“Сам уйдешь или тебя сократить?”
Кажется, чиновничья система делает все,
чтобы в школе осталось как можно меньше учителей
пока школа не начнет говорить с ребенком о
реальной жизни
Почему-то у меня было ощущение, что особо
остро кадровый вопрос в школе не стоит. Тем более
что и Минобразования так озабочено не дефицитом
кадров, а тем, как бы занять учителей в связи с
уменьшением учеников в классах.
Математика, русский язык и даже иностранный –
все как-то преподается, уроки даются. Но,
оказывается, так дело обстоит только в тех
школах, где учителей привлекает творческий
характер работы: там даже мужчины-учителя есть.
За последнюю неделю вдруг стали звонить коллеги
из других изданий и спрашивать: “А правда, что
резко обострилась ситуация с кадрами в школе?” А
затем “Аргументы и факты” опубликовали таблицу
нехватки учителей по Москве. Учитывая, что Москва
– самый благополучный регион в отношении
учительской зарплаты, можно сделать вывод: уж
если в столице возникла напряженность, то
назревает острый кризис.
Оказывается, закончилось не только терпение,
закончилась физическая возможность выживать
семьям на учительскую зарплату. И, конечно, лето
– самый подходящий момент, чтобы покинуть школу.
Никто не имеет права осуждать бывших учителей.
Никто не имеет права предъявлять претензии или,
например, обвинять в дезертирстве тех, кто
покидает школу. У каждого человека есть право на
профессиональное и жизненное самоопределение. И
когда говорят о выпускниках педагогического
вуза, что они пришли все как один в школу – всем
понятно, что это, во-первых, неправда, а во-вторых,
здесь нечем гордиться. Потому что тысячи молодых
людей обрекли себя на нищенское существование, а
мы же еще считаем это достижением.
А на самом деле российское педагогическое
образование хорошо тем, что позволяет человеку
встроиться практически в любую область
деятельности, в любую профессию, вести бизнес,
управлять людьми, быть чиновником, или фермером,
или торговать, или работать на земле. И чем больше
возможностей появляется у человека после
окончания педагогического вуза, тем выше
качество полученного образования. Этим и стоит
гордиться! А лозунг о том, что нам удалось
привлечь в школу много молодых специалистов, –
ложный. Он на самом деле звучит так: “Нам удалось
заманить в школу молодежь”.
Кстати, есть надежные способы обеспечить кадрами
школу.
Первый, в наших условиях очень эффективный, –
засчитывать работу в школе как службу в армии.
Альтернативная служба для выпускников вузов.
Одним этим шагом мы не только ликвидируем
дефицит учителей, но и создадим конкурс молодых
мужчин, желающих с 22–23 лет работать в школе как
минимум 4–5 лет.
Но только ни за что нашему невлиятельному
министерству не победить генералов Минобороны и
не заставить Госдуму принять такую поправку к
Закону “О военной службе и военной
обязанности”. Куда там! Каждый чих Минобороны, да
даже и военкоматов, воспринимается
образованческим начальством как команда к
действию. Дело дошло до такой степени неуважения
генералов к образованию, что на парламентские
слушания по 12-летке от имени Минобороны пришел не
министр (хотя один из базовых докладов делал наш
министр В.Филиппов и вопрос, связанный с армией,
был ключевым), даже не его зам (хотя слушания вела
вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада), даже не
генерал (хотя среди организаторов и выступающих
были представители ведущих политических сил
России: Борис Немцов, Иван Мельников), нет, к
образованцам прислали полковника В.Кожушко,
начальника отдела призыва и комплектования. Так
что первый вариант очень эффективный во всех
отношениях, но нереальный.
Второй вариант менее эффективен, но выгоден
финансово. Он состоит в том, чтобы отдавать
образовательные кредиты, которые теперь выдает
сбербанк, не деньгами, а отрабатывать их
двумя-тремя годами работы в школе, а государство
в таком случае будет брать на себя долговые
обязательства.
