Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

От первого лица:

Александр ЛЕБЕДЕВ,

президент Ассоциации издателей учебной литературы «Российский учебник»

За последние два-три года произошли серьезные изменения в сфере учебного книгоиздания. Практически исчезло понятие дефицита учебников. Общий тираж и количество наименований издаваемых учебников выросли почти в два раза. Сформировалась богатая конкурентная среда, участниками которой являются более пятидесяти издательств и трех десятков полиграфических комбинатов. В то же время новые обстоятельства породили и новые проблемы, в числе которых проблема грифования учебников Министерством образования, проблема ориентации в бесконечном море вариантов учебных изданий, проблема выбора оптимума между платными и т.д. Все это, впрочем, совсем не означает, что для их решения необходим возврат к государственной монополии на издание учебников и ограничению его вариативности, хотя такие предложения время от времени по-прежнему продолжают появляться. Напротив, для выработки механизма их разрешения нужно не покушаться на рыночные отношения, уже сложившиеся в сфере учебного книгоиздания, а с их помощью начать выстраивать цивилизованные отношения на рынке учебной литературы. Именно этим и собирается заниматься наша Ассоциация издателей учебной литературы.
Ключевым понятием в работе Ассоциации стало понятие доступности учебника в широком смысле этого слова. В первую очередь под этим подразумевается цена на книги. Разумеется, сегодня невозможно говорить о бесплатности учебников для всех 20 миллионов школьников России. За счет бюджета могут покупаться книги лишь по целевым программам (поддержка выпуска учебников для детей, ограниченных по здоровью, социально незащищенных детей, для школ Севера). Нормальной, на наш взгляд, является ситуация, при которой 80 процентов учебников в стране закупается родителями (как это было в прошлом учебном году). Задачу же Ассоциации по данному вопросу мы видим в том, чтобы способствовать созданию условий для доступности цены на учебники. Одним из позитивных результатов нашей работы можно назвать разработку механизма стабилизации цен на бумагу (а именно рост цен на бумагу в первую очередь сказывается на росте цен на учебники) путем заключения принципиальной договоренности с бумагопроизводителями.
Вторым важнейшим аспектом доступности учебника является его информационная доступность. В нынешней ситуации избыточной вариативности учителя и методисты жалуются на то, как трудно им бывает выбрать учебник. С одной стороны, проблему выбора можно считать проблемой квалификации педагогических работников. Но с другой – это еще и результат их недостаточной информированности, поскольку на сегодняшний день еще не сформировано полноценное единое информационное поле в области учебного книгоиздания. Да, существует масса каталогов, сборников, но информационной методической базы учебной литературы как не было, так и нет.
С тем чтобы внести свой вклад в создание единого информационного пространства, Ассоциация начала проводить работу, направленную на помощь в создании так называемых ассортиментных площадок, на которых представлен не только богатый выбор учебной литературы (издательствами, входящими в ассоциацию, выпускается 40 процентов всех учебников), но и сопутствующая информация – методическая, книготорговая. На эти площадки может прийти любой покупатель (розничный или оптовый), методист, учитель, руководитель органа управления образованием и ознакомиться с тем, что есть, узнать, что выйдет в ближайшее время, встретиться с издателем.
Один из таких ассортиментных центров совсем недавно начал функционировать на базе государственного предприятия «Центральный коллектор научных библиотек». Успешно функционируют центры, организованные в издательстве «АСТ-Пресс», в РЦ МТО, где также представлен большой выбор литературы. И это только первые шаги в этом направлении. Своей главной задачей здесь Ассоциация видит обеспечение потребителей максимально полной информацией о книжных новинках всех выпускающих учебную литературу, что, кстати, будет способствовать созданию на рынке равных возможностей для всех издательств – крупных и мелких. Ведь не секрет, что зачастую в регионы доходит информация только из самых крупных издательств.
В январе следующего года мы планируем провести Неделю образовательной литературы на базе одного из педагогических вузов Москвы. В рамках этой недели будет проведена ярмарка образовательной литературы, главной задачей которой будет привлечение максимального количества участников со стороны издательств, вплоть до самых маленьких. Предполагается, что вход на ярмарку будет свободным.
Ассоциация планирует стать участником проекта по созданию некоммерческой телепередачи по учебной литературе. Такая передача должна быть объективной и потому государственной, здесь исключено спонсорство каких-либо издательств.
Наконец, третьей составляющей доступности учебника можно назвать ее доступность в прямом смысле, то есть наличие нужной книги. Книга может быть бесплатной или платной, о ней может быть много информации, но ее может не быть в наличии. Эта серьезная проблема возникла после того, как была разрушена единая система книготоргов, коллекторов. Для ее решения нужно выстраивать систему торговопроводящей сети. Сейчас Министерство печати создает национальную книготорговую сеть «Роскнига», важным сектором которой будет сектор учебной литературы.
И все-таки, несмотря на проблемы, которые неизбежно возникают в любой работе, оптимизма нам прибавляет то, что позиция и деятельность Ассоциации находят горячую поддержку в Министерстве образования и Министерстве печати. Надеемся, что так будет и в дальнейшем..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru