АРГЕНТИНА
Между необязательностью и
необходимостью
Здесь в старшей школе не существует понятия
дисциплины, потому что каждый знает, зачем он
пришел в класс
Конечно, мы всегда заняты своими
собственными проблемами. Но иногда хочется
оторваться от них, помечтать, что есть на свете
школы, где все дети учатся с удовольствием и нет
никакого обязательного стандарта. Бросаемся
путешествовать по другим странам и с удивлением
обнаруживаем, что аргентинские и американские
учителя бьются над тем же, что и мы: стоит ли
ставить оценки или нет; как обеспечить
дисциплину в классе, не ущемляя достоинства
ребенка; сколько все-таки лет учиться? Об этом
наши сегодняшние публикации.
“Образование превыше
всего!” – этот путь был выбран Аргентиной более
100 лет назад, в 1868 году, во времена правления
просветителя Доминого Сармиенто, а в 1884-м
тогдашнее правительство декларировало всеобщее,
бесплатное, обязательное и независимое от церкви
образование.
Свой путь к вершинам наук ребенок начинает в
“преэсколяр” – младшем дошкольном учреждении,
где учат не буквы, а сразу слова и словосочетания,
подкрепленные соответствующими картинками.
Буквы – потом. Через год, освоив букварь, – на
девять лет в начальную (“примарио”) школу.
Дальше необязательная, но очень желательная
средняя школа – “секундарио”, в которой можно
продолжить обучение после успешного окончания
“примарио”. Раньше она была пятилеткой, теперь
дети учатся три года, и может быть как
общеобразовательной, так и специализированной,
типа наших ПТУ. Многие на этом этапе по личным или
финансовым обстоятельствам с 15–16 лет идут
работать, получая основы профессии
непосредственно на производстве. Получить
работу подростку, как и везде, непросто, но
большинство продолжают учиться для более
высокого в дальнейшем социального статуса.
Причем на этом этапе обучения двоечников (в нашем
понимании) не бывает. Каждый знает, зачем он сюда
пришел, и помнит, что семья недополучает в общий
котел. Хотя и здесь есть возможность совмещать
работу с учебой, пользуясь вечерней формой
обучения, где занятия заканчиваются в 23 часа.
Следующий этап – это высшее образование –
“тресарио”. В вузы принимают с 18 лет бесплатно и
с законченным “секундарио”. Поступить в вуз и
закончить его – заветная мечта многих. Получив
высшее образование, ты становишься
“профессиональ” и при достаточном везении или
поддержке либо получаешь высокооплачиваемую
престижную работу, либо открываешь собственное
дело. Для сравнения скажу, что заработная плата
рабочего не превышает 1000 долларов, а в среднем на
уровне 600 за десятичасовой рабочий день с одним
выходным, в то время как заработная плата
инженера или врача не бывает меньше 1000 долларов
при восьмичасовом рабочем дне и двух выходных.
Знакомая психолог получает 50 долларов в час, а
подсобный рабочий – два. Думаю, что цифры
убедительные и есть за что повоевать.
Давайте пройдемся по школе. Первое, что бросится
в глаза, – у школы нет окон, так что считать ворон
на уроке не получится. Школа двухэтажная, с
высокими (до пяти метров) потолками, глухая
снаружи и прозрачная внутри: огромные окна
классов выходят в общий холл, над которым нет...
крыши! Идя под солнцем или под дождем по чистым,
отполированным мраморным плитам, можно видеть
справа и слева, как в аквариумах, учеников и
учителей. Идут занятия, и если тебя, к примеру,
вызвали к доске – это могут наблюдать все классы
напротив. Правда, в режиме немого кино, поскольку
стекла звуконепроницаемые. Все ученики одеты в
белоснежные неприталенные халаты с хлястиками –
это униформа для государственных “примарио”.
Вожделенная пятерка повергнет в уныние
маленького аргентинца: в отличие от России и
Болгарии (где это низшая отметка) в Аргентине
10-балльная система, причем “неуд” – до пятерки
включительно, 6 – “уд.”, 7–8 – “хор.”, 9–10 –
“отлично”. Про единицу с двойкой даже говорить
не хочется...
Между прочим, идя по улице, саму школу можно
просто не заметить. Дело в том, что улицы в
аргентинских городах представляют собой
сплошную стену с многочисленными дверями, с
табличками и без оных, за которыми может быть все
что угодно от магазинчика до стадиона, от церкви
до стриптиз-клуба. Отдельно стоящие здания здесь
– огромная редкость.
Наткнуться же на школу проще всего в перемену или
в конце занятий, когда ввиду полного отсутствия
внутренних двориков ученики сидят, роятся прямо
на узеньких тротуарах перед школами.
Академический час длится 80 минут с пятиминутным
перерывом. Кружков “Умелые руки” или “Станций
юных техников” я не встречал, а в спортклубах и
тренажерных залах простора для творчества не
много – вот и проводит молодежь время вечерами
на лавочках в парке, беспрерывно целуясь.
Школьная дисциплина относительно
поддерживается только в начальных классах. В
дальнейшем поведение считается примерным, если
ученик не разбил окно и не курит во время урока.
Во время занятий допускаются свободные
перемещения по классу, ноги, заброшенные на
соседний стол, покидание аудитории без
уведомления преподавателя о своих намерениях и,
конечно, разговоры с соседом о вчерашнем
футбольном матче. Отметки за поведение
отсутствуют: не выгнали из школы – значит
“отлично”.
Отсутствие классных руководителей и назначенных
дежурных дает простор для самоуправления, хотя
за посещаемостью и успеваемостью следят
конкретные преподаватели по дисциплинам и
выбранные старосты. Для решения актуальных,
личных и социальных вопросов староста собирает
класс в специально отведенных для этого местах,
где и происходит вече, по результатам которого
староста выходит на администрацию школы.
Школьной программой ведает республиканское
министерство образования, и его инструкции
обязательны для всех видов школ:
государственных, частных, католических и
национальных, которые были организованы
диаспорами много лет назад.
Стандартное время занятий (“турно”) – три урока,
4,5 часа. Учеба – в три смены с двумя выходными.
Третье “турно” только для 18-летних. Кстати,
“турно” в широком смысле – время приема клиента
профессионалом.
Нет необходимости перечислять стандартный набор
дисциплин, а что касается общих направлений
конкретных школ, то национальная коллегия
выбрала четыре:
– естественные науки (физика, химия, математика,
биология и т.д.);
– гуманитарные и социология (история,
литература, юриспруденция);
– искусство и периодика (журналистика,
лингвистика, критика);
– экономика (бизнес и финансы, менеджмент,
управление, бухгалтерия).
Общий контроль за деятельностью школ
осуществляется на уровне провинций, в ведении
которых и трудовое воспитание. В отдельных
случаях специализацию производственного
обучения может выбирать и администрация школы.
Негосударственные и частные школы могут вводить
и свои дисциплины, но обязательно согласуют свои
программы с Национальной коллегией.
Но вернемся в класс. 80-минутный урок называется
“модулос”. В классе от 20 до 40 учеников.
Специально закрепленных за ними мест нет, каждый
садится там, где пожелает. Тетради здесь не
приняты – вместо них папки с вложенными листами.
Вместе с тетрадями упразднены и дневники, так что
вымарывать пятерку, упреждая родительскую
расправу, не из-за чего. Отметки фиксируются
только в журнале, а до него не добраться. Да и ни к
чему: о плохой успеваемости и недостаточно
примерном поведении родителей мгновенно
информируют по телефону или письмом.
Оригинально решена проблема двоечников – их
просто нет. Дело в том, что на экзамен идут только
те, кто записался, а значит, готов. Те, кто по
результатам семестра имеет проходной балл –
“примерио”, – на экзамен могут не ходить, для
остальных же есть лазейка: в следующий класс
можно перейти, не сдав до двух экзаменов, которые
впоследствии висят хвостами. Три экзамена –
второгодник.
Бесплатность школы не освобождает родителей от
значительных расходов: униформа, проезд,
экипировка, учебники, стоимость которых от пяти
до десяти песо каждый!
Конечно, есть и домашние задания. Заниматься
можно и дома, но многие предпочитают школьный
читальный зал, место по-своему примечательное. За
столами, на столах, не имеющих живого места от
признаний, сидят, едят, читают, пишут,
разговаривают в полный голос ученики. Режим
тишины аргентинцу непонятен, пока это не
касается лично его. Никто не удивляется реву
мотоцикла без глушителя в три часа ночи, но в
коммуналке вежливой записочкой попросят не
хлопать дверью. Система “двойного стандарта”
здесь в крови: не требуйте от аргентинца
искренности – он не знает, что это такое. В каждом
конкретном случае есть шаблон поведения, и это
всех устраивает. Но я отвлекся.
В отличие от России поступить в университет в
Аргентине несложно – сложно закончить. В
процессе учебы идет мощный отсев.
На занятия можно не ходить вовсе – посещаемость
никого не волнует. Экзамен – вот единственное,
что имеет значение, ну и, конечно, знания.
Родители из далеких провинций собирают своих
детей в город за знаниями, как на войну: приезжают
предварительно сами, разведывают обстановку,
оплачивают жилье и снабжают любимое чадо всем
необходимым – от туалетной бумаги и
презервативов до кухонной утвари, мебели и
автомобиля.
Сейчас в Аргентине насчитывается около 160 вузов
разных уровней и принадлежности. Заходя к любому
специалисту, обращаешь внимание на стены,
увешанные дипломами в рамочках. О чем они? В
подавляющем большинстве о пройденном
трехдневном семинаре-междусобойчике с балычком
под коньячок. Но их обладатель в глазах
непосвященного клиента раздувается до
вселенских масштабов. И предмет особой гордости
– фотография в компании с сильным мира сего!
Как-то к моему знакомому врачу зашел клиент,
восхищенно окинув “иконостас”, спросил, какой
из документов самый главный. “Вон тот, маленький,
серенький, в углу”, – улыбнулся грустно
умница-доктор.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|