (директор Н.В.Гребенникова) начали с разностороннего изучения личности школьников методом медико-психолого-педагогического консилиума, обеспечившим психологический мониторинг и проектирование возможных результатов каждого ученика.
Средняя школа № 8 г. Раменское (директор Т.К.Воронова) сосредоточила внимание на управлении качеством за счет использования новых педагогических психосберегающих технологий, а результаты образования учителя отслеживали с помощью квалиметрически охарактеризованных уровней (высокий, средний, низкий, оптимальный, допустимый, критический, недопустимый, катастрофический). К концу учебного года школа имела все эти данные в диаграммах по всем предметам, классам и параллелям.
В программе развития Никоновской средней школы (директор Т.Н.Можаева) сосредоточили внимание на разработке модели выпускника и оценке возможностей – потенциалов – ученика: познавательного, творческого, коммуникативного, воспитательного и др. Разработаны специальные методики изучения мира увлечений каждого ребенка.
Программные документы Раменской гимназии (директор М.А.Тарасова) поразили меня своей аналитической частью. Проблемный анализ выполнен на 374 страницах и отражает серьезную, полноценную исследовательскую деятельность этого учреждения.
В проектных документах Ново-Харитоновской школы (директор В.А.Малкина) качество образования на уровне учреждения рассмотрено как управляемая система, с помощью которой предполагается изучать динамику развития выпускников.
Из проектных документов Удельнинской гимназии (директор Р.И.Усова) видно, что намечена серьезная работа по изучению мотивации детей, их увлечений и интересов как основы для развертывания работы по управлению качеством образования.
В программе развития Гжельской школы (директор В.П.Шелепов) сформулированы ожидаемые результаты по каждому году обучения и разработаны показатели оценки оптимальности проекта, процесса, текущих, конечных и отдаленных результатов.
Даже приведенные примеры из программных документов только восьми школ (в районе их больше 70) говорят о серьезной подготовительной работе по управлению качеством образования, что, конечно же, не гарантия, но весьма основательная предпосылка успеха.
1999/2000 учебный год стал первым годом реализации намеченного.

Установочная конференция

В работе Комитета по образованию Раменского района и его методкабинета импонирует то, что руководители не только подстегивают отстающих, но и сдерживают слишком ретивых и своими организационными мероприятиями обеспечивают разумную последовательность действий образовательных учреждений. Конференция не с подведением итогов, а с анализом начального этапа перспективной многолетней работы была проведена 30 июня сего года.
Не скрою, конференция приятно удивила своей солидностью и представительностью. Открыл ее глава администрации района Владимир Демин. Его вступительное слово содержало столько пиетета, почтительного уважения к просвещенцам, понимания их проблем, столько оптимизма, обоснованной веры и надежды в хорошее будущее района, что невольно позавидовал раменцам. Глава района пригласил на конференцию глав всех сельских и поселковых округов, и было видно, как они переживали за выступления представителей своих школ.
Отрадно, что многие выступавшие сначала давали определение понятия «качество образования». Большинство не сводили его только к качеству обученности и рассматривали анализируемый объект как соотношение цели и результата образования, когда цели заданы, спрогнозированы в зоне ближайшего развития ребенка и, что особенно важно, цели и результаты рассматриваются в одних и тех же параметрах, и потому их можно сопоставлять.
В той или иной мере все выступившие руководители стремились уйти от традиционной внеличностной парадигмы и показали, как школы и детские сады последовательно переходят к личностно-ориентированному образованию, которое всегда дает более высокие результаты.
Во всех выступлениях директора и их заместители называли вид доминирующей в их школе образовательной практики (когнитивной, эмоционально-волевой, субъективной, самоопределения, самореализации, валеологической, креативной и др.) и параметры, по которым оценивалось качество образования в их учреждениях. Не скажу, что здесь уже все достигнуто, но стремление Комитета по образованию создать в районе разносторонне развитую муниципальную образовательную систему, удовлетворяющую потребностям разных детей, было очевидным.
Конференция показала, что школы и дошкольные учреждения хотя и в разной мере, но все последовательно стремятся перейти от произвольного предугадывания результатов и качества образования выпускников к обоснованному прогнозированию на базе разностороннего изучения личности каждого школьника.
Участники конференции справедливо отмечали, что для получения школьником нового качества образования, соответствующего требованиям бурно и противоречиво развивающегося общества, нужен новый учитель, а значит, работа с педкадрами по обновлению их взглядов, ценностных ориентаций, эрудиции выходит сейчас на первый план.

Проблемы, проблемы…

Руководители образовательных учреждений Раменского района с интересом ждали не только похвалы в свой адрес, но и, говоря языком науки, проблемно-ориентированного анализа проделанной работы. Такой анализ прозвучал в докладе председателя Комитета по образованию Н.Н.Желтухиной и в заключительном слове автора этой статьи. Полагаю, что выявленные в анализе проблемы представляют наибольший интерес для читателей – руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием и их методических служб. Назовем эти проблемы.
Абсолютное большинство выступивших руководителей пока оценивали результаты (а потому и качество) образования только по показателям обученности, хотя все признали, что не меньшее, чем знания и умения, значение имеет то, во имя каких ценностей и целей эти знания будут использованы. Иначе говоря, оценка уровня воспитанности и развитости в структуре качества пока явно западает.
Выступавшие говорили только о положительных показателях качества образования, не раскрыв, какой ценой эти показатели достигнуты. Хотя все признали в конце, что отрицательные эффекты образовательного процесса (перегрузка, переутомление, отвращение к учебе, отрицательный жизненный опыт, ущерб здоровью и т.п.) у значительной части детей тоже имеют место и их нужно отслеживать, изучать и устранять.
Наиболее частыми показателями хорошего качества школьного образования назывались такие, как число медалистов, победителей олимпиад, количество поступивших в вузы, хотя всех этих ребят по официальной статистике в стране не более 30%. О качестве же образования остальных, тех, кто пойдет на работу в сферу производства, будет учиться в ПТУ и техникумах, ничего не говорилось. А между тем среди этих ребят много достойных людей, будущих хороших отцов и матерей, представителей очень нужных обществу профессий, от которых зависит качество нашей жизни. Исполнительность в сочетании с ответственностью и профессионализмом в нетворческих областях деятельности, готовность к качественной работе не в сфере умственного труда как сформированные ценности, характерные для очень многих достойных выпускников, судя по выступлению, в расчет не брались.
Наконец, многие руководители еще не осознали, что главные факторы, кардинально меняющие качество образования, лежат не только и не столько в сфере обновления педагогических технологий и способов организации образовательного процесса, сколько в области обновления содержания образования на ценностных основах культурно-исторической педагогики.
Названные проблемы-недостатки нельзя поставить в упрек ни организаторам конференции, ни ее участникам, ибо конференция была установочной, на ней были обобщены первые итоги только начального этапа работы над серьезной темой, требующей не одного года.
Я не располагаю информацией, как идут инновационные процессы во всех территориях Московской области, но с уверенностью могу сказать, что в Раменском районе и администрация, и органы управления образованием, и руководители образовательных учреждений занимают прогрессивные позиции в развитии своей муниципальной образовательной системы. Есть все основания считать, что здесь создается опыт, важный не только для развития образования в Подмосковье, но и для всех регионов России.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru