Юрий СЕРДИТОВ:
«Больше всего меня беспокоит проблема
психического давления на ребенка»
Нефтедобывающие регионы России часто
воспринимаются обыденным сознанием как своего
рода оазисы благополучия. Этот имидж нередко
сознательно культивируется местной
администрацией: что ни говори, а в чиновниках еще
сильны показушные традиции. Начальник
Управления образования администрации города
Тюмени Юрий СЕРДИТОВ не относится к этой
категории руководителей: он не прибедняется, но и
не рисует перед собеседником идиллические
картины. Сегодня Юрий Георгиевич – гость
приложения «Региональное образование».
– Юрий Георгиевич, с чем входит
образование Тюмени в новый учебный год?
– В настоящее время в городе функционируют 283
муниципальных образовательных учреждения: 109
детских садов, 97 школ, 13 внешкольных учреждений (в
том числе четыре детские спортивные школы, два
приюта), четыре детских дома, три УПК,
педагогический колледж № 2. В Тюмени сложилась
достаточно целостная система из 38 инновационных
образовательных учреждений, постепенно
заполняющих все педагогические ниши
образовательного поля города. В частности,
получило дальнейшее развитие элитарное
направление образования: сейчас у нас десять
гимназий, три лицея. Развивается гуманистическое
направление в образовании: школа свободного
развития, школа творческого развития, в своей
деятельности использующие принципы
вальдорфской педагогики, а также школы,
осваивающие идеи Монтессори и Амонашвили.
Последнее обстоятельство меня особенно радует:
если еще два года назад в основном развивались
педагогические системы, ориентированные на
знаниевые качества учащихся, жесткое деление
детей на «умных» и «средних», то сейчас школы все
чаще обращаются к целостной личности ребенка,
стремятся развивать его творческие способности.
На мой взгляд, Тюмень располагает достаточным
потенциалом и для развития детей в свободное от
уроков время. Школьникам города предоставлена
возможность заниматься в учреждениях областного
подчинения: станциях юных техников,
натуралистов, туристов, посещать театры кукол и
драмы, филармонию, музеи, картинную галерею. В
городе удалось сохранить сеть подростковых
клубов по месту жительства, наблюдается даже
повышение их активности, стремление учреждений
дополнительного образования к поиску способов
не только сохранения, но и развития.
Однако образовательные потребности ряда
микрорайонов удовлетворяются не полностью,
качество образования и его результаты в
отдельных учебных заведениях нельзя признать
вполне удовлетворительными.
– Сейчас про качество образования и
управление качеством образования говорят все
кому не лень, подчас не вполне отдавая себе отчет,
что же это такое. А как понимают качество
образования в Тюмени?
– На мой взгляд, серьезной ошибкой является
отождествление качества образования с качеством
знаний, а в конечном счете – с успеваемостью.
Качество образования понимается нами как
категория, определяющая состояние и
результативность процесса образования, его
соответствие потребностям и ожиданиям общества,
иначе говоря, социальному заказу. Реальное
качество образования определяется степенью
совпадения образовательных целей и полученных
результатов.
Призыв к управлению качеством отражает реалии,
если так можно выразиться, постинновационного
периода нашего образования. Он вовсе не означает
отказа от инноваций, он означает только отказ от
поверхностных и неглубоких начинаний, от
спекуляций и прожектерства. Инновации
необходимо упорядочить, ввести в социально
востребованную гармонизированную систему.
Именно ориентация на заранее прогнозируемый
результат, на программу его поэтапного
достижения определяет необходимость
программно-целевого управления образованием.
– И как у вас обстоят дела с
программно-целевым управлением?
– Программа развития образования города
Тюмени в 1994 году была первой целевой программой в
городе. Собственно, взаимодействие образования с
другими ведомствами было всегда: все мы прошли
через школу-центр воспитательной работы в
микрорайоне и т.п. Но после распада в начале 90-х
годов структур, которые объединяли усилия
различных ведомств, работающих на школу,
образовалась некоторая пустота. В связи с этим мы
попытались упорядочить внутренние и внешние
связи системы образования, создать единое
образовательное пространство, включающее в себя
специальные образовательные институты, органы
социальной защиты, учреждения культуры,
здравоохранения, общественные организации,
фонды, неформальные структуры, средства массовой
информации и т.д. Предполагалось, что эта
программа должна носить межведомственный
характер и быть основана на принципе
педагогического центризма.
В 1997 году мы по собственной инициативе вынесли
программу на обсуждение в городской Думе для ее
корректировки. Главная неудовлетворенность у
нас была в том, что она хотя и носила
межведомственный характер, но фактически
оставалась отраслевой. После этого были
предприняты новые попытки скоординировать
действия с другими отраслями, создан
координационный совет под моим
председательством, разработаны мероприятия, но
эффективность этой работы оставляла желать
лучшего.
За последние два года ситуация существенно
изменилась в лучшую сторону: практически все
отрасли перешли на программно-целевое
управление. Органами местного самоуправления
разработаны единые требования к целевым
программам. Положение о них утверждено в
городской Думе, все программы в городе
утверждаются в Думе, обязательным требованием
является межотраслевое согласование. В рамках
целевых программ мы сотрудничаем с управлениями
и комитетами ГО и ЧС, экологии, здравоохранения,
физкультуры и спорта, молодежной политики и т.д.
Уже разработана межведомственная целевая
программа «Молодежь Тюмени». Ряд принимаемых
решений проводим в жизнь совместными приказами.
– Но выполнением своей программы вы
удовлетворены?
– Общий итог выполнения программы оцениваю
положительно, прежде всего в сфере развития и
упорядочения инновационных процессов, отработки
связей школа – вуз. Кстати, поступление
тюменских школьников в вузы в абсолютных цифрах
не снижается, в процентах – около 50–60. Не
снижается и количество поступающих на бюджетной
набор. Мы проводим также муниципальный набор на
педагогические специальности. В городе
действует система надбавок учителям и
руководителям школ, участвующим в инновационном
процессе (20–30%), есть свой экспертный совет,
который возглавляет академик Загвязинский.
– Нередко приходится слышать, что участие
в инновационном процессе губительно сказывается
на здоровье школьников…
– Мы очень внимательно просматриваем учебные
планы школ на предмет перегрузок учащихся, а
школьные уставы – на предмет положений,
нарушающих права ребенка. Вместе с тем сама
проблема охраны здоровья сейчас выходит на
первый план в деятельности учебных заведений:
абсолютное большинство детей имеют отклонения в
здоровье, а свыше 30% страдают хроническими
заболеваниями. Между тем весь режим работы, объем
учебных программ, требования стандартов
рассчитаны на здорового ребенка. Их
прямолинейное применение усугубляет положение
со здоровьем подрастающего поколения.
Сейчас ряд образовательных учреждений – школы №
70, 57,80, 63, дошкольные учреждения № 83, 156, 10, центр
развития ребенка «Радость», детские
реабилитационные центры «Крепыш» и «Успех» –
проводят большую работу по валеологизации
учебного процесса, освоению здоровьесберегающих
технологий. В ближайшее время предполагается
создание комплексной, межведомственной
программы «Здоровье школьников Тюмени».
– Подобные программы часто страдают одним
недостатком: они ориентированы прежде всего на
укрепление физического здоровья, закаливание и
т.п. О психическом здоровье детей их составители
часто забывают.
– Если бы вы спросили, какая проблема беспокоит
меня сейчас в наибольшей степени, я бы ответил:
психическое давление на ребенка. Меня очень
настораживает, что во многих вполне
благополучных школах вполне благополучные дети,
когда их о чем-то спрашиваешь, явно боятся что-то
сказать. Настораживает, что боятся родители: к
нам очень мало обращений. Молчат учителя –
боятся директоров. Мы сейчас ввели несколько
штатных должностей специалистов по охране прав
детей. Они будут заниматься незаконными
исключениями из школ, конфликтными ситуациями;
организуем дежурство на телефоне доверия.
