Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Светлана ПОПОВА

Понять, что такое полет

“Я лучше знаю, как ему лучше” – вот лозунг нашего вращения вокруг ребенка. Самостоятельность не поощряется. Приветствуются исполнительность, дисциплина и подотчетность. Родитель плещет крылами в небе, а ты изволь быть в восемь дома, и институт тебе через три года мама выберет.

 

Видимо, это последствия взращивания в тоталитарном государстве. Мое поколение, рожденное в 60-е, хотело быть свободным. Рассуждали о, стремились к, учились быть. Ежедневно вертелось на языке это сладкое слово. Бродского цитировали: “Свобода – это когда забываешь отчество у тирана”.
Не знаю, научились ли жить, но ощущать себя вольными порой можем.
Но вот странность: мои друзья, которые в свое время попрекали меня, что я очень опекаю Элис, теперь жутко тиранят своих отпрысков.
И когда кто-либо про деяния подростка скажет “это характер”, родитель отвечает: “Нет, не может быть такого характера. Исправить! Отменить! Перелопатить!”
Однажды гениальный сын нашей сотрудницы написал: “довить на ребенка не нужно потому что он не вытерпливыет”.
Это наш общий грех – не давать ближнему быть самим собой.

Давайте подумаем, а что такое свобода ребенка: отсутствие домашних обязанностей, равнодушие родителя к оценкам, возможность несанкционированных шляний по городу, неподконтрольность поведения, доходов и расходов? Глупости. Истинная свобода прежде всего во внутреннем ощущении. Так, самый отслеженный чутким глазом ребенок может чувствовать себя вольно. И бывает зажат и скован никем не наблюдаемый объект.
Даже выращивая цветок в горшке, занимаясь огородничеством, мы читаем спецлитературу, знаем дни наиболее удачного полива, прищипываем после третьего листа. С ребенком же – так, как получится. Есть некие принятые, очень общие постулаты, им и будем следовать. Поучаем, требуем, просим, настаиваем, приказываем. Очень некогда нам вникать и разбираться.
Легкомысленнейшая из королев, Мария-Антуанетта, составила для новой воспитательницы четырехлетнего сына подробную психологическую характеристику ребенка. Вот некоторые выдержки: “Он стал бояться собак. Я никогда не заставляла его терпеть возле себя собак, думаю, что со временем, когда он станет разумнее, этот страх пройдет сам собой… Деликатно и энергично воздействуя на него, не применяя при этом слишком строгих мер, им можно без труда руководить и добиться всего, что требуется. Строгость будет его сильно раздражать; несмотря на такой нежный возраст, у него уже есть характер… Я приучила их к тому, что все сказанное мной однажды, любое “да” или “нет”, не подлежит отмене; но каждому своему решению всегда даю объяснение, понятное их возрасту, чтоб они не подумали, что решила я просто из каприза”. Понимаете, не заставляла терпеть, даю объяснение, а также – деликатно и энергично.

Я задумалась, как же можно быть свободным в семье. Вышло странное: свобода в семье – это ряд уступок каждым для того, чтобы было удобно всем троим (пятерым, восьмерым…). Подразумевается, что люди собрались не случайные, они объединены одной целью, совместными удовольствиями, общими ценностями.
Один мой взрослый знакомый так определил семью: “Это когда все впрягаются в одну телегу…” И я в ужасе бежала. Потому, что видела задачи семьи в том, чтоб выпрячь всех из телеги. И каждый поможет каждому понять, что такое полет. Именно потому семья – летать, а не впрягаться.

В несвободе выращиваем мы несамостоятельного человека, безответственную личность. Последствия такого воспитания легко преодолеваются девочками, жизнь их учит (лупит) быстро. С мальчиками гораздо труднее, просто катастрофа. Ищут потом до сорока лет мамку, которая все за них решит, разъяснит, да и сама сделает.
Вот муж, проживший в дому десять лет, ходит и плачется:
– У меня нет статуса в твоей квартире!
И жена, сделавшая сама ремонт, купившая сама мебель, кормящая этого дядьку, устало спрашивает:
– Как, и это тоже должна определить я?
– А кто же? – Муж даже обиделся.
Внимание, маменьки сынков, будьте бдительны!!! Вам труднее и ответственности на вас больше. Уровень развития общества определяется все же мужчинами. Чем раньше мальчик сможет быть “сам”, тем лучше. Засюськанный беспомощный дяденька – это очень смешно и стыдно. Иногда удивляешься, как точно можно определить, кто из мужчин прошел армию, а кто нет. При всем своем антимилитаризме не могу не сказать доброго слова Вооруженным силам. Если мальчик после двадцати лет способен элементарно сам себя обслужить и что-то в своей жизни предпринять, увы, это не заслуга мамы, а просто он в армии побывал.

Никак не могу забыть, как на выставке “Школа-2000” во время “круглого стола” мы получили записку:
“Не кажется ли вам, что, запрещая принимать наркотики, родитель ограничивает свободу ребенка?” И подпись: Маша, 14 лет.
Что сказать, когда от ужаса утрачен дар речи? Только спросить: “А когда не разрешаем шпильку в розетку вставить? А когда учим улицу переходить?” Вот, оказывается, в чем мы их тираним – в оберегании драгоценных жизней от разрушения, от мучительного уничтожения. Очень боязно за симпатичную дуреху Машу четырнадцати лет. Тогда я просто попросила ее подумать над фразой “старых наркоманов не бывает”.

Теперь поговорим о плохих сторонах свободы, когда она уже – брошенность.
Случается, что пятнадцатилетнему человеку цитируют Горького: “Ты, Лексей, не медаль, на шею я тебя не повешу, ступай-ка ты в люди”. И идет он в люди. Наступает свобода во всем: где был, с кем, когда, почему. И некому спросить, что ел, что надел, как там вообще, внутри. Когда твоя монархия неограниченная, мечтаешь о том, чтоб было кому позвонить вечером и отчитаться, где ты находишься и чем занят. Как правило, человек, выкинутый в мир без поддержки, впоследствии благодарен своим родителям. Потому, что все умеет, нигде не пропадет. Очень благодарен. Но не может ни понять, ни любить.

Как писал Игорь Губерман: “Свободой дни мои продля, Господь не снял забот, и я опять свободен для и не свободен от”. В этом-то все и дело, господа! Нужно искать не “от”, а “для”. Свобода – всегда действие. Вообще любое положительное определение подразумевает активность.
Хорошо, когда ребенок волен сам в себе и для себя. Не забыть бы еще научить его, что это для людей.
А еще я вижу, как в кромешной темноте и пустоте летит, вращаясь, маленький красивый любимый шарик – голубой, зеленый. Совершенно свободный. Абсолютно подчиненный законам космоса, правилам жизни. Он знает, что такое полет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru