Татьяна КОЛОШИНА,
Галина ПОХМЕЛКИНА,
Татьяна ФРОЛОВА
Профессионализм учителя зависит
от умения наблюдать
Программа для тех, кто не любит следовать
программам
В Институте педагогических инноваций
разработана программа обучения учителя
педагогическому мастерству. По замыслу ее
авторов – Татьяны Колошиной, Галины Похмелкиной
и Татьяны Фроловой сегодня педагогу надо
научиться не только воплощать в жизнь новейшие
образовательные парадигмы, но и предвидеть,
какие знания и умения понадобятся молодым людям
завтра.
Нам показалось, что даже короткое знакомство с
содержанием этой программы поможет тем, кто
стремится в своей профессии соответствовать
реалиям сегодняшнего постоянно усложняющегося
мира.
В пространстве неопределенности
Кому-то это может показаться странным, но именно
сегодня в наполненное постоянными страхами,
неопределенностью и социальной нестабильностью
время на первый план выходит идея самоценности
детства, понимание, что каждый взрослый или еще
маленький человек является носителем
уникального опыта и целью его воспитания может
быть лишь попытка педагогов профессионально
создавать условия для его деятельностной
активности. Нам сегодня особенно необходимы
люди, умеющие менять обстоятельства жизни, как
этого требует ими же самими идеально
поставленная цель, люди, умеющие действовать
свободно, способные сделать выбор. Школьная
среда из территории особо защищенной, почти
искусственной должна превратиться, если можно
так сказать, в пространство неопределенности,
где дети могли бы постоянно и свободно выбирать,
принимать самостоятельные решения. Педагог при
этом переходит на позицию профессионального
наблюдателя. Он наблюдает выбор ребенка и
понимает, что этот выбор отражает его внутреннюю
сущность. Учитель как бы считывает ее, познавая
детей более глубоко, чем доступно ему самому. При
осуществлении ребенком выбора зона
неопределенности разрушается – и
педагогической задачей становится ее
восстановление на следующем шаге воспитатания.
Движение в зоне неопределенности и есть способ
освоения социального опыта, может быть,
единственный способ личностного присвоения.
Мой ученик – мой учитель?
Сейчас уже однозначно понимается всеми, что от
поворота событий в школе во многом зависит
будущее нашего общества. Определяется место
школы – быть на грани с будущим. И тут же
возникает противоречие: как же педагогу,
сложившемуся в культуре вчерашнего дня, работать
с детьми, которым жить в дне завтрашнем?
Мы решительно настаиваем на приоритете
человеческих качеств учителя над его
интеллектуальными качествами. Иными словами,
человеческие качества являются базовым
компонентом профессиограммы учителя. Но, чтобы
быть хорошим учителем, на базе человеческих
качеств должна появиться надстройка –
профессиональная компетентность, включающая
широкую эрудицию, глубокое знание предмета,
умения практического психолога. Но, даже обладая
такой базой и надстройкой, учитель не может
гарантировать воспитание творческой личности.
Для этого он сам ею должен быть. В нашем сугубо
педагогическом понимании это значит обладать
определенной незавершенностью собственного
развития, оставаться открытой системой. Открытой
в первую очередь для ребенка. Это требует
изменения парадигмы всего педагогического
мышления. Можем ли мы сегодня идти к ученику с
внутренней установкой не столько давать ему,
сколько брать? А вправду, чему мы можем у него
научиться? Есть вещи, лежащие на поверхности:
свежесть и радость детского мировосприятия,
естественность поведения, отсутствие
предвзятости и стереотипов, нетрадиционный
взгляд на привычные вещи, предрасположенность к
творчеству. Если глубже – понимание того, что для
учителя общение с детьми – это
психотерапевтическая процедура, обеспечивающая
при соответствующей инструментовке возможность
снятия стресса, формирование положительных
психических состояний.