Мне кажется, что корни проблемы заключаются не в
особенностях учебного процесса в инновационных
учебных заведениях, а в приниженном положении
учителя. Почему у нас так упорно размер
учительской зарплаты определяется минимальным
размером оплаты труда – почему не прожиточным
минимумом? Ведь у всех чиновников, начиная со
столицы и кончая сельсоветом, зарплата привязана
именно к прожиточному минимуму. В Тюмени сейчас
этот уровень составляет 1700 рублей, а средняя
учительская зарплата по городу – 1141 рубль. И это
при средней нагрузке в 27,5 часа! Вот у некоторых
педагогов, задавленных бытовыми проблемами, и
появляется искушение отыграться на детях…
– Кстати, а какова в целом ситуация с
укомплектованностью школ города
педагогическими кадрами?
– Отток учителей и воспитателей продолжает
сохраняться. Так, на начало текущего учебного
года в школах города недоставало 224
педагога-предметника, 10,5% работающих педагогов –
пенсионеры по возрасту. Больше всего не хватает
учителей английского языка, математики, физики,
русского языка.
Демографическая ситуация в стране не обошла
стороной и наш город. Так, если с 1994 по 1999 год
наблюдался резкий прирост количества учащихся
(на 19 тысяч), то в ближайшей перспективе ситуация
будет меняться в обратную сторону. Последующие
5–7 лет ожидается резкое снижение количества
учащихся на 20 тысяч, что составляет около 25%
обучающихся ныне школьников. Последние два года
в Тюмени уже идет сокращение притока детей в
первые классы, причем настолько, что возникла
проблема трудоустройства учителей начальных
классов. В прошлом году пришлось прекратить
прием в городской педколледж № 2. В этом году мы
будем делать набор, но уже с дополнительной
специализацией по коррекционной педагогике.
– Перейдем к экономическим вопросам:
сколько весит бюджет образования нефтяной
столицы России?
– Доля финансирования образования в бюджете
города за последние годы возросла с 21% до 26%. Но
ситуация остается сложной: Тюмень является
донором областного бюджета, и доля налогов,
которые остаются в городской казне, постоянно
сокращается. И хотя в абсолютных показателях
расходы на образование тоже растут, но, если
учесть инфляцию и последнее повышение зарплаты,
картина выходит довольно грустная. Мы сейчас
полностью финансируем зарплату и «коммуналку»,
постоянно просим родителей помочь в ремонте… К
сожалению, схема финансирования образовательных
учреждений у нас ненормальная: есть примерные
нормативы, в которые заложено соотношение
зарплаты и расходов на содержание учреждений, но
выполняются они далеко не полностью и на текущие
расходы средств остается крайне мало.
– Насколько мне известно, Тюмень сейчас
переходит на расчеты через систему казначейства,
в то время как область не торопится пойти по
этому пути.
– Решение о переходе на расчеты через
казначейство принял глава города. Это,
безусловно, усложнит жизнь школ. Интересно, в
Минфине, где готовили Бюджетный кодекс,
кто-нибудь читал Закон “Об образовании”? Ведь
тот Бюджетный кодекс, который вступил в силу с 1
января 2000 года, поставил нас в очень сложную
ситуацию. И сегодня жизнь заставляет переходить
на крайне жесткую систему не только
распределения, но и отслеживания расходования
бюджетных средств. Я не думаю, что это нормальная
ситуация. Другое дело, если бы полноценный
норматив выполнялся в полном объеме, – тогда не
было бы нужды перебрасывать деньги со статьи на
статью, маневрировать, выкручиваться. Помните, в
конце восьмидесятых – начале девяностых
говорили о переходе школ на новый хозяйственный
механизм? Новый Бюджетный кодекс на этом
переходе поставил жирный крест. Конечно,
контроль должен быть, но грамотный,
квалифицированный, а не тормозящий развитие.
Беседовал Сергей ПОЛЯКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|