Банки не пострадают – они все равно свои деньги
получат обратно, зато государство выиграет,
потратив деньги на возврат кредита, ведь иначе
оно вынуждено будет тратить неизмеримо больше
из-за нехватки учителей.
...Но есть такой анекдот. Два молодых клоуна
пришли к ветерану цирка и показали ему свой новый
номер. Ветеран внимательно все посмотрел и
сказал: “Неплохой номер, но вот там, где ты, Бим,
бьешь Бома палкой по голове, – для нашего цирка
это слишком тонко”.
Так и с моими предложениями. Представляю себе
выражение лица ответственного работника:
неплохо-неплохо, но... для нашего цирка слишком
тонко.
А что же не “тонко”?
Вот на моем столе две бумаги – свидетельства
того, как ответственные товарищи борются с
дефицитом кадров. По понятным причинам не
называю регион и никаких фамилий – уже были
случаи грубого притеснения чиновниками наших
корреспондентов-учителей. Цитирую: “Директор
школы, служебное письмо. Экономическая служба
Централизованной бухгалтерии... уведомляет вас о
допущении перерасхода фонда заработной платы по
итогам первого полугодия 2000 года в сумме 39,0 тыс.
рублей. К концу 2000 года (прогноз) сумма
перерасхода ФЗП составит 78,2 тыс. рублей”.
Прервем цитирование и сделаем необходимые
пояснения.
Вот есть школа, очень хорошая школа, и даже эта
школа – Федеральная экспериментальная площадка
(все равно ее вычислят, так что семь бед – один
ответ). Этой школе предписано провести
сокращение кадров, чтобы уменьшить фонд
заработной платы.
Предписано сократить 15 штатных единиц:
заместитель директора – 1;
методист – 2;
педагог-психолог – 5;
концертмейстер – 1;
аккомпаниатор – 1;
лаборант – 1;
секретарь-машинистка – 1;
завхоз – 1;
кассир – 1;
гардеробщик – 1.
Все сокращения надо провести с 1
сентября. Забегая вперед, скажу, что директор
отказался увольнять своих людей и теперь ему
грозит быть самому уволенным, потому что –
пенсионный возраст и постоянные конфликты с
руководством.
Кстати, интересны причины перерасхода:
1. Ввод ставки зам. директора по
социальной защите – перерасход на 10,5 тыс. рублей.
2. Увеличение педагогических ставок 2,47 ед. – 20,8
тыс. рублей.
3. Переаттестация педагогических работников 45
ставок – 36,7 тыс. рублей.
4. Увеличение инновационных доплат – 10,2 тыс.
рублей.
Годовой перерасход составляет 78,2 тыс.
рублей.
Значит, что же получается? Не хватает учителей, и
люди уходят из школы из-за маленькой зарплаты. С
другой стороны, те, кто еще остался в школе – от
психолога до гардеробщика (между прочим,
немаловажная персона в школе), – на них денег
тоже не хватает, их надо сократить.
Заметим при этом, что сокращения происходят в
инновационной школе, экспериментальный статус
которой признан на федеральном уровне.
– Какой же вывод сделает автор из всего этого? –
может спросить уважаемый читатель.
Вывод в том, что система настроена на уменьшение
численности учителей. Системе выгодно
уменьшение численности учителей – оценка
качества ее деятельности никак не связана с
образовательным результатом, системе выгоден
дефицит кадров – меньше надо тратить денег,
система выдавливает лишних, она не
заинтересована в развитии, в повышении качества.
Система как бы спрашивает учителя:
– Сам уйдешь или тебя сократить?
1 сентября в школы, конечно, придут новые учителя.
Что бы ни происходило, а учителя идут в школу.
Их ждут дети и коллеги и не ждут начальники и
отцы-учредители.
Ну что с ними делать? Пожалейте их, ибо не ведают,
что творят..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|