Образование – путь к успеху...
Но открывает ли сегодняшняя школа для
ребенка этот путь?
Совсем недавно в купе поезда от своей
случайной попутчицы я услышал сожаление о том,
что “дочка выросла, институт окончила, а навыков,
которые сегодня требуются для успеха в жизни, так
и не получила”. Подумалось, что за этими словами
стоит проблема, актуальная для многих. В свое
время взрослые воспитывались на одних ценностях,
а теперь в обществе ценится совсем другое.
Современная жизнь требует от человека деловых и
организационных качеств, способности быстро
приспосабливаться к переменам, умения общаться,
презентовать себя. И если родители не могут
передать эти качества ребенку, кто поможет
социализироваться? Быть может, школа?
Об этом наш разговор с членом-корреспондентом
РАО, доктором педагогических наук, профессором
Анатолием МУДРИКОМ.
– Анатолий Викторович, является ли
социализация ребенка задачей школы?
– В школе осуществляются как минимум
два способа социализации.
Во-первых, здесь ребенок получает образование,
без которого трудно представить полнокровную
жизнь в современном обществе. А кроме того, школа,
как и всякая человеческая общность,
социализирует людей стихийно во время
неформального общения учеников между собой и с
учителями.
Как это ни странно звучит, уже сам факт
пребывания в стенах учебного заведения дает
детям определенный социальный опыт, личностно
развивает каждого из них. Независимо от того, в
какой школе учится ребенок, подросток, юноша (в
хорошей или не очень, городской или сельской),
количество лет, проведенных в ней, существенно
сказывается на его развитии. При прочих равных
условиях выпускник одиннадцатилетки, как
правило, заметно отличается от молодого
человека, окончившего девять классов. Первый
больше знает, умеет, легче овладевает новым,
быстрее осваивается в различных сферах
деятельности. У него более ясное представление и,
как правило, больший опыт социально одобряемого
поведения, лучше развиты навыки имитации такого
поведения и бесконфликтного ухода от выполнения
его норм.
Все это подтверждают специальные исследования.
Об этом свидетельствуют и те, кому приходится
постоянно взаимодействовать с молодежью – от
офицеров армии до менеджеров фирм.
– Но существуют исследования, которые
свидетельствуют, что даже из самых успешных
выпускников российских школ получаются, как
правило, хорошие бизнесмены, но посредственные
ученые. Проблема, по мнению авторов исследований,
в том, что школа не уделяет внимания развитию
творческих навыков. Такие черты личности, как
оригинальность, самостоятельность мышления,
инициативность, не приветствуются в массовой
школе. А ведь именно они выступают важнейшими
факторами успеха в рыночных условиях.
– Действительно, сегодня нельзя
сказать, что выпускники школ в достаточной
степени социализированы.
Социализация предполагает определенный баланс
между приспособлением (адаптацией) человека и
его обособлением (автономизацией) в обществе.
Иными словами, человек не только усваивает
общекультурные нормы и ценности, у него
появляется потребность иметь собственные
взгляды, привязанности, самостоятельно решать
вопросы, касающиеся лично его, и противостоять
всему тому, что мешает собственному
самоопределению.
Возможности школы способствовать
социализированности учеников довольно
ограниченны, во всяком случае в сравнении с
семьей и ближайшим окружением сверстников.
– Но и те ресурсы, которые есть, фактически
не используются. И ученые, и управленцы много
говорят о развивающем и
личностно-ориентированном обучении. В теории уже
как будто выстраивается стройная система.
Понятно, что, осваивая новые умения, лучше всего
отталкиваться от того, чем я уже владею, что мне
интересно. Таким образом, развивающее обучение
является и личностно-ориентированным. Одно
переходит в другое, и то и другое востребованы
временем. Взаимосвязи здесь давно очевидны. И что
же?
– Современная российская школа
по-прежнему остается авторитарной, монологичной
по стилю взаимодействия взрослых с детьми,
технократичной по содержанию образования,
центрированной на предметном обучении.
В этой образовательной парадигме нет и речи ни о
приспособлении, ни об обособлении учеников в
обществе.
Это педагогика, нацеленная исключительно на
рассудочное овладение знаниями и умениями, без
внутреннего проживания и переживания, так как
содержание обучения почти никак не соотносится с
потребностями и интересами детей, с опытом их
реальной жизни.
– Интересно, что сейчас многие издательства
бросились перекупать авторские права у
создателей учебников 10–20-, а то и 30-летней
давности. Если авторов уже нет, покупают у их
наследников, а потом издают, причем иногда
выдавая за собственные разработки. Но что-то не
слышно, чтобы кто-то разработал учебный курс,
содержание которого основывалось бы на
актуальном для детей материале. Где, скажем, были
математические задачи, которые отражали бы
увлечения современных подростков, к примеру, то
же катание на роликах.
– “Абстрактная” и непрактичная педагогика мало
чем может помочь в социальной адаптации и еще
меньше в обособлении личности, для которой
необходимо развитие рефлексии, собственных
взглядов на вещи, индивидуальной картины мира,
гибкости и устойчивости под ветром жизненных
перемен. Наконец, сегодняшняя школа не учит
целеполаганию, творческому подходу к жизни, не
стимулирует позитивного самоизменения человека.
– И все же существуют школы, которые
пытаются работать по-иному. Пожалуй, самый яркий
пример – школа Щетинина, где дети становятся
друг для друга и учениками, и учителями, и
методистами. В некоторых школах организуются
специальные службы, которые помогают
старшеклассникам познакомиться с условиями
труда по интересующей их специальности,
установить полезные связи, а иногда и получить
первый опыт работы. В других учебных заведениях
проводятся специальные тренинги общения. Что еще
может сделать школа, чтобы более эффективно
социализировать учеников?
– Как минимум отказаться от попыток
учить всех всему. И создать ребятам условия,
чтобы они хотели идти в школу не только 1
сентября. Это возможно, если школы станут
разными, а подбор обязательных для каждого
знаний и умений будет реалистичным, доступным и
практически значимым, то есть тем, что входит в
понятие функциональной грамотности (к этому наша
школа еще даже не приблизилась).
А дальнейшая образовательная подготовка в
разных школах должна существенно разниться: от
углубленно профилированной и гимназической до
минимальной, но с приложением необходимых в
повседневной жизни практических навыков. Скажем,
вождение автомобиля, изготовление простейших
бытовых приборов и тому подобное. Повторяю, это
как минимум.
– Почему же новые идеи с таким трудом
находят дорогу в школу?
– Наверное, главным стопором являются
стереотипы мышления педагогов. Человеку,
воспитанному на коллективных ценностях, очень
нелегко проникнуться идеей индивидуализации,
развития личности. Но любая новация даст эффект,
только если изменятся профессиональное сознание
учителей, их взгляд на учеников, на самих себя, на
свою миссию
.
Вопросы задавал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|