Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ЛАВЫГИН:

«Ориентируемся на максимальный оборот
при минимальной цене»

Платное образование из предмета предвыборных дискуссий постепенно переходит в разряд медицинских фактов: нравится, не нравится, а доктор прописал… И прежде всего платным становится учебник. Можно, конечно, трубить о поборах и натравливать на школы прокурорских чиновников. А можно минимизировать нагрузку на родительские кошельки за счет эффективных управленческих решений, грамотно организованной работы на рынке учебной литературы. В Иркутской области пошли как раз по второму пути. Сегодня о региональной системе учебного книгообеспечения рассказывает наш гость – директор Иркутского областного центра образования, кандидат исторических наук Анатолий ЛАВЫГИН.

– Анатолий Егорович, когда и зачем был создан областной центр образования?

– Центр был учрежден Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области в апреле прошлого года. Одной из основных его задач было насыщение региона учебниками и учебно-методической литературой, достаточное для качественной организации образовательного процесса, на средства областного и местных бюджетов, а также родителей учащихся.

– А какова была ситуация с учебниками на момент создания ОЦО?

– Ситуация была достаточно сложная. В 1996–1998 годах в областном бюджете на учебники выделялось отдельной строкой по 12 млн рублей, при этом фактически выдавали по 2,3–2,5 млн. В 1999 году на учебники было выделено 7,6 млн рублей, и нашему центру впервые удалось полностью освоить эту сумму благодаря взаимозачету с Братским целлюлозным комбинатом. За счет местных бюджетов и родительских средств мы закупили еще дополнительно учебников на 3 млн рублей – итого получилось 10,5 млн, а потребность с учетом трехлетнего провала составляла 106 млн рублей.

– И что вам удалось сделать за минувший год?

– Прошлым летом мы с начальником Главного управления образования Леонидом Выговским провели пресс-конференцию, посвященную проблеме учебников. Ею заинтересовались региональные средства массовой информации, там прошли несколько публикаций, и впервые на моей памяти губернатор области издал отдельное постановление о мерах по обеспечению образовательных учреждений учебниками. На этот год финансирование из областного бюджета выросло в три раза и составило 20 млн рублей, в том числе средства на укрепление материальной базы товаропроводящей сети (транспорт, бензин, складское помещение). Если в прошлом году из 37 территорий области всего 11 выделили в своих бюджетах отдельную строку на учебники (в общей сложности получилось 2 млн рублей, а фактически поступило 1,4 млн), то сегодня уже 29 муниципальных образований зарезервировали средства на учебную литературу.
В этом году мы уже в апреле получили две трети от всей суммы; уже в начале июня поступили первые 96 тонн учебников, которые мы сразу начали развозить по территориям. Не могу не похвастаться: за полтора года существования центра наши обороты по денежным средствам выросли в десять раз, по объему закупаемой литературы – в восемь. И это при практическом отсутствии материальной базы, оборотных капиталов, устоявшегося коллектива…

– Как же вы добились столь впечатляющих успехов?

– За эти полтора года мы доказали три простые вещи: мы честны, дешевы и корректны в работе с заказом. Поскольку ОЦО является государственным образовательным учреждением, мы ориентируемся не на максимальную прибыль, а на максимальный оборот при минимальной цене. Наша торговая наценка не превышает 30 процентов, из которых 25 идет на различные налоги и лишь 5 – прибыль самого центра. В коммерческих структурах минимальная наценка – 50 процентов, а в период ажиотажного спроса на учебники она достигает 300. Средняя отпускная цена учебника у нас составляет 28–30 рублей, в книжных магазинах Иркутска – не меньше 45. При этом мы держим стабильные цены вне зависимости от конъюнктуры и сезона: по какой цене получили книжку – по той и продадим.
Мы сейчас напрямую работаем с двенадцатью издательствами, книги остальных получаем по договору с Российской академией повышения квалификации и переподготовки работников образования. Мы отработали схему поступления товаров мелкими партиями: трехтонный контейнер стоит порядка 100 тыс. рублей, аккумулировать такие средства приходится довольно долго, а фактор времени здесь бывает очень ощутим, поскольку цены на учебники растут довольно быстро. А через транспортные компании мы поставляем партии на сумму от 5 тыс. рублей. Благодаря этому за полмесяца мы можем выполнить любой заказ – не только города или района, но и конкретного образовательного учреждения, причем объем заказа уже не имеет значения. Поэтому представителям школ и органов управления образованием выгоднее и проще иметь дело с нами, нежели с четырьмя-пятью продавцами из числа коммерческих структур. Фактически мы выступаем в качестве генерального подрядчика по Иркутской области.

– И какую часть регионального рынка учебников вы сейчас контролируете?

