Любой спор
о качестве образования не имеет смысла,
пока школа не начнет говорить с
ребенком о реальной жизни
Общество живет так, будто не замечает,
что рядом дети.
Никому в голову не приходит обратить внимание на
то, что все происходящее вокруг надо как минимум
объяснять детям, а по большому счету – помогать
им пережить то, что они пережить не в состоянии.
Это и есть воспитание – не офицерская строгость
к ребенку как к солдату-первогодку: «Как
стоишь?!», не требовательность начальника к
подчиненному: «До сих пор уроки не сделал?» и даже
не замечание ребенку по поводу того, что он или
она поздно вернулись домой с дискотеки. А вот то,
что в Москве ночью после взрыва на Пушкинской
площади не спали, и телевизионные картинки
обуглившихся жертв теракта стояли у них перед
глазами, и родители не знали, что делать: то ли
звонить по телефону доверия (кто его знает, да и
прилично ли это?), то ли вызывать “скорую”? Но что
говорить: что ребенок не спит и ему страшно?
И никому из тех, кто призван отвечать за детскую
жизнь, за школу и образование, не пришло в голову
появиться на экране телевизора и обратиться к
детям или родителям – хоть слово подсказать,
хоть успокоить.
Да нет у них в голове детей и не было никогда.
...Скоро школа. Я знаю, что это не совсем грамотное
выражение, но так дети говорят. Скоро школа – это
значит, что каникулам конец и начинается новый
учебный год. Могут ли дети надеяться, что в школе
представители власти, учителя и директор найдут
те слова, убедительные и правдивые, которые их
успокоят?
Не могу ручаться, но, по-моему, нет ни одного
района, в котором тема августовских совещаний
была бы посвящена не оптимизации преподавания
биологии или математики, а тому, как учителю или
директору отвечать на немой детский вопрос: что
происходит?
Новая и страшная забота школы – примирить детей
с жизнью.
...Странное дело, но чем хуже и опаснее делается
жизнь, тем шире становится сфера влияния учителя
и школы. Другое дело, что не каждый учитель и не
каждая школа захотят или смогут учительствовать
в этой сфере.
Хотя на самом деле мир и гармония литературы,
истории и математики – чуть ли не единственное
прибежище для взрослого и ребенка в потерянном
времени эпохи российских перемен.
На самом деле школа с ее непризнанным культом
знания – сегодня единственное место возможного
спокойствия ребенка, реального диалога ребенка и
взрослого относительно вечных вещей, а не
сиюминутного кошмара.
Общество ждет от школьной реформы отношения к
ребенку. Невозможно больше относиться к ребенку
только как к обучаемому. Чтобы понять это, как
крайний случай представьте себе школу в гетто,
или школу на оккупированной территории, или
школу во время чумы, или учителя в лагере или в
плену вместе с детьми. Рассказы по истории,
математика и литература для него лишь повод,
чтобы отогреть душу ребенка, создать минимум
безопасности, психического уюта.
Бог с ней, с усвояемостью предмета, это не то что
не главное – вообще не существенное.
И, делая упор на этом несущественном аспекте
образования, школа настолько очевидно
проигрывает образовательное соревнование с
реальной жизнью, что попытки создать новый
учебный план, ввести дополнительные программы,
оптимизировать изучение отдельных предметов
выглядят уже не смешно, а даже подозрительно.
– Чем занимается ребенок в школе? – все чаще и
чаще спрашивают родители.
Интерес к школьной жизни становится не
формальным, а все более и более острым, даже
болезненным.
В этом плане школа перестает быть замкнутой, но
лишь потому, что “правила внутреннего
распорядка” – искусственные нормы жизни
школьных формуляров – все больше и больше не
совпадают с реальным напряжением и страданиями
не только взрослых, но и детей. И появляется все
больше и больше родителей, которые понимают:
учебные успехи, отметки и золотые медали не стоят
слезинки ребенка.
И те, кто сегодня устраивает из зачисления детей
в школу аукцион, должны понимать: это их
последний шанс. Через пять лет, а то и раньше
родители предъявят рекламацию – тысячи
долларов, отданные школе в качестве
вступительного взноса (это не преувеличение,
хотя, конечно, и не типичная ситуация, но знакомый
работник министерства рассказал мне, что в одну
частную московскую школу вступительный взнос
составил пять тысяч долларов, хотя наотрез
отказался назвать школу), отданы зря. Парадокс
современного российского образования состоит в
том, что учителя нищенствуют, а образование,
которое дает эта школа, не стоит даже тех денег,
которые выделяет государство, не говоря уже о
частных взносах.
А частные взносы растут. Сегодня мы можем
говорить уже о том, что частные деньги в школьном
хозяйстве составляют основную часть дохода.
И это означает, что реальными хозяевами школы, ее
реальными владельцами становятся частные лица.
Бедность была условием ее свободы, теперь нищета
перешла все границы, и школа сдается в наем новым
хозяевам. Только хозяева этого еще не поняли – ни
старые, ни новые. Начальники гороно все еще
борются за сокращение бюджета, урезают штатное
расписание, заставляют директоров отправлять в
административные отпуска “лишних” психологов,
руководителей кружков или других работников. Они
еще не поняли, что школа давно уже живет не на
выделенные средства, а на добытые. И власть
гороно держится только на том, что у бюрократии
есть нелепое право – разрешать директорам
добывать средства на школу. Бюрократия объявила
вне закона любые способы выживания школы,
поэтому образовательные чиновники не защищают
школу, а превращаются в фискальных агентов КРУ и
ОБЭП, поощряя анонимки и организуя проверки за
проверкой в самых зажиточных и обеспеченных
школах.
Абсолютно бессмысленная ситуация:
бюрократический пресс перекрывает ресурс
выживания школы.
...Это ложное содержание образования, болезненное
понимание родителями иллюзии обучения,
стремления бюрократии удержать контроль над
нищей школой – все это говорит о том, что одной из
главных характеристик современной системы
образования является ее двусмысленное
положение. Реальная школьная жизнь загнана в
подполье, а формальная, искусственная,
бюрократическая сторона – на свету.
Реформа школы – это переход из тени в свет, но не
только в финансово-экономическом смысле, а
прежде всего в смысле признания реальных целей и
содержания школьной жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|