Школьная реформа на ладони
Насколько связаны система финансирования
образования и его содержание? Как заинтересовать
родителей в поддержке школы – и при этом
сохранить для нее государственные гарантии? На
эти и другие вопросы нашего корреспондента
Сергея ДЫБОВА сегодня отвечает Анатолий Пинский
– директор московской средней школы № 1060, член
коллектива разработчиков документа “Стратегия
для России: образование” Центра стратегических
разработок.
– Намечаемая реформа образования – она
касается в основном содержания образования или
его экономики?
– Понимаете, говорить о содержании образования
безотносительно к деньгам столь же
бесперспективно, как говорить о деньгах
безотносительно к содержанию образования.
Замечу, что одна из глубинных причин краха
проекта образовательной реформы 1997 года как раз
в этом и состояла: считалось, что нужно создать
организационно-экономический механизм, ну а
содержание – вопрос второй, его где-то
разработают, скажем, в педагогической академии.
Увы, на стороне не разработали и не разработают.
Другой очень важный пример – недавние июньские
парламентские слушания по 12-летке. Мы все
увидели, что общество волнуют равным образом как
экономические беды школы, так и проблематика
“чему учить?”. И те, кто в исполнительной и
законодательной власти серьезно занимается
образовательной политикой, образовательной
стратегией, эту связь, слава Богу, все более
отчетливо осознают.
– Иными словами, сейчас подход по
сравнению с 1997 годом изменился?
– Да, и коренным образом. В стратегии реформы
сегодня много отчетливее и предметнее прописана
содержательная проблематика.
– Но поговорим об экономике. Сейчас много
говорят об изменениях в экономической системе
высшего образования. В частности, говорят, что
резко снизится бюджетное финансирование вузов и
эта забота ляжет на плечи студентов, точнее, их
родителей. А потому поставлю прямой вопрос: верно
ли, что основными противниками реформы будут
ректоры вузов?
– Простите, но это полный нонсенс. Причем он
вызван, на мой взгляд, даже не чьей-то злой волей,
а просто неосведомленностью на предмет
политических и экономических оснований реформы.
Реформа явно выгодна вузам и ректорам.
– Поясните, пожалуйста.
– Опять вспомню 1997 год. Да, тогда действительно
шла речь о сокращении госрасходов на
образование. Мы, помню, бились за то, чтобы в
качестве условий реформы был прописан тезис о
“неснижении бюджетных расходов на
образование”. Но теперь явно говорится о том, что
бюджетные расходы на образование будут резко
повышены. Образование становится основным
инвестиционным приоритетом государства.
– Можно ли конкретнее?
– Можно. Сегодня один студент вуза обходится
государству примерно в 6000 рублей в год. По
исполнению реформы государство заплатит за него
порядка 15000 рублей.
– Откуда деньги? Ведь, как мы все знаем,
денег нет.
– “Денег нет” – знаменитая формула Лившица,
которая сегодня, равно как и в перспективе, уже
неверна. Забудьте о ней. Верно же то, что сейчас
идет экономический рост – трудный, не очень
быстрый, но идет. А потому главный вопрос момента
не в том, что денег нет, а в том, куда будут
вкладываться дивиденды роста. Правительственная
стратегия дает принципиальный политический
ответ на этот решающий вопрос – в первую очередь
в образование.
– То есть бюджетное финансирование вузов
увеличится? Почему же пошел слух о
противодействии ректоров?
– А вот здесь-то и зарыта собака. Увеличится
бюджетное финансирование расходов граждан на
высшее образование. И это глубоко правильно. Ведь
по Конституции образовательные права
гарантируются человеку; а финансируются
почему-то учреждения. Реформа и должна изменить
это положение.
– Каков же механизм?
– Он прост и ясен. По итогам комплекса единых
экзаменов выпускник школы получает
государственное именное финансовое
обязательство (ГИФО) того или иного уровня, проще
говоря, той или иной стоимости.
– Простите, перебью. Речь идет о введении
образовательного ваучера?
– Я бы так не сказал. Речь идет о персонификации
бюджетного финансирования образования. Этот
сертификат в отличие от чубайсовского ваучера
начала 90-х годов нельзя будет продать на бирже
или на “Горбушке”. Он будет, во-первых, жестко
привязан к владельцу; во-вторых, соответствующие
ему деньги не смогут выйти за рамки
образовательной системы.
– Сколько предполагается категорий таких
сертификатов?
