ПЕДАГОГИКА Н. ГУЗИКА:
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Николай Петрович Гузик родился 2 ноября 1941
года на Львовщине в семье сельского учителя.
Окончил Мелитопольский государственный
педагогический институт. Работал учителем химии
в школах Одессы. В 1988 году приступил к созданию
авторской школы-комплекса в поселке Южный
Одесской области. Ныне – директор этой школы,
Заслуженный учитель Украины, член-корреспондент
АПН Украины, автор 7 книг и многочисленных
публикаций по проблемам современной дидактики и
методики. В 1994 году школа Н.Гузика была занесена в
реестр ЮНЕСКО.
БИБЛИОГРАФИЯ
Гузик Н.П. Лекционно-семинарская система
обучения химии. – К.: Радянська школа, 1978.
Гузик Н.П. Дидактический материал для обучения
химии, 9 кл. – К.:
Радянська школа, 1979.
Гузик Н.П. Дидактический материал для обучения
химии, 10 кл. – К.:
Радянська школа, 1980.
Гузик Н.П. Учить учиться. – М.: Педагогика, 1980.
Гузик Н.П. Обучение органической химии. – М.:
Просвещение, 1983.
Гузик Н.П. Химия для всех (в 4-х томах). – Одесса:
Наука i освiта, 1998.
Гузик Н.П. Модель школы-комплекса.
Общедидактический аспект и технологические
слагаемые. – Одесса: Наука i освiта, 1999 |
О КОНЦЕПЦИЯХ УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ
Не вдаваясь в детали индивидуального опыта
учителей-новаторов, коснемся основных концепций
их методик.
Первое, что бросается в глаза, – это соответствие
методики содержанию. В этом, конечно же, и кроется
главная причина успеха работы новаторов и их
последователей.
Второе – более полное использование
возможностей дедуктивного подхода к мышлению.
Это обстоятельство вызвало к жизни принцип
подачи материала крупным блоком или применение
так называемых укрупненных дидактических
единиц. Сокращение объема готового для
запоминания учащимися материала высвободило
много времени для проведения разнотипных уроков
по использованию теоретического ядра предмета в
деле.
Третье – применение опережающего обучения.
Запечатлевшийся в памяти теоретический вывод
послужит впоследствии опорой для запоминания
фактов, связанных с ним.
Оперируя знаниями основных закономерностей,
можно изучать остальной материал в любом
направлении, многократно прорабатывая наиболее
трудные и важные его разделы. В этой ситуации
учителя уже не связывает по рукам и ногам логика
изучения материала по программе и учебникам. Он
выбирает начало ознакомления учащихся с той или
иной темой, согласуясь с реально необходимым
временем для ее усвоения.
О КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ УРОКОВ
Типы уроков
Исходной идеей при разработке комбинированной
системы явилась идея повышения активности
учащихся на каждом уроке.
Комбинированная система организации
учебно-воспитательного процесса включает в себя
пять основных типов уроков:
– уроки разбора нового материала,
– комбинированные семинарские занятия
(индивидуальная проработка материала),
– уроки обобщения и систематизации материала
(тематические зачеты),
– уроки межпредметного обобщения и
систематизации знаний (защита тематических
заданий),
– практические занятия (проводятся по
традиционной методике).
Кроме этого, используются комбинированные уроки,
уроки фронтальной проработки материала, диспуты,
конференции и др. На них последовательно
рассматривается каждая учебная тема.
Уроки разбора нового материала
Предназначаются для изучения главного в
содержании темы. Это вводное занятие, на котором
учащиеся знакомятся с новым материалом, изучают
его теоретическую основу.
Во вступительной части урока учитель знакомит
учащихся с темой, ее основными вопросами,
задачами, порядком и планом работы, указывает
литературу по данной теме. Продолжительность
этого этапа урока можно значительно сократить,
если предварительно для каждого ученика
отпечатать необходимые материалы (название темы
и основные вопросы для изучения).
