Константин Райкин:Боюсь не успеть
стать лучше
“Я отвечаю за то,
что происходит у меня в театре”, – говорит он.
Без этих слов непонятно, почему Райкин всегда
быстр. О том, что “Сатирикон” – театр
дисциплинированный, пишут в каждой статье, ему
посвященной. В театрах редко встречается столь
расчетливо и точно организованный внутренний
распорядок, что говорит не столько в пользу
“Сатирикона”, сколько в упрек другим театрам. Из
хорошо организованных организмов вспоминаются
разве что единицы.
Чем пристальнее всматриваешься в “Сатирикон”,
чем ближе подходишь к нему, тем лучше понимаешь,
что построен он не на один день и не на один год.
Поэтому и воспринимать его будет вернее как
театр, который стал определяться в желаемом его
строителю виде относительно недавно. Поначалу,
когда Константин Райкин стал во главе
“Сатирикона” – это случилось в 1987 году, –
критики пофыркивали: получил театр по
наследству... Однако скоро стало ясно, что
Райкин-младший, сохраняя жизнь в том, что всю
жизнь создавал его отец, не унаследовал цели
Райкина-старшего и с завидным терпением строит
свой театр. Как художественный руководитель он
обладает долгим чувством будущего: каждый
спектакль в сегодняшнем “Сатириконе” является
(или стремится быть) отдельным художественным
произведением и – одновременно – ступенькой к
достижению цели.
Строится театр, безусловно, исходя из личных и
творческих особенностей его руководителя.
Именно артистичность и корректность Райкина
позволяют создать спокойную рабочую атмосферу.
Чего в Райкине больше – таланта, честолюбия или
работоспособности, – гадать не берусь. Но в
“Сатириконе” он делает столько, что другой
человек ни за какие деньги делать не стал бы. Но
спокойная одержимость по отношению к своему
театру деньгами исчисляться и не может.
В “Сатириконе” Райкин обеспечивает актерам
профессиональную занятость. Анатолий Полянкин
(директор “Сатирикона”) подкрепляет это
деньгами. Механизм налажен и будет работать, пока
Райкин будет здоров. Боюсь, что без него театр не
сможет существовать столь же достойно.
Советовать что-либо Райкину в области
организации процесса бессмысленно в принципе:
если что-то нужно усовершенствовать, он увидит
это раньше всех и решит точнее, как именно нужно
переделать это что-то в театральном механизме, им
выращенном.
Ажиотаж вокруг себя театр создает намеренно:
зрителей на спектаклях, как правило, больше, чем
мест в зале. “Сатирикон” – театр не элитарный:
он пытается быть художественным – общедоступным
и кассовым. Это видно по репертуару: появился на
малой сцене “Великолепный рогоносец” Петра
Фоменко (спектакль виртуозный, сложный,
рассчитанный на 100 человек особого театрального
зрителя), и в тот же год Владимир Машков выпускает
на большой сцене “Трехгрошовую оперу”, которая
стала хитом у зрителя массового. От движения
одного начинает немного двигаться другое. Все
взаимосвязано: каждый новый спектакль логично
вытекает из всего, что было до него, и, в свою
очередь, открывает театру несколько новых
возможностей. Которую предпочтет “Сатирикон”,
предугадать невозможно, потому что слишком много
слагаемых должно совпасть, чтобы, например,
Роберт Стуруа поставил-таки “Гамлета” (в
частности, он посмотрел “Рогоносца”, который
его поразил). Думаю, в планах есть сразу несколько
вариантов, над каждым из которых ведется работа.
Те, кто в выбранной пьесе будет занят, “больны”
или “заражены” ею уже давно, верно априори:
иначе бы пьеса не стояла в репертуарном плане.
Самый серьезный упрек Константину Райкину от
критики: в “Сатириконе” есть один актер (сам
Райкин), но если повнимательнее вглядеться в
труппу, то поддержать эти упреки трудно.
Самым большим достоинством своей труппы Райкин
считает молодость, увлеченность и способность
развиваться. Он отдает себе отчет в том, что не
все его актеры равно талантливы, хотя и уверен,
что они вырастут в настоящих профессионалов.
Ведь они работают с такими режиссерами, как
Р.Стуруа или В.Фокин. Райкин научил своих актеров
терпению: они на деле убедились, что о них помнят
и думают. Результат: труппа “Сатирикона”
постоянно настроена на работу. Поэтому, как
сказал Райкин в одном из своих интервью, он
“должен сам тащить к себе в театр даже таких
режиссеров, как Фоменко или Стуруа, только до
первой репетиции. Потом они сами не хотят
уходить, настолько актеры открыты им и буквально
ловят каждое их слово”.
Райкин приглашает в “Сатирикон” известных
актеров практически на каждый спектакль.
Возможность поработать с прекрасными
режиссерами, хорошая роль, ощущение
избранничества (без меня ничего не выйдет, иначе
бы не звали) – вероятно, этим заманивает Райкин в
свой театр даже таких людей, как шоумен Н.Фоменко.
Выгода театру? Интересный партнер и кассовое имя
на афише.
Итак, “ничто и никто не должен связывать свободы
творческого выбора. Но эта свобода возможна
только при условии выполнения прежде всего мной
(и всеми) правил”. Вероятно, это главный принцип
внутритеатральной политики К.Райкина.
С февраля (то есть раньше, чем художественные
руководители других театров) он начинает
отсматривать выпускные курсы. Это расчетливо:
выбор у Райкина больше, чем у тех, кому студенты
показываются в конце весны или летом.
Те, кто показывается Райкину, уже знают, что он
зовет к себе в театр на роль и кладет более или
менее приличные деньги сразу. И то и другое важно.
У Райкина профессиональный, натренированный
глаз на актерские лица. Сказывается его
шестилетний опыт работы педагогом на курсе
О.П.Табакова. Яркие индивидуальности он видит
сразу и умеет уговорить и обольстить
понравившегося ему актера.
И все же труппа собирается не быстро: кто-то
приживается сразу, кто-то уходит, поняв, что его
профессиональные планы не совпадают с планами
“Сатирикона”. Райкин расстается с людьми,
уважая чужие мысли и цели, и продолжает искать
новых актеров, уговаривать нужных ему
режиссеров. Словом, продолжает стремиться к
своей цели..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|