– Ну, точных цифр вам сейчас никто не скажет,
еще идут расчеты. Но примерно картина такая:
сертификат А+ (наивысший) будет эквивалентен 25000
рублей в год, и его получат примерно 10%
выпускников школы; А – соответственно 17000 рублей
и 20%; Б – 12000 рублей и 25%; В – 5000 рублей и 25%; Г – ноль
рублей и 15–17%.
– Что такое “ноль рублей”?
– Ты имеешь право быть зачисленным в вуз, но не
имеешь госдотации на обучение.
– Сосчитаем. У нас остается “снизу” еще
3–5% выпускников.
– Это те, кто получает справку о среднем
образовании, но не имеет права идти в вуз, даже
если имеет миллион у.е.
– И это на всю жизнь?
– Отнюдь. Можешь через год сдавать единый
экзамен всем комплексом (2–3 общих экзамена,
скажем русский, математика, английский, и 2–3
профильных) либо по частям.
– А если вузы объявят цену много выше цены
ваших ГИФО?
– Тут два момента. Во-первых, государство будет
в явочном порядке устанавливать, что 30% мест в
каждом госвузе будут оплачены по цене ГИФО, то
есть они бесплатны для студентов. Во-вторых,
пусть МАИ или Рязанский пединститут объявят, что
у них цена обучения составляет 10000 у.е. в год. Я
посмотрю, придут ли к ним хоть пять студентов.
– То есть начнется игра спроса и
предложения?
– Именно. И некоторым ректорам это не
понравится. Ведь ректор тогда перестанет быть
просто распределителем пришедших сверху
бюджетных денег. Сейчас он просто сидит у крана:
хочет – откроет вентиль, хочет – перекроет.
Сидеть у вентиля – для многих очень любезное
времяпрепровождение. А здесь нужно становиться
менеджером на образовательном рынке…
– Ну, Бог с ними, с ректорами. Нас больше
волнуют родители студентов. Ведь многим теперь
придется платить?
– Это чудесный вопрос. Мы что, на голубом глазу
готовы поклясться, что до обсуждаемой реформы
поступление в госвузы и образование в них было
бесплатным?
– Ну не совсем…
– Заметьте, я не говорю в терминах коррупции
или иных гневных морализаций. Я говорю: высшее
образование – это рынок, и это нормально. Но
сегодня рынок этот деформированный, неровный, да
еще и с огромным теневым сектором. Сегодня один
студент коммерческого отделения госвуза
содержит двух-трех бюджетных студентов.
Бюджетные же места во многом определяются
знакомствами и родственниками в вузе, прилежными
и дорогостоящими занятиями с репетиторами
(разумеется, из числа тех доцентов, кто связан с
приемной комиссией) и прочее. Не так?
– Так.
– Так вот, реформа планирует, во-первых,
выравнять этот рынок, сгладить ценовые перепады;
во-вторых, значительно сузить пространство тени.
Выпускники школ и родители будут понимать: либо
ты хорошо учишься в школе и попадаешь в
бесплатную квоту 25–30%, либо получаешь госдотацию
от государства и доплачиваешь. Но платишь не
1500–2000 долларов в год, а 1500 рублей в месяц. И
главное – все будет по-честному. Ведь это не
только экономическая, но и моральная реформа.
– Ну ладно, 1500 рублей, пожалуй, за вуз
заплатить можно. Тем более если Ломоносову с
вашими А и А+ дадут все равно учиться бесплатно.
Теперь перейдем к школе.
– А что школа? То же самое. Либо это островок
коммунизма 70-х годов в посткоммунистической
стране ХХI века (и тогда он утонет; уже почти
утонул), либо прозрачная система с элементами
социально ориентированного образовательного
рынка. Ведь все пресловутые поборы, школьные
репетиторы, беспомощность школы в вопросах
современного образования – все это опять же не
результат чьих-то злых умыслов, а просто
отсутствие нормальных правил игры на этом поле.
При этом, конечно же, степень социальной
защищенности школьников и школьного образования
должна быть на порядок выше, чем высшего.
– Почему?
– Потому что школьное образование в отличие от
высшего является обязательным по нашей
Конституции и по всем мировым стандартам. Здесь
не будет впрямую вводиться система ГИФО, но
будет, во-первых, та же самая персонификация
бюджетного финансирования; во-вторых, та же
система мер по разумному привлечению в школу
внебюджетных средств и их легализации.
– То есть вы попросту говорите о
“нормативном бюджетном финансировании” и о
попечительских советах?
– Да, примерно так. Хотя я предпочел бы говорить
не только о попечительских, но и о самых разных
общественных советах в школе.
— У вас в школе есть такой совет?