Главная часть урока предполагает неоднократное
объяснение материала учителем и самостоятельное
его изучение учащимися. При всем многообразии
условий, влияющих на положительное отношение
учеников к работе на данном этапе урока, можно
выделить несколько главных: объяснение нового
материала должно базироваться на уже имеющихся у
учащихся знаниях; оно должно быть кратким,
наглядным и содержать только существенное.
Главенствующими методами обучения при первичном
объяснении являются лекция и рассказ, а на
заключительном этапе применяется беседа.
При объяснении материала учитель и учащиеся
пользуются специальной карточкой, в которой даны
основной текст изучаемой на уроке темы и
иллюстрации. Эту карточку, называемую “Опорные
знания”, изготавливаем на прозрачной пленке и во
время объяснения проецируем на экран с помощью
кодоскопа.
Заключительная часть урока отводится для
выяснения непонятных вопросов и фронтальной
проверки знаний учеников. Отметки учащимся на
этом этапе обучения ставить не следует, так как
процесс формирования знаний еще не завершился.
Однако оценивать работу учеников необходимо
(поддержка ученика, похвала, терпеливое
разъяснение всегда хорошо воспринимаются
классом, стимулируют его работу).
Одним из важных аспектов подготовительной
работы учителя к уроку разбора нового материала
является составление графика-расписания.
Ориентировочно он может быть таким:
вступительная часть урока – 3–5 мин., главная
часть – 35–37 мин., заключительная – от 5 до 7 мин.
Для первичного объяснения материала расходуется
от 5 до 7 мин., для вторичного – 10–15 мин., для
заключительного – до 5 мин. На самостоятельную
работу учащихся с “Инструкцией по изучению
темы” отводится 7–10 мин. учебного времени.
Принципы отбора содержания карточки “Опорные
знания”
I. Принцип тематической концентрации материала
Известно, что в действующих программах и
учебниках материал размещается в так называемой
линейной последовательности. Она раскрывает, как
правило, логику познания, характерную для данной
науки, которая часто не согласуется с
субъективной логикой усвоения этих знаний
учащимися. Лучше понимается и усваивается то, что
представлено в целостном, нерасчлененном виде,
так как при этом легче устанавливаются связи
между отдельными частями целого. В соответствии
с принципом тематической концентрации материала
в “Опорные знания” включаем все те основные
знания, которые полностью исчерпывают данную
тему согласно требованиям школьной программы,
хотя они и изложены в нескольких параграфах
учебника.
II. Принцип дифференциации содержания
Принцип отражает внутреннюю структуру карточки.
Исходя из этого, подбирается такой материал,
который, с одной стороны, вытекает из ранее
изученного, а с другой – может служить основой
для вывода новых обобщений (формулировки новых
понятий, правил, принципов и т.д.). Весь
фактический материал “Опорных знаний” должен
находиться в генетической связи друг с другом.
Таким образом, каждый пункт “Опорных знаний”
содержит в себе уже известные учащимся знания и
какую-то долю неизвестных. Причем последние
являются производными ранее усвоенных. Они
выводятся вследствие обобщения знаний или
рассмотрения известного под новым углом зрения.
III. Принцип преемственности содержания и его
восходящего характера
Он должен способствовать поднятию на более
высокий уровень умений совершать
логико-мыслительные операции. Соблюдение
данного принципа позволяет избежать
догматического изучения “Опорных знаний” и
реализовать принципы развивающего обучения.
Комбинированные семинарские занятия
На них организуется фронтальная и
индивидуальная проработка материала учащимися.
При этом выполняется специальная программа их
развития и воспитания. В структуре
комбинированных семинарских занятий выделяем
три части: а) вступительную; б) обучающую; в)
контролирующую.
Основное содержание работы учащихся на
семинарских занятиях определяется
дифференцированными программами “А”, “В”,
“С”. Учитель составляет их до урока и заранее
знакомит с ними учащихся.
Программа “С” – это та ступень, через которую
должны обязательно пройти все учащиеся, так как
без воспроизведения не может быть осмысленных,
осознанных знаний. В этой программе четко
определяем: а) что изучить, что запомнить, какие
опыты и наблюдения провести, какие сделать
выводы; б) где конкретно прочитать о том, что
необходимо изучить, какую работу с учебником или
другим источником информации нужно провести; в)
какую последовательность операций соблюдать при
проведении эксперимента, методика его обработки
и т.д. Другими словами, в программе “С” должен
содержаться необходимый инструктивный материал,
помогающий учащимся усваивать знания на
репродуктивном уровне.
Программа “В” должна научить учащихся приемам и
методам выявления существующих закономерностей.
Она предназначается для осмысления тех знаний,
которые изложены в программе “С”.
В программу “А” включаем задания,
предусматривающие свободное самостоятельное
оперирование знаниями и умениями, имеющимися в
программе “В”. Программа “А” развивает
творческие способности учащихся. Ею завершается
процесс доведения знаний и умений до осознанного
уровня. По программе “А” учащиеся должны
научиться находить и объяснять причины
выявленных в процессе работы над программой “В”
закономерностей.
В соответствии с содержанием дифференцированных
программ комбинированные семинарские занятия
подразделяются на теоретические, практические и
обобщающие. Структура их одинакова.
Урок межпредметного обобщения и
систематизации знаний
Как увлечь тех, кого больше интересует история,
литература, техника – что угодно, только не
химия, и одновременно не оставить без внимания
увлеченных ею? Дать любителям химии возможность
углубляться в любимый предмет, а служителям иных
муз расширять свои познания. Смысл состоит в
использовании химии как инструмента познания
того предмета, которым интересуется ученик.
К примеру, те, кто в дальнейшем хочет стать
химиком-лаборантом, получают задание: создайте
коллектив будущих химиков-лаборантов и
проведите качественный анализ данных
углеводородов; предложите несколько способов
качественного определения воды и углекислого
газа в продуктах сжигания этих веществ;
подберите нужное лабораторное оборудование,
реактивы и принадлежности; объясните, почему
некоторые из анализируемых веществ горят
коптящим пламенем и т.д.
Для тех, кто хочет стать
математиком-программистом, задание иное.
Создайте коллектив учащихся, который смог бы: а)
составить программу для определения числа
изомеров в ряду веществ, общая формула которых
такая-то; б) составить программу для построения
графика зависимости температуры кипения этих
веществ от молекулярной массы; в) составить
алгоритм анализа состава химического,
электронного и пространственного строения
молекул.
Тем, кто увлекается гуманитарными науками,
предлагается создать коллектив будущих
историков, учителей языка и литературы,
переводчиков, журналистов, художников,
библиотекарей и провести такую работу: подобрать
литературу по проблемам строения молекул
органических веществ, составить аннотацию к ней;
написать рефераты о научных работах ученых,
создателей теории строения органических
веществ; выпустить стенную газету под названием
“В мире изомерии”; представить рисунки по теме
“Теория химического строения органических
веществ”, пригодные для демонстрации на уроках;
перевести на иностранный язык текст по теме
“Основные положения теории строения молекул
органических веществ”.
Увлекающиеся медициной и биологией ознакомятся
со школьным медицинским кабинетом и составят
перечень тех органических соединений, которые в
нем имеются. Используя медицинский справочник,
опишут, для чего они используются. Проведут в
биологической лаборатории такой эксперимент:
поместят под микроскоп кожицу лука, капнут на нее
спирта. Будут наблюдать уплотнение цитоплазмы
клеток и постепенное сморщивание кожицы.
Постараются объяснить причину этого явления,
используя данные электронного строения молекулы
спирта.
С программами ребята знакомятся задолго до
урока. Каждый выбирает себе то направление
работы, которое ему нравится. Объединяются в
группы, а один из учеников становится
руководителем. Группа выбирает из всей программы
несколько вопросов. И к уроку межпредметного
обобщения и систематизации знаний готовит
проект по своему направлению, который на этом
уроке защищает. Все остальные принимают участие
в обсуждении и оценивании этого проекта.
Система оценивания знаний, умений и навыков
учащихся
Оцениванию знаний по комбинированной системе
присущ ряд особенностей. Во-первых, она имеет
комплексный характер. Это означает, что оценку
выставляют за выполнение учеником комплексной
программы соответствующего урока. Во-вторых, оно
регламентировано видом работы, выполняемой
учеником. Работа делится на репродуктивную
(программа “С”), частично поисковую (программа
“В”) и творческую (программа “А”). Конечной
целью учения является достижение творческого
уровня усвоения знаний, ибо только он позволяет
успешно формировать убеждения и мировоззрение.
На пути к достижению творческого уровня ученик
овладевает знаниями поэтапно. На первом этапе
усилия учащегося затрачиваются на изучение,
запоминание и воспроизведение учебного
материала. При этом достигается только первый
уровень понимания знаний, называемый в дидактике
осознанием. Осознанное понимание внешне
выражается в способности ученика связно и
последовательно пересказать прочитанное или
услышанное.
Более высокий уровень понимания дидакты
называют осмыслением. Процесс осмысления знаний
связан с проведением сложных умственных
операций, таких как синтез, абстрагирование,
сравнение, обобщение. Обладая осознанным знанием
материала и умением совершать логические
операции, учащиеся способны переносить знания в
новые ситуации. Мы выделяем два подуровня
осмысления знаний.
Первый подуровень характеризуется умением
устанавливать прямые связи и зависимости между
предметами и явлениями. Внешне данный уровень
проявляется в способности ученика совершать
умозаключения по аналогии. Достижение знаний
такого качества предусматривает программа “В”.
Они оцениваются максимально отметкой “4”.
Второй подуровень характеризуется целостным
восприятием материала, умением находить как
внутрипредметные, так и межпредметные связи.
Этот подуровень обеспечивается выполнением
программы “А”. Если ученик безукоризненно
справляется с ее требованиями, то за его работу
ставим отметку “5”.
Общий балл за проект мы называем главной оценкой.
Ее выставляем каждому члену коллектива.
Индивидуальная оценка зависит от главной оценки
и количества и качества работы, затраченной
учеником на выполнение проекта и его защиту. Она
не может быть выше главной оценки.
Оценивание знаний учащихся по комбинированной
системе отличается также тем, что в ее
определении активное участие принимают сами
ученики. Это способствует развитию навыков
самоконтроля и самооценки.
При определении работы класса за четверть
учитель использует три основные оценки: а)
текущие – полученные каждым учеником на
комбинированных семинарских занятиях и
практических работах; б) итоговые тематические –
полученные за выполнение программы
тематического зачета; в) итоговые межпредметные
– за работу над тематическим проектом. Но нужно
помнить, что оценка за четверть не должна быть
средней из суммы всех остальных. Ее выводят на
основании проверки конечных знаний учащихся.
Условия дифференцированного подхода к
учению
Учитель должен помнить, что в классе находятся
ученики с разным уровнем знаний, учебных
возможностей, неодинаковыми мотивационными
установками на урок. В связи с этим преподавание
строят так, чтобы сильные ученики не
сдерживались в развитии, а слабые не торопились в
ущерб усвоения основополагающего материала.
Этого можно достичь, если соблюдать следующие
условия:
1. Обеспечить каждого ученика четкой программой
действий на уроке, соответствующими
инструкциями по данной работе. Тогда хорошо
успевающие ученики смогут идти вперед
самостоятельно.
2. Все содержание материала, излагаемое учителем
устно, должно быть продублировано письменно. Тот,
кто потерял логическую нить устного изложения,
может легко восстановить ее при чтении
соответствующего текста.
3. Новый материал учитель объясняет столько раз,
сколько это необходимо, чтобы основное в нем
усвоил и слабый ученик.
4. Научиться воспринимать душевные проблемы
своих учеников как свои личные. Никогда нельзя
ругать своих подопечных за невнимание на уроке,
ибо это всего лишь их ответная реакция на плохо
организованное преподавание.
А теперь подумай, обеспечиваешь ли ты эти
требования к организации учения? Если нет, то
комбинированная система организации
учебно-воспитательного процесса поможет тебе
успешно справиться с данной и другими проблемами
обучения.
В начале семидесятых
учителя химии говорили с гордостью: “Работаю по
методу Гузика”. А сам Гузик думал над проектом
школы-комплекса.
О том, что будет она пропитана духом делового
сотрудничества. Учителя смогут выбрать, как
работать с ребятами: по Шаталову, по Ильину, по
Гузику или, воспользовавшись этими передовыми
методиками, разработать что-то свое, сделать,
может быть, следующий шаг.
Школа-комплекс виделась Гузику культурным
центром для всех жителей портового поселка. В ее
спортивных залах взрослые и дети стали бы
заниматься гимнастикой, а в киноконцертном и
выставочном залах, в библиотеке, кафе, парке
проводили бы свободное время…
Бывает, и самым скромным мечтам не суждено
сбыться. А эта мечта сбылась! Стоит теперь в
зелени поселка Южный красавица школа, известная
всей Украине своим свободным духом и умением
победно учить каждого ребенка.
Е.Белякова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ГУЗИКАШ.Амонашвили,
Л.Выготский, Я.Коменский, В.Коротов, И.Лернер,
Дж.Локк, Н.Менчинская, Ж.Пиаже, В.Сухомлинский,
Ф.Талызина, И.Унд, К.Ушинский, С.Френе,
Г.Щедровицкий, И.Якиманская |
О ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ (1988)
Наш проект основан на концепции единой трудовой
политехнической школы. Однако в традиционное
понимание вкладывается новый смысл. В чем его
суть?
Считаем, что единство школы можно обеспечить
лишь в том случае, когда у каждого ученика и
педагога есть реальные возможности для развития
своих природных задатков. Именно поэтому
краеугольным принципом построения нашей школы
стал принцип природосообразности. В
соответствии с ним мы выстроили дидактическую
систему, которая позволяет организовать
учебно-воспитательный процесс в приемлемом для
каждого ученика темпе и в желаемом им
направлении. Таким образом, в нашей школе
единообразное обучение заменяется
гармоническим сочетанием дифференцированного и
коллективного обучения.
Единство школы нельзя обеспечить без внедрения в
учебно-воспитательный процесс принципа
комплексности. Этот принцип также
системообразующий в проекте. Школа должна быть
живой, подвижной системой. Чтобы обеспечить
школе такие свойства, мы всем ее структурным
компонентам придали способность
саморегулироваться.
Природосообразность
Принцип природосообразности диктует
индивидуальный темп усвоения детьми школьной
программы. Кроме этого, важно обеспечить условия
для нормального физического развития ребенка.
Ученики 1–4 классов могут обучаться по одной из
трех программ, а именно: то ли по той, которая
рассчитана на усвоение курса начальной школы за
3–3,5 года, то ли по программе с темпом 4–4,5 года, то
ли предусматривающей получение начального
образования за 5–5,5 лет. Ученикам
предоставляется право переходить из одного
класса в другой на протяжении всех лет обучения в
начальной школе.
Как известно, основным видом естественной
деятельности детей младшего школьного возраста
выступает игра. В школе на каждую параллель
классов создаются учебно-игровые павильоны по
чтению, письму, математике, краеведению, труду и
эстетике, где можно и активно двигаться, и при
необходимости выполнять учебную работу, сидя за
ученическим столом. Сценарии игр-уроков
составляются бригадой учителей, работающих в
одной параллели. Вместе с тем создаются условия
для обучения по всем предметам, как обычно, одним
учителем: каждому учителю предоставляется право
выбрать любой вариант организации обучения.
Принцип природосообразности реализуется и в
содержании образования в начальной школе.
Психологи отмечают, что умственные способности
ребенка младшего школьного возраста
пробуждаются и развиваются в процессе его
соприкосновения с реальными предметами и
явлениями окружающего мира. Исходя из этого, мы
связываем содержание учебных предметов с игрой,
трудом, занятиями физкультурой, музыкой,
рисованием, техникой. В нашей школе идут занятия
по гимнастике памяти, которые проводит опытный
психолог. Кроме того, в течение уроков есть время
на разминку памяти и логики.
