Красные чернила, черное настроение...
Цифры неумолимо свидетельствуют: стрессы,
переживаемые ребенком в школе, на которые почти
никто из взрослых не обращает внимания, серьезно
отражаются на его здоровье
Отрицательное влияние школы на
здоровье детей принято связывать с учебными
перегрузками. Однако факторов, способствующих
ухудшению здоровья в школьном возрасте, намного
больше.
Уральские социологи Валентина Шувалова
и Ольга Шиняева (УГТУ) попытались выяснить общие
закономерности изменения здоровья школьников,
сравнив результаты двух исследований,
проведенных в 1992–1993-м и в 1998 годах (всероссийское
и поволжское исследования, охватившие
соответственно 1600 и 1200 учащихся и родителей).
Исследователи выявили, во-первых, глубокое
несоответствие показателей здоровья детей
тенденциям образования – интенсификации
учебных программ и занятий, увеличению объема
информации и числа предметов и, во-вторых,
сохранение приоритетности обучения детей по
сравнению с их личностным развитием.
“Из алгебры пять, из немецкого пять...”
Как выяснилось, детское здоровье в
школьном возрасте интересует пап и мам прежде
всего не само по себе, а как средство достижения
успеха в учебе, рейтинга в школе. Обычно, если
ребенок не досаждает проблемами с учебой,
приносит домой хорошие оценки, о перегрузке
родители не задумываются. Часто дети из страха
перед родителями стараются не сообщать о своих
трудностях с учебой, которые обязательно
отражаются на самочувствии.
Легче ли сельским детям?
Многие уверены, что сельские дети
настолько крепкие, что спокойно смогут выдержать
ежедневные двухчасовые поездки в школу
соседнего села. Однако это не так: средние
показатели здоровья у сельских детей гораздо
ниже, чем у городских, а доля детей, страдающих
хроническими заболеваниями до поступления в
школу, на селе выше в два раза. В селе происходит
более резкое снижение доли практически здоровых
детей во время обучения: с 45% в начальной школе до
27% в старших классах. И, наконец, расстройства
здоровья у сельских детей устойчивые,
хронические. Как правило, ребенок подвержен
какому-нибудь одному или двум серьезным
заболеваниям или отклонениям, сопровождающим
его все время обучения в школе. У городских же
детей превалируют не заболевания; они в два раза
чаще, чем сельские дети, испытывают частые
расстройства деятельности органов, связанные с
тем, что их нервная система не справляется с
нагрузками, а также переживают негативные
психоэмоциональные реакции. Почему же сельские
дети меньше подвержены воздействию школьной
атмосферы на психику и нервную систему?
Во-первых, благодаря тому, что самооценку
сельского ребенка формирует не только школа, но и
местное сообщество (односельчане), и оно
оценивает успех ребенка по другим, нежели школа,
параметрам, компенсируя школьный стресс. У
школьника в городе, для которого статус в школе
часто единственный показатель жизненного
успеха, стрессов гораздо больше. Во-вторых,
обучение в небольшом коллективе сельской школы
(в противовес крупным школам) помогает ребенку
активнее проявить себя творчески и социально,
что также способствует сохранению
нервно-психического здоровья.
Девочки устают сильнее
Девочки всех возрастов имеют более
низкие показатели здоровья, чем мальчики. Уже при
поступлении в школу даже практически здоровые
девочки имеют сниженный вес, с первого класса они
приобретают хронические заболевания, чаще
болеют в течение учебного года, и их заболевания
лечатся с большим трудом, чем у мальчиков.
Девочки также примерно в два раза чаще
испытывают психосоматические расстройства и
недомогания (головную боль, усталость,
подавленность). Учителя и школьные медработники
должны стараться снизить утомляемость девочек
на уроках.
Не болен, но и не здоров
Проанализировав динамику изменения
здоровья одного поколения школьников с 1992 по 1998
год, социологи пришли к выводу, что с возрастом
основной становится доля тех детей, которые не
могут считаться практически здоровыми, но и не
имеют серьезных заболеваний. Такое состояние
здоровья характерно тем, что ребенок живет и
учится вполсилы и в то же время ему не
назначается лечение. Родители, медработники и
учителя обычно не воспринимают всерьез это
состояние ребенка, а ведь оно может длиться
годами, нанося серьезный ущерб развитию в целом.
Психическое самочувствие школьников
Как стало ясно из опроса самих детей,
только половина из них считают, что их настроение
обычно ровное. 25% подвержены резкой смене
настроения и еще 25% пребывают постоянно либо в
крайнем возбуждении, либо в подавленности. Уже к
концу первого класса количество постоянно
возбужденных детей увеличивается в полтора раза
и в два раза – число детей, испытывающих резкие
смены настроения. Причины неуравновешенности
настроения – неудачи в школе. 27% детей считают,
что эти неудачи просто преследуют их. А в 11–15 лет
число детей, ощущающих себя неудачниками,
возрастает до 50 процентов. Особняком стоят
классы выравнивания и коррекции, призванные
вернуть детям веру в себя: 60% учащихся в них
считают, что неудачи постоянно мешают им жить.
Детей с 7 до 11 лет необходимо учить справляться со
своими эмоциями, ведь 20% их просто переживают
состояние аффекта. Ну а треть подростков 14–15 лет
признались, что очень раздражительны и чересчур
самокритичны. К окончанию школы подростки 15–17
лет сталкиваются с постоянным необъяснимым
чувством страха и всеобщей подавленности и очень
нуждаются в посторонней помощи.
Поводы к радости и печали
Удивительно, но самый главный повод к
радости у всех школьников – хорошая оценка (71%), а
также общение с друзьями (70%). Так что не жалейте
хороших оценок, чтобы повысить настроение
учеников, ведь плохие оценки школьники
воспринимают как горе (около 17%). А стыд за
неправильный ответ испытывают 28 процентов детей.
И в то же время хорошее настроение учителя
воодушевляет только 1% детей, у 15% удивление
вызывают необычные уроки, а у 33% вызывают интерес
новые темы. Еще не все потеряно для тех учителей,
кто увлечен педагогическими экспериментами:
дети в любом случае получат положительные
эмоции.
Кто поможет им обрести душевное
равновесие?
Психологическую поддержку ученикам
младших классов оказывают в основном родители
(64%), а в старших – приятели (до 40%). Братья и сестры
в качестве утешителей стоят на третьем месте
(15–18 процентов в разных классах). По мере
взросления все меньше помогает прийти в себя
общение с домашними животными (15% в 1 классе и
только 5% – в 11-м). Учитель, как это ни грустно,
приходит на помощь последним (1–2%), а вот главный
специалист – школьный психолог – не приходит
вообще (никто из 1200 опрошенных детей не сообщил,
что ему помог психолог!). В итоге значительная
часть детей школьного возраста (20% в начальной
школе, 25% в основной, 37% в старшей школе)
признаются, что, когда им трудно, грустно и
обидно, они ни в ком не находят поддержки и могут
рассчитывать только на себя.
По материалам журнала
“Социс”, 2000 г..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|