– Да, есть.
– Кто в него входит?
– Треть – представители от учителей, две трети
составляют депутаты от родителей, по одному от
каждого класса.
– Может быть, не совсем корректный вопрос.
Правда ли, что в вашей школе самая высокая
зарплата учителей среди всех государственных
школ России?
– Ну, этого я не мерил. Но так мне говорили.
– А сколько?
– По-разному, зависит от нагрузки и общего
объема работ учителя по школе.
– И все же, приведите пример.
– Классный руководитель, который имеет 22–24
урока в неделю, получает из бюджетных и
внебюджетных денег примерно 4500 рублей.
– Немало.
– Что? Я говорю о человеке высочайшей
квалификации, который работает с детьми день и
ночь. Кто из ваших коллег-журналистов получает
такую зарплату?!
– Тем не менее в сравнении с другими
школами… А кто устанавливает эти параметры
зарплаты?
– По бюджетным деньгам, как и положено,
государство, то есть город Москва. А по
внебюджетным – как раз этот совет.
– Какова же в названной вами цифре доля
бюджетных денег?
– Максимум одна треть. Две трети –
внебюджетных.
– А что такое внебюджетные деньги?
– Это деньги, которые школа получает от
родителей за оказание детям дополнительных
платных образовательных услуг. У нас основной
комплекс этих услуг – второй иностранный язык,
система дополнительной работы по музыке,
живописи, спецкурсы по выбору и т.д. Но это де-юре.
И, замечу, де-юре должно быть безупречным! А по
сути, родители платят за то, что ребенку в школе
хорошо жить и интересно учиться. Если это не
будет выполнено, вам за дополнительные услуги и
100 рублей не заплатят.
– А если семья не хочет, чтобы ребенок
получал эти платные услуги?
– Он учится на равных правах с остальными
ребятами в пределах бюджетно финансируемых
уроков, но не ходит на занятия, которые стоят в
дополнительном комплексе.
– И сколько таких детей у вас?
– Мало, процентов 5–7. Но вы знаете, я хотел бы
здесь изменить русло разговора. Вся эта схема –
организационно, юридически, экономически –
вполне несложна, хотя в ней много важных
конкретных деталей. Но дело не в этом. Дело в том,
что вначале нужно собраться с родителями и
обсудить один главный вопрос: чья это школа?
– Как это чья? Государственная.
– Ну, во-первых, это правильно, и мы весьма
благодарны государству за то, что имеем
прекрасное здание, что государство платит
огромную часть коммуналки, финансирует немного
учителей, персонал и т.д. Во-вторых, однако, это не
есть случайная милость, ибо государство живет на
деньги тех же самых родителей. В-третьих, в этом
“госпредприятии” доля родителей уже не меньше,
чем государства. А потому бесконечно важно, чтобы
родители когда-то ответили: “Это наша школа”. По
простой причине “наша” – потому что здесь
учатся не столько абстрактно-государственные
учетные единицы, сколько наши дети.
– И когда вы задали этот вопрос родителям
школы?
– Я задавал этот вопрос сотни раз, в разных
вариантах, в разных ситуациях. И все время
продолжаю его задавать. И родители всегда
отвечают по-разному, но тенденция, слава Богу,
есть. И, обратите внимание, здесь опять сходятся
экономическая и педагогическая стороны. С одной
стороны, родители знают – и учителя знают, – что
в каждом рубле учительской зарплаты сидит 67
копеек от родителей и только 33 копейки – от
государства. Но, с другой стороны, вы никогда не
получите эти 67 копеек, если родители не будут
ощущать, что это наша школа, и, самое-то главное,
они никогда с этим не согласятся, если и ребенок
не скажет сам себе и родителям: это моя школа!
– Ну а если дела педагогически устроены
так, что ребенок и его родители согласны со
школой, с педагогами, то каков дальнейший
механизм?
– Этих механизмов двадцать штук. У нас, скажем,
отработана 45-я статья Закона “Об образовании”
про платные дополнительные услуги. Но есть еще и
федеральное правительственное Положение о
попечительских советах. Наверняка есть и иные
пути. Но ведь это уже вторично. Первично же
следующее. Придите к родителям и скажите:
“Государство сегодня платит учителю 50%
физиологического минимума на одного человека.
Как же нам быть? Не мне как директору, не Лужкову,
Филиппову или Путину, а нам?” И тогда, уверяю вас,
они, родители, сами найдут механизм и сколько-то
денег, если им директор не сможет предложить
ничего путного. И будут контролировать эти
деньги и механизм, и будут определять основные
статьи расходов по этим деньгам, на что имеют,
разумеется, полное право.
– А если не найдут?
– Этого не может быть. Ведь это наша школа.
– Вы уже много лет работаете с
родительскими деньгами. Много на вас жалоб от
родителей начальству? Ведь сейчас идет множество
жалоб от родителей на школы из-за поборов.
– Про это я ничего не понимаю. Я вообще
решительно не понимаю, что это за экономический
термин такой – собирать деньги. Нонсенс.
Собирать можно грибы, в крайнем случае милостыню.
А насчет жалоб – за восемь лет ни одной. И понятно
почему: ведь это наша школа.
– Прозаический вопрос: а проверок много?
– За последний месяц – окружное КРУ, КРУ
Департамента финансов Москвы и межрайонная
прокуратура.
– И что?!
– А ничего. У нас “белая касса”, у нас на все
есть решения школьного совета, сметы, договора,
подписи родителей, тарификация, отчетность,
налоги.
– Вы платите все налоги?
– А куда деться? Если хочешь из родительских
денег заплатить 100000 рублей учителям, то отдай как
работодатель еще 40000 государству, а еще 13000
учителя отдадут в подоходном. Иное опасно. А мы с
родителями не хотим лишних опасностей для школы,
ведь это наша школа. Другое дело – общая
экономическая реформа предполагает снижение
налогов на фонд заработной платы. И мы как
коллектив учителей и родителей эту линию
безоговорочно поддерживаем.
– А какова у вас плата за эти договорные
услуги?
– С каждой семьей – договорная, по
Гражданскому кодексу.
– То есть сколько конкретно?
– Я же сказал – договорная. Единой цены нет.
Школьный совет устанавливает только рамки:
минимум 450 рублей в месяц, максимум 2800. Дальше –
как договоримся.
– Такой разброс?
– Ну, вы знаете, сейчас разброс в материальном
положении различных семей много выше.
– Многие платят 2800 рублей?
– Увы, немногие. Но те, кто привел к нам ребенка
из частной школы, где цена была 400 долларов, порой
полушепотом спрашивают: “А почему у вас так
дешево?”
– Вы требуете справки с места работы о
доходах?
– Помилуйте, зачем? Человек приедет на “мерсе”
и принесет, если надо, справку со всеми печатями о
месячном заработке в 1000 рублей. Поймите, зачем
нам эти справки, если это наша школа?
– А если он приехал на “мерсе” и
предлагает вам договориться на 450 рублей?
– Такого не бывает. Ведь это наша школа.
– А если?
– Ладно, теоретически я готов представить себе
такую ситуацию. Что ж, я подпишу договор на 450
рублей, а все остальное пусть он объясняет не
директору, а своей совести или Богу.
– А если у родителей нет 450 рублей?
– Пусть их ребенок не ходит на дополнительные
образовательные занятия, а просто учится в школе.
– А если ребенок все же очень хочет вместе
с другими одноклассниками на них ходить?
– Вот это сложный вопрос. Но мы и его, как
правило, решаем. Точнее, не мы, а опять же
родители. Они говорят родителям: “Сколько вы
можете платить?” Они отвечают: “150 максимум”.
“Прекрасно, мы сбросимся вам еще на 300”.
– Даже так?
– А почему нет? И вы бы так сделали, и вы бы
скинулись с другими по 15–20 рублей – ведь это ваш
класс, там ваш сын учится с этой самой девочкой из
малообеспеченной семьи, дружит с ней, играет с
ней вместе в оркестре, делает вместе проект по
физике и т.д.
– Вернемся в заключение к реформе. Кратко:
в чем ее главный экономический смысл?
– Я же все рассказал. Главный смысл реформы – в
устранении теней из экономики образования и в
преодолении отчуждения между обществом и
образованием. Обществом не только в лице
федерального правительства или мэра, но и в лице
конкретных родителей конкретной школы. Если это
отчуждение будет преодолено, то и система
образования заживет по-новому.
– Вы лично считаете, что Путин понимает
именно так?
– У меня не было случая обсуждать все это
именно с Путиным. Но не надо все время уповать на
доброго дядю-царя. Максимум, что может попытаться
сделать дядя-царь, – это задать толковые правила
игры. Реформа образования как раз и пытается
задать такие правила. Все остальное зависит уже
от нас – от директоров школ, ректоров, учителей и
преподавателей и, самое важное, от миллионов
российских мам и пап. И это означает гражданское
общество в целом, а также становление его в
системе образования и через систему образования
в частности..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|