Сообразно природе выстраивается и режим дня. В
нем мы учли необходимую смену и чередование
видов деятельности. Проведение уроков
планируется во время пика умственной
работоспособности, а именно: между 8 и 10 часами
утра и 15–16 часами дня. Остальное время –
разнообразные виды внеклассной и внешкольной
работы, пребывание на воздухе и отдых.
Принцип природосообразности диктует
необходимость условий для естественного
активного движения детей. Как уже было сказано, в
нашей школе уроки в основном проводятся в
движении. Рекреации заполняются легко
убирающимися гимнастическими снарядами:
качелями, шведскими стенками, турниками.
Ежедневно все занимаются спортивной и
ритмической гимнастикой.
Ориентация всего школьного воспитания детей
младшего школьного возраста на
природосообразность сохраняется в качестве
ведущего принципа и в средних, и в старших
классах.
Дифференцированный подход
В средних и старших классах используется
дифференцированный темп прохождения школьных
программ. Ребятам на весь учебный год по каждому
предмету выдаются три дифференцированные
учебные программы и планы. Одна из этих программ
содержит определенный объем требований по
воспроизведению основополагающего материала
курса; другая – по самостоятельному применению
программных знаний; а третья – требует умений
применять знания творчески.
В конце установленного учебным планом срока
обучения по теме каждый ученик сдает учителю
зачет по тем индивидуальным программам, которые
он успел выполнить.
Принципиально отличается от общепринятой
система организации обучения в 7–11 классах.
Школьникам предлагается на выбор пять
направлений обучения: гуманитарно-общественное,
физико-математическое, химико-биологическое,
реальное, эстетическое. Программа каждого из
направлений делится на базовую и профильную.
Базовая обеспечивает необходимый уровень
среднего образования, а поэтому является общей
для всех направлений. Задача профильных программ
– создание благоприятных условий как для общего
развития учеников, так и для удовлетворения
интересов и развития индивидуальных
способностей детей. В течение первого полугодия
в седьмом классе ребята могут изменять
направление обучения – окончательно выбирать
путь. Можно изменять профиль и в последующих
классах.
Комплексность
Наша школа представляет собой школу-комплекс. В
самом общем виде ее можно охарактеризовать как
совокупность общеобразовательной школы со
школой искусств, спортивной, другими детскими
воспитательными учреждениями системы народного
образования, культуры, базового предприятия и
ДОСААФ. Школа обладает собственным
многопрофильным производством,
сориентированным на производство
сельскохозяйственной и промышленной продукции,
а также на обслуживание населения.
Огромный и сложный организм нашей школы обладает
способностью к саморегуляции. Мы пытаемся
создать такие условия, при которых ученикам
невыгодно будет плохо учиться, а учителям –
плохо работать. Понятно, что свободный выбор
направления обучения – а это означает и выбор
учителей – может лишить недобросовестных
педагогов работы. Но не только в этом кроется
суть факторов, регулирующих стремление детей и
учителей к наивысшим результатам. Поднимаясь
вверх от репродуктивной программы до интересной,
творческой, ученик осознает пользу знаний и
ощущает удовольствие от процесса познания.
Учитель тоже заинтересован в творческом росте
своих воспитанников, ибо тем самым он
обеспечивает и свой профессиональный рост.
Принцип саморегуляции заложен в систему
управления школой. Элементарной ячейкой
учительского коллектива в ней является
предметная кафедра. Она образуется из числа
учителей, преподающих дисциплины профилирующего
цикла. Во главе кафедры стоит заведующий,
избираемый ее членами на два года. Кафедра несет
ответственность за организацию
учебно-воспитательного процесса по своему
направлению. Она же занимается и
хозяйственно-финансовой деятельностью в
пределах средств, отпускаемых для нее дирекцией
школы.
Итак, природосообразность, комплексность и
саморегуляция – вот три кита, на которых
основывается наша экспериментальная школа.
Использованы фрагменты из книги Н.П.Гузика
“Обучение органической химии” и его статей в
“Учительской газете” 1987–1988 гг.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|