Дети нередко преподают учителям и уроки
нравственности. Сталкивая свой конформизм с их
максимализмом, природным, незамутненным
чувством справедливости, педагог имеет шанс
стать более чистым, нравственным, впитывая в себя
детское восприятие сленга, музыки, моды. Но это
возможно лишь в том случае, если он сможет и
захочет учиться у детей.
Выходит, что для современного учителя совершенно
необходима его собственная незавершенность,
недостроенность. Именно это условие необходимо
для осуществления творческого сотрудничества
учителя и ученика. Учитель, не просто
провозглашающий педагогику сотрудничества
своим педагогическим кредо, а отчетливо
сознающий, что существует масса вопросов, ответы
на которые ему неизвестны, и реально декларируя
это, готов принять любую помощь от учеников в
поисках ответа.
Четыре парадигмы нового учителя
Итак, каким представляется нам современный
учитель? Каковы его новые профессиональные
качества, в чем мастерство?
Прежде всего новый учитель – это человек,
преодолевший в себе по крайней мере три
фундаментальные парадигмы традиционной
педагогики:
монологичность, при которой всякая личность не
является носителем истины в последней инстанции,
а всего лишь носителем определенной социальной
функции;
интеллектуалистичность, в которой преобладает
приоритетность формально-логических структур в
мышлении, не подвергаемых сомнению;
непризнание творческого потенциала детства, то
есть разделение жизни на творческую взрослую и
детскую нетворческую.
Если нам удалось преодолеть в себе все это, то
можно подумать и о том новом, что составит наше
педагогическое мастерство.
Первое. Необходимо овладеть социальной
сензитивностью. То есть научиться улавливать
социальный заказ, предвидеть, предчувствовать
несколько дальше сегодняшнего момента. Педагог,
обладающий такой сензитивностью, всегда имеет
некоторый запас для постоянного расширения зоны
неопределенности вокруг своих воспитанников.
Другими словами, педагог с достаточным уровнем
социальной сензитивности работает, чтобы его
воспитанники были приняты завтрашним днем.
Второе. Новому учителю необходим новый уровень
компетентности. Надо научиться работать прежде
всего с детьми и подростками с ярко выраженной
направленностью на творчество, творческое
самовыражение, самоутверждение. Это требует от
педагога высокоразвитой гуманности, терпимости.
Надо научиться поддерживать любого ребенка
независимо ни от чего, создавать для каждого
атмосферу защищенности и психологического
комфорта.
Однажды педагогов попросили написать имена
детей, которых они предпочитают видеть в классе.
Большинство из них перечислили главным образом
детей, отличающихся высокоразвитым интеллектом.
Другого проявления творческой активности они не
увидели.
Коммуникативная компетентность и раньше была
характеристикой, типичной для педагогической
деятельности. Но сегодня обладать ею особенно
важно, ведь, как никогда раньше, увеличились
частота и разнообразие контактов. Как воздух
необходима культура общения. Подростки сами
говорят об этом. Так, исследования Л.А.Петровской
показывают, что у современных старшеклассников
среди постоянно волнующих их проблем 65 процентов
касаются именно проблем общения.
Коммуникативная компетентность предполагает
особый вид наблюдательности, умение
диагностировать и устранять затруднения в
общении детей, способность к контакту, владение
специальными техниками.
Третье. Учителю современной школы необходимо
владеть высоким уровнем саморегуляции. Это
значит: надо научиться распознавать и оценивать
каждую ситуацию, контролировать и направлять
физиологические и поведенческие реакции, прежде
всего свои собственные, уметь приводить себя в
творческое состояние.
И четвертое. Необходимо уметь идентифицировать
себя с ребенком и с детским коллективом.
Психологи называют эту способность
педагогической эмпатийностью. Она помогает
педагогу на каждом шаге педагогической
деятельности осуществлять обратную связь с
детьми и корректировать свои оценки и действия.
Учитель – особенный человек: он принадлежит
сразу двум мирам – детскому и взрослому. Но как
же часто мы выпадаем то из одного, то из другого!
Сегодня нам как никогда важно, чтобы и дети, и
взрослые были вместе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|