Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Любой спор
о качестве образования не имеет смысла,

пока школа не начнет говорить с ребенком о реальной жизни

Общество живет так, будто не замечает, что рядом дети.
Никому в голову не приходит обратить внимание на то, что все происходящее вокруг надо как минимум объяснять детям, а по большому счету – помогать им пережить то, что они пережить не в состоянии. Это и есть воспитание – не офицерская строгость к ребенку как к солдату-первогодку: «Как стоишь?!», не требовательность начальника к подчиненному: «До сих пор уроки не сделал?» и даже не замечание ребенку по поводу того, что он или она поздно вернулись домой с дискотеки. А вот то, что в Москве ночью после взрыва на Пушкинской площади не спали, и телевизионные картинки обуглившихся жертв теракта стояли у них перед глазами, и родители не знали, что делать: то ли звонить по телефону доверия (кто его знает, да и прилично ли это?), то ли вызывать “скорую”? Но что говорить: что ребенок не спит и ему страшно?
И никому из тех, кто призван отвечать за детскую жизнь, за школу и образование, не пришло в голову появиться на экране телевизора и обратиться к детям или родителям – хоть слово подсказать, хоть успокоить.
Да нет у них в голове детей и не было никогда.
...Скоро школа. Я знаю, что это не совсем грамотное выражение, но так дети говорят. Скоро школа – это значит, что каникулам конец и начинается новый учебный год. Могут ли дети надеяться, что в школе представители власти, учителя и директор найдут те слова, убедительные и правдивые, которые их успокоят?
Не могу ручаться, но, по-моему, нет ни одного района, в котором тема августовских совещаний была бы посвящена не оптимизации преподавания биологии или математики, а тому, как учителю или директору отвечать на немой детский вопрос: что происходит?
Новая и страшная забота школы – примирить детей с жизнью.
...Странное дело, но чем хуже и опаснее делается жизнь, тем шире становится сфера влияния учителя и школы. Другое дело, что не каждый учитель и не каждая школа захотят или смогут учительствовать в этой сфере.
Хотя на самом деле мир и гармония литературы, истории и математики – чуть ли не единственное прибежище для взрослого и ребенка в потерянном времени эпохи российских перемен.
На самом деле школа с ее непризнанным культом знания – сегодня единственное место возможного спокойствия ребенка, реального диалога ребенка и взрослого относительно вечных вещей, а не сиюминутного кошмара.
Общество ждет от школьной реформы отношения к ребенку. Невозможно больше относиться к ребенку только как к обучаемому. Чтобы понять это, как крайний случай представьте себе школу в гетто, или школу на оккупированной территории, или школу во время чумы, или учителя в лагере или в плену вместе с детьми. Рассказы по истории, математика и литература для него лишь повод, чтобы отогреть душу ребенка, создать минимум безопасности, психического уюта.
Бог с ней, с усвояемостью предмета, это не то что не главное – вообще не существенное.
И, делая упор на этом несущественном аспекте образования, школа настолько очевидно проигрывает образовательное соревнование с реальной жизнью, что попытки создать новый учебный план, ввести дополнительные программы, оптимизировать изучение отдельных предметов выглядят уже не смешно, а даже подозрительно.
– Чем занимается ребенок в школе? – все чаще и чаще спрашивают родители.
Интерес к школьной жизни становится не формальным, а все более и более острым, даже болезненным.
В этом плане школа перестает быть замкнутой, но лишь потому, что “правила внутреннего распорядка” – искусственные нормы жизни школьных формуляров – все больше и больше не совпадают с реальным напряжением и страданиями не только взрослых, но и детей. И появляется все больше и больше родителей, которые понимают: учебные успехи, отметки и золотые медали не стоят слезинки ребенка.
И те, кто сегодня устраивает из зачисления детей в школу аукцион, должны понимать: это их последний шанс. Через пять лет, а то и раньше родители предъявят рекламацию – тысячи долларов, отданные школе в качестве вступительного взноса (это не преувеличение, хотя, конечно, и не типичная ситуация, но знакомый работник министерства рассказал мне, что в одну частную московскую школу вступительный взнос составил пять тысяч долларов, хотя наотрез отказался назвать школу), отданы зря. Парадокс современного российского образования состоит в том, что учителя нищенствуют, а образование, которое дает эта школа, не стоит даже тех денег, которые выделяет государство, не говоря уже о частных взносах.
А частные взносы растут. Сегодня мы можем говорить уже о том, что частные деньги в школьном хозяйстве составляют основную часть дохода.
И это означает, что реальными хозяевами школы, ее реальными владельцами становятся частные лица. Бедность была условием ее свободы, теперь нищета перешла все границы, и школа сдается в наем новым хозяевам. Только хозяева этого еще не поняли – ни старые, ни новые. Начальники гороно все еще борются за сокращение бюджета, урезают штатное расписание, заставляют директоров отправлять в административные отпуска “лишних” психологов, руководителей кружков или других работников. Они еще не поняли, что школа давно уже живет не на выделенные средства, а на добытые. И власть гороно держится только на том, что у бюрократии есть нелепое право – разрешать директорам добывать средства на школу. Бюрократия объявила вне закона любые способы выживания школы, поэтому образовательные чиновники не защищают школу, а превращаются в фискальных агентов КРУ и ОБЭП, поощряя анонимки и организуя проверки за проверкой в самых зажиточных и обеспеченных школах.
Абсолютно бессмысленная ситуация: бюрократический пресс перекрывает ресурс выживания школы.
...Это ложное содержание образования, болезненное понимание родителями иллюзии обучения, стремления бюрократии удержать контроль над нищей школой – все это говорит о том, что одной из главных характеристик современной системы образования является ее двусмысленное положение. Реальная школьная жизнь загнана в подполье, а формальная, искусственная, бюрократическая сторона – на свету.
Реформа школы – это переход из тени в свет, но не только в финансово-экономическом смысле, а прежде всего в смысле признания реальных целей и содержания школьной жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru