«Ориентируемся на максимальный
оборот
при минимальной цене»
Платное образование из предмета предвыборных
дискуссий постепенно переходит в разряд
медицинских фактов: нравится, не нравится, а
доктор прописал… И прежде всего платным
становится учебник. Можно, конечно, трубить о
поборах и натравливать на школы прокурорских
чиновников. А можно минимизировать нагрузку на
родительские кошельки за счет эффективных
управленческих решений, грамотно организованной
работы на рынке учебной литературы. В Иркутской
области пошли как раз по второму пути. Сегодня о
региональной системе учебного книгообеспечения
рассказывает наш гость – директор Иркутского
областного центра образования, кандидат
исторических наук Анатолий ЛАВЫГИН.
– Анатолий Егорович, когда и зачем
был создан областной центр образования?
– Центр был учрежден Главным
управлением общего и профессионального
образования администрации Иркутской области в
апреле прошлого года. Одной из основных его задач
было насыщение региона учебниками и
учебно-методической литературой, достаточное
для качественной организации образовательного
процесса, на средства областного и местных
бюджетов, а также родителей учащихся.
– А какова была ситуация с
учебниками на момент создания ОЦО?
– Ситуация была достаточно сложная. В
1996–1998 годах в областном бюджете на учебники
выделялось отдельной строкой по 12 млн рублей, при
этом фактически выдавали по 2,3–2,5 млн. В 1999 году
на учебники было выделено 7,6 млн рублей, и нашему
центру впервые удалось полностью освоить эту
сумму благодаря взаимозачету с Братским
целлюлозным комбинатом. За счет местных бюджетов
и родительских средств мы закупили еще
дополнительно учебников на 3 млн рублей – итого
получилось 10,5 млн, а потребность с учетом
трехлетнего провала составляла 106 млн рублей.
– И что вам удалось сделать за
минувший год?
– Прошлым летом мы с начальником
Главного управления образования Леонидом
Выговским провели пресс-конференцию,
посвященную проблеме учебников. Ею
заинтересовались региональные средства
массовой информации, там прошли несколько
публикаций, и впервые на моей памяти губернатор
области издал отдельное постановление о мерах по
обеспечению образовательных учреждений
учебниками. На этот год финансирование из
областного бюджета выросло в три раза и
составило 20 млн рублей, в том числе средства на
укрепление материальной базы товаропроводящей
сети (транспорт, бензин, складское помещение).
Если в прошлом году из 37 территорий области всего
11 выделили в своих бюджетах отдельную строку на
учебники (в общей сложности получилось 2 млн
рублей, а фактически поступило 1,4 млн), то сегодня
уже 29 муниципальных образований зарезервировали
средства на учебную литературу.
В этом году мы уже в апреле получили две трети от
всей суммы; уже в начале июня поступили первые 96
тонн учебников, которые мы сразу начали
развозить по территориям. Не могу не
похвастаться: за полтора года существования
центра наши обороты по денежным средствам
выросли в десять раз, по объему закупаемой
литературы – в восемь. И это при практическом
отсутствии материальной базы, оборотных
капиталов, устоявшегося коллектива…
– Как же вы добились столь
впечатляющих успехов?
– За эти полтора года мы доказали три
простые вещи: мы честны, дешевы и корректны в
работе с заказом. Поскольку ОЦО является
государственным образовательным учреждением, мы
ориентируемся не на максимальную прибыль, а на
максимальный оборот при минимальной цене. Наша
торговая наценка не превышает 30 процентов, из
которых 25 идет на различные налоги и лишь 5 –
прибыль самого центра. В коммерческих структурах
минимальная наценка – 50 процентов, а в период
ажиотажного спроса на учебники она достигает 300.
Средняя отпускная цена учебника у нас составляет
28–30 рублей, в книжных магазинах Иркутска – не
меньше 45. При этом мы держим стабильные цены вне
зависимости от конъюнктуры и сезона: по какой
цене получили книжку – по той и продадим.
Мы сейчас напрямую работаем с двенадцатью
издательствами, книги остальных получаем по
договору с Российской академией повышения
квалификации и переподготовки работников
образования. Мы отработали схему поступления
товаров мелкими партиями: трехтонный контейнер
стоит порядка 100 тыс. рублей, аккумулировать
такие средства приходится довольно долго, а
фактор времени здесь бывает очень ощутим,
поскольку цены на учебники растут довольно
быстро. А через транспортные компании мы
поставляем партии на сумму от 5 тыс. рублей.
Благодаря этому за полмесяца мы можем выполнить
любой заказ – не только города или района, но и
конкретного образовательного учреждения, причем
объем заказа уже не имеет значения. Поэтому
представителям школ и органов управления
образованием выгоднее и проще иметь дело с нами,
нежели с четырьмя-пятью продавцами из числа
коммерческих структур. Фактически мы выступаем в
качестве генерального подрядчика по Иркутской
области.
– И какую часть регионального рынка
учебников вы сейчас контролируете?