– В настоящее время через нас проходит порядка 50 процентов всех средств, затрачиваемых в области на приобретение школьных учебников. Сейчас на нас уже кое-кто смотрит косо как на опасных конкурентов. Некоторые города и районы собираются по нашему образу и подобию создавать свои центры образования. Думаю, через какое-то время мы выдавим с рынка учебников многие посреднические структуры – не с помощью каких-то наездов или административного ресурса, а потому, что у нас дешевле и эффективнее… Мы готовы работать с коммерческими фирмами, но при условии, что они будут играть по нашим правилам: наша торговая наценка не превышает 30 процентов, нашим партнерам мы позволяем накрутить еще 20 – таким образом, максимальная наценка на учебник не превысит 50 процентов.

– Какова доля родительских денег в общем объеме средств, затрачиваемых на приобретение учебников, и как вы работаете с родительскими заказами?

– Средства родителей в общей сумме нашего заказа составляют приблизительно 25 процентов. Схема работы с родительскими деньгами такова: в каждом городе и районе мы имеем своего представителя, как правило, методиста по библиотечным фондам органа управления образованием. Года два назад на многие школы и управления у нас «наехали» органы прокуратуры: раз в законе нет статьи о плате за учебники – не смейте брать деньги с родителей! Создав институт представителей, мы в какой-то мере легализовали работу с родительскими средствами: родительский комитет формирует заказ не с учителем, а с нашим представителем, у которого на руках контракт с центром, доверенность на право финансовых действий, договор о материальной ответственности. Ежемесячно мы информируем представителей о наличии литературы, рассылаем прайс-листы; уже дважды вместе с сотрудниками столичных издательств проводили недельные установочные семинары. Естественно, мы материально простимулировали наших представителей: они получают три процента от всей суммы заказа.
Сейчас мы специально работаем со школами, чтобы они на год-два вперед планировали, по каким учебникам будут заниматься, и заранее ставили в известность учащихся и их родителей. У нас ведь некоторые определяются только после 1 сентября! Я два раза с этой целью встречался с иркутскими директорами, в этом году ситуация несколько сдвинулась, но примерно половина городских школ по-прежнему определяются в самый последний момент: видимо, нам потребуется несколько лет, чтобы их раскачать. А ведь так мы можем снять с родителей существенную часть их финансовой нагрузки: покупая учебники в самую горячую пору, они переплачивают почти в два раза.

– Вы не предполагаете создать собственную розничную торговую сеть?

– У нас есть три торговые точки, но пока розница для нас убыточна: прибыли от нее недостаточно, чтобы покрыть арендную плату, жалованье продавцов… Наше магистральное направление – это не розничная, а оптовая торговля, работа на заказ, с массовым клиентом. Однако закрывать пункты розничной продажи мы пока также не собираемся: важно сохранить хотя бы несколько мест, где можно приобрести учебник по приемлемой цене. Все сотрудники центра пришли из сферы образования, и мы ориентируемся прежде всего на социальные, а не чисто экономические цели, хотя при этом стараемся дружить с требованиями рыночной экономики.

– Очевидно, ваш центр не остался в стороне от формирования регионального комплекта учебной литературы?..

– Заказ Главного управления образования на учебники по предметам регионального компонента размещается через нас. Так, мы уже перечислили деньги за издание «Географии Иркутской области», и к 1 сентября этот учебник будет во всех школах. «Историю Иркутской области» мы заказали одному из московских издательств. Сейчас в стадии создания находится хрестоматия по писателям Иркутской области. Таким образом, мы сделаем в этом году три серьезные книги по региональному компоненту.

– Вы не собираетесь взять на себя функции бывшего учколлектора и помимо учебников заняться обеспечением школ мебелью, компьютерами и т.п.?

– Мы сейчас подходим к этому, хотя пока не пытаемся охватить сразу весь спектр проблем материального снабжения школ: еще нет необходимой для этого базы, не хватает помещений… Сегодня мы вышли на первое, что сопутствует книге: учебно-наглядные пособия и школьно-письменные принадлежности. Уже начали договариваться с несколькими фирмами, в том числе профессиональными училищами, о выставке образцов производимой ими школьной мебели. Главное условие – приемлемая цена. Думаю, что прежде всего мы начнем с оборудования для школьных библиотек: стеллажей, столов для читальных залов…
Кроме того, в структуре центра есть отдел профессиональной подготовки и дополнительного образования, который по договору со службой занятости готовит школьных библиотекарей. Этот отдел заключил договор с областным училищем культуры: их специалисты обучают слушателей собственно библиотечному делу, а мы даем пользование компьютерами, учим работать в Интернете. Получается, что мы обеспечиваем школы не только современной учебной литературой, но и специалистами, хорошо разбирающимися в ней.

Беседовал Сергей ПОЛЯКОВ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru