Пока мы были в отпуске...
О чем писали газеты и журналы в эти
летние месяцы
Пока выходили летние номера нашей
педагогической хрестоматии – жизнь вокруг
продолжалась. Обсуждались темы двенадцатилетки,
обучения шестилетних первоклассников, проблемы
школьных экзаменов и аттестатов и многое другое.
Мы решили собрать самые интересные публикации из
других изданий, писавших о педагогике, в
своеобразный дайджест на страницах “Школьного
дела”. Среди них – “Общая газета”,
“Комсомольская правда”, “Новые известия”,
журнал “Школьное обозрение”. Событие этого лета
– выход в свет нового педагогического журнала
“Перемены”. Это журнал для учителей,
управленцев и ученых, ищущих новые пути развития
образования, наследник матвеевской “Перемены”.
Мы поздравляем главного редактора журнала
Александра Адамского и публикуем фрагменты
статьи Веры Владимировны Брофман “Школа
Венгера”, напечатанной в июльском номере.
ИЗВЕСТИЯ
Отныне все российские школы должны
перейти на четырехлетнее обучение в младших
классах. А это значит, что дети проведут в школе
не 10, а 11 лет. Это не что иное, как насильственное
(ведь ничего еще не решено) приближение
двенадцатилетки. На все разумные возражения
(было опубликовано открытое письмо-протест
пятидесяти педагогов, психологов, медиков,
утверждавших, что в школу нельзя принимать с
шести лет) министр образования Филиппов отвечает
весьма странным образом.
“Об экологии детства можно забыть
навсегда”
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
Я согласен с тем, что учить шестилетних детей
методами, которыми мы учили восьмилетних, не
годится. Но вот говорить, что с шести лет вообще
нельзя брать детей в школу, по-моему, неправильно.
Попытки научно доказать это утверждение
несостоятельны. Я поясню. Сегодня дети поступают
с шести с половиной лет. Мы предлагаем брать с
шести. Доказать, что разница в полгода является
принципиальной, невозможно. Нет в стране ни
одного такого исследования.
Нигде, ни в одном законе России не определен срок,
с которого допускается прием в образовательные
учреждения. Впервые начальный возраст – не менее
6 лет на 1 сентября – мы зафиксировали в концепции
структуры двенадцатилетки. Подчеркиваю:
написано “не менее”. То есть впервые мы
показали, что нельзя брать детей моложе шести
лет. Уж если бить тревогу, то по поводу того, что в
школу принимают пятилеток (закона о том, что не
брать, нет). 1 сентября 1999 года в школу пришли 13,5
тысячи детей пятилетнего возраста.
“Учиться с шести лет не вредно!”.
Ответ министра образования
Владимира Филиппова
на открытое письмо 50 педагогов, психологов,
медицинских работников
ИЗВЕСТИЯ
В идеале классы начальной школы я бы
комплектовала не только по интеллектуальному
уровню (это лишь один из показателей), но и по типу
психологической организации. И учителя нужно
подбирать в этот класс такого, который мог бы с
ними работать. Когда класс формируется, в нем не
должно быть больше двух возбудимых детей. Если их
трое, учитель сможет работать с ними только с
помощью жестких дисциплинарных методов. Никакой
игры уже не получится. Идти в первый класс нужно с
семи лет. При этом должны быть хорошие детские
сады с группами развития. Если какая-то школа
хочет организовать эксперимент с шестилетками и
найдет “игрового” учителя, пожалуйста. В
массовой школе это пока невозможно.
...Ведь тут нужно надеть брючки, встать на коленки
и поползти. Учительница, которая 30 лет
проработала на законных методиках, едва ли
сможет сделать это. Она (пусть в завуалированной
форме) будет переносить школьные методы обучения
на детсадовских малышей. В результате
“выживают” лишь интеллектуально продвинутые
малыши, те, которые могут с этим справиться.
Остальные становятся неврастениками.
Интервью Натальи
Ивановой-Гладильщиковой с Мариной Аромштам
ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Разве можно говорить о рынке, когда
конкурировать вынуждены не те, кто предлагает
услуги, а их клиенты – ученики? И разве не ясно,
что если заданы цифры приема, то есть заведомо
известно, сколько “должно оказаться” способных
к обучению, то отбор будет определяться не
способностями абитуриента, а блатом и взятками?
Каждый год в первый класс поступают
приблизительно 2 миллиона детей, а оканчивают 11
класс менее 1 миллиона. Дело, конечно, не в
отсутствии способностей и даже не в намеренном
усложнении школьной программы (она лишь
следствие), а в исходной психологической
установке: “нельзя давать всем, чего им
захочется”. Именно это определяет планируемые
бюджетом цифры приема. Попросту говоря,
государство предусматривает, чтобы среднюю
(полную) школу смогли закончить лишь половина
учащихся, а в вуз смогли попасть лишь их
четвертая часть (около 500 тысяч из 2 миллионов
бывших первоклассников).
С советских времен существует миф, согласно
которому образование необходимо гражданам для
удовлетворения потребностей государства в тех
или иных специалистах. На самом деле образование
нужно каждому человеку для удовлетворения его
личных потребностей в развитии, в приобретении
знаний, в выборе профессии.
Расходы на образование сейчас составляют
примерно 2 % бюджета, даже если их увеличить вдвое
(чтобы охватить “отказников”), эта цифра все
равно остается мизерной в сравнении с тем, что
планируется на военные расходы. Так, может быть,
стоит на 2–3% умерить аппетиты наших ястребов
ради соблюдения полнейшего права каждого
человека?
Валерий Гуревич
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Вступительные экзамены в школах
отменяются в пользу единого государственного
тестирования в исполнении компьютера.
Выпускные экзамены в школе должны быть
упразднены как обязательные. Мы убеждены,
продолжают эксперты “Новых известий”,
упразднение школьных экзаменов на выходе, для
тех, кто не видит в них смысла, станет первым
шагом на пути реального оздоровления и перевода
отрасли из ненавистной народу фабрики страха
(школы боятся все от мала до велика, причем
взрослые даже сильнее малышей) в более или менее
гостеприимную, цивилизованную службу
образования.
Необходим постепенный переход к школе полного
дня. Так было в России до 1917 года, пока большевики
под известным лозунгом нехватки помещений не
превратили государственную школу в массовую
забегаловку: ученики приходят ее отсидеть,
учителя – отработать свои клетки в расписании.
Кроме того, официальная статистика гласит: у нас
сегодня 36 процентов школ учатся в две, а то и в три
смены. Пора официально признать: такие
школы-муравейники, где дети годами не слышат друг
друга, не только анахроничны, заформализованы,
травмоопасны, конфликтны, не только противоречат
всем элементарным правовым и санитарным нормам,
но и попросту неэффективны в качестве
образовательных учреждений.
Необходимо уравнять в правах традиционные
учебные предметы и клубно-факультативную часть
школьного пространства, с его свободными
кружками, мастерскими, секциями, ремеслами,
компьютерными залами, экстернатами, курсами
подготовки в вузы.
Право на свободный поиск себя в расписании
должно быть подкреплено юридически. Результаты
работы детей могут оформляться в альтернативном
аттестату зрелости личном сертификате.
Каждый ребенок получает кредитную карточку
(образовательный полис), обеспечивающий ему
согласно утвержденному подушевому нормативу,
комплекс образовательных услуг, предоставляемых
школой по его желанию и набираемый учеником по
ходу обучения.
“Кто присмотрит за будущим?”.
Антон Зверев
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
Министерство юстиции разрешило учиться
дома и сдавать школьную программу экстерном.
Экстернат в школе – это бесплатная заочная форма
обучения. Она предусматривает самостоятельное
посещение школы, освоение общеобразовательной
программы.
У такого ученика есть только право на получение
двухчасовой консультации перед каждым
экзаменом.
В той же школе ребенка могут аттестовать по
отдельному предмету хоть за 3 года вперед,
переводить из класса в класс. Но количество этих
экзаменов не должно превышать 12 в год.
По новому положению обучаться экстерном может
даже первоклассник. И если раньше лишь некоторые
школы предоставляли услуги такого рода, теперь
экстерном можно окончить любое учебное
заведение, имеющее государственную аккредитацию
и соответствующий пункт в своем уставе.
“Не ходите, дети, в школу”.
Марина Аникеева
ШКОЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Победители международных и всесоюзных
олимпиад оказались намного интеллектуальнее,
чем среднестатистические дети. Они не только
гораздо лучше справлялись с тестами
пространственного мышления, количественными
(математическими) тестами, тестами на логическое
мышление – это нас не удивило. Но эти школьники
лучше справлялись даже с вербальными
(словесными) заданиями (не будучи гуманитариями),
причем различия были весьма существенными.
А вот как насчет творческих способностей? Здесь
результаты оказались неутешительными:
количество творческих детей в этой выборке никак
не отличалось от любой случайной группы. Более
того, в группе наиболее очевидных победителей
(занявших 1–2-е места во всесоюзных олимпиадах)
процент творческих детей был даже меньше, чем в
случайной выборке!
Другие исследования также подтвердили известный
факт: интеллектуально развитые школьники
стремятся прежде всего к максимальному
результату, творческим интересен сам процесс.
Однако когда тех же олимпийцев попросили
указать, какие способности они считают самыми
важными для научной работы, практически все
школьники независимо от типа их одаренности
считали творческую деятельность, творческие
способности самыми важными. Вот она, готовая
основа для невроза у интеллектуалов.
“Этюды о предметных олимпиадах.
Почему из победителей олимпиад
получаются посредственные ученые,
но хорошие бизнесмены”.
Вячеслав Загорский
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
Наша система образования, как известно,
не любит выскочек. А одаренные в школьном
возрасте именно так себя и ведут – как выскочки.
Они же дети, им не терпится поделиться своими
знаниями. Они тянут руку, вскакивают с мест,
выпаливают свои замечания к месту и не к месту,
сами того не желая, подрывают учительский
авторитет. С ними, конечно, работать трудно. Их
начинают игнорировать. Вот тут-то и происходит
сбой.
“Почему из вундеркиндов
не вырастают вундердеды?”.
Марина Аникеева
ПЕРЕМЕНЫ
“Способными могут быть все” – основной
девиз школы Венгера. Такой подход позволяет
предлагать ребенку в умноженном объеме делать
то, на что позже в человеческой культуре
специального времени не отводится. И если не
торопить события, можно прожить этот возраст
качественно лучше: интеллектуально более
совершенно и с не меньшим интеллектуальном
удовольствием. А умным можно стать, даже не
выбрасывая наспех из жизни формочки и кубики.
Творческим же стать без этих “аксессуаров
дошкольного детства”, увы, просто невозможно,
Как же творить истинные чудеса без Феи с
Волшебной палочкой? Но если постараться, то можно
и с ними придумать для ребенка задачки, которые
не всякий взрослый умеет решать.
Например, построить замысел будущей конструкции
крепости на чертеже в трех проекциях – не слабо?
А замок Снежной Королевы и дворец Василисы
Прекрасной, башни Кощея и Храброго Рыцаря, да так,
чтобы было совершенно ясно всем
незаинтересованным лицам и компетентным судьям
одновременно, кто и где по замыслу самого автора
жить будет.
“Школа Венгера”. Вера Брофман
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
“Детские деревни – SOS” – уже полвека
известная в мире и лишь недавно пришедшая к нам
система воспитания сирот. Строится деревня, в
каждом доме поселяется семья: мама – не по
кровному родству, а по профессии – и с ней дети
разного возраста от разных родителей.
Строятся и содержатся деревни исключительно на
добровольные пожертвования.
Орловская – 16 двухэтажных коттеджей, которым
позавидовали бы и дети “новых русских”, –
выстроена на деньги швейцарки Моники Шаппюи.
“Переустройство страны надо начинать с
воспитания детей. “Детские деревни” – это
модель возрождения семейных и этических
ценностей.
На открытие деревни я приехала вместе с сыном. Мы
были в восторге от деревни: кирпичные дома, цветы,
сад, спортивная площадка. От самого праздника, от
детей. Поразительно, как быстро оттаивают вчера
еще несчастные, с дурными привычками, часто
просто одичавшие дети, попав в атмосферу
собственного дома, где есть мама, братья и
сестры”.
Швейцарская миллионерша Моника Шаппюи:
“Почему я строю деревни для русских детей?”
Интервью Инны Руденко с Моникой Шаппюи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|