– В настоящее время через нас проходит
порядка 50 процентов всех средств, затрачиваемых
в области на приобретение школьных учебников.
Сейчас на нас уже кое-кто смотрит косо как на
опасных конкурентов. Некоторые города и районы
собираются по нашему образу и подобию создавать
свои центры образования. Думаю, через какое-то
время мы выдавим с рынка учебников многие
посреднические структуры – не с помощью каких-то
наездов или административного ресурса, а потому,
что у нас дешевле и эффективнее… Мы готовы
работать с коммерческими фирмами, но при условии,
что они будут играть по нашим правилам: наша
торговая наценка не превышает 30 процентов, нашим
партнерам мы позволяем накрутить еще 20 – таким
образом, максимальная наценка на учебник не
превысит 50 процентов.
– Какова доля родительских денег в
общем объеме средств, затрачиваемых на
приобретение учебников, и как вы работаете с
родительскими заказами?
– Средства родителей в общей сумме
нашего заказа составляют приблизительно 25
процентов. Схема работы с родительскими деньгами
такова: в каждом городе и районе мы имеем своего
представителя, как правило, методиста по
библиотечным фондам органа управления
образованием. Года два назад на многие школы и
управления у нас «наехали» органы прокуратуры:
раз в законе нет статьи о плате за учебники – не
смейте брать деньги с родителей! Создав институт
представителей, мы в какой-то мере легализовали
работу с родительскими средствами: родительский
комитет формирует заказ не с учителем, а с нашим
представителем, у которого на руках контракт с
центром, доверенность на право финансовых
действий, договор о материальной
ответственности. Ежемесячно мы информируем
представителей о наличии литературы, рассылаем
прайс-листы; уже дважды вместе с сотрудниками
столичных издательств проводили недельные
установочные семинары. Естественно, мы
материально простимулировали наших
представителей: они получают три процента от
всей суммы заказа.
Сейчас мы специально работаем со школами, чтобы
они на год-два вперед планировали, по каким
учебникам будут заниматься, и заранее ставили в
известность учащихся и их родителей. У нас ведь
некоторые определяются только после 1 сентября! Я
два раза с этой целью встречался с иркутскими
директорами, в этом году ситуация несколько
сдвинулась, но примерно половина городских школ
по-прежнему определяются в самый последний
момент: видимо, нам потребуется несколько лет,
чтобы их раскачать. А ведь так мы можем снять с
родителей существенную часть их финансовой
нагрузки: покупая учебники в самую горячую пору,
они переплачивают почти в два раза.
– Вы не предполагаете создать
собственную розничную торговую сеть?
– У нас есть три торговые точки, но пока
розница для нас убыточна: прибыли от нее
недостаточно, чтобы покрыть арендную плату,
жалованье продавцов… Наше магистральное
направление – это не розничная, а оптовая
торговля, работа на заказ, с массовым клиентом.
Однако закрывать пункты розничной продажи мы
пока также не собираемся: важно сохранить хотя бы
несколько мест, где можно приобрести учебник по
приемлемой цене. Все сотрудники центра пришли из
сферы образования, и мы ориентируемся прежде
всего на социальные, а не чисто экономические
цели, хотя при этом стараемся дружить с
требованиями рыночной экономики.
– Очевидно, ваш центр не остался в
стороне от формирования регионального комплекта
учебной литературы?..
– Заказ Главного управления
образования на учебники по предметам
регионального компонента размещается через нас.
Так, мы уже перечислили деньги за издание
«Географии Иркутской области», и к 1 сентября
этот учебник будет во всех школах. «Историю
Иркутской области» мы заказали одному из
московских издательств. Сейчас в стадии создания
находится хрестоматия по писателям Иркутской
области. Таким образом, мы сделаем в этом году три
серьезные книги по региональному компоненту.
– Вы не собираетесь взять на себя
функции бывшего учколлектора и помимо учебников
заняться обеспечением школ мебелью,
компьютерами и т.п.?
– Мы сейчас подходим к этому, хотя пока
не пытаемся охватить сразу весь спектр проблем
материального снабжения школ: еще нет
необходимой для этого базы, не хватает
помещений… Сегодня мы вышли на первое, что
сопутствует книге: учебно-наглядные пособия и
школьно-письменные принадлежности. Уже начали
договариваться с несколькими фирмами, в том
числе профессиональными училищами, о выставке
образцов производимой ими школьной мебели.
Главное условие – приемлемая цена. Думаю, что
прежде всего мы начнем с оборудования для
школьных библиотек: стеллажей, столов для
читальных залов…
Кроме того, в структуре центра есть отдел
профессиональной подготовки и дополнительного
образования, который по договору со службой
занятости готовит школьных библиотекарей. Этот
отдел заключил договор с областным училищем
культуры: их специалисты обучают слушателей
собственно библиотечному делу, а мы даем
пользование компьютерами, учим работать в
Интернете. Получается, что мы обеспечиваем школы
не только современной учебной литературой, но и
специалистами, хорошо разбирающимися в ней.
Беседовал Сергей ПОЛЯКОВ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|