ПЕДАГОГИКА С. ЛЫСЕНКОВОЙ:
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Софья Николаевна Лысенкова родилась в
Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и
поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в
1946 г. И сразу стала работать учительницей
начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья
Николаевна сформулировала метод опережающего
обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811,
587. Первую статью о своём опыте “Использование
опорных схем на уроках математики в 1 классе”
опубликовала в 1970 году.
У Софьи Николаевны на уроке – работа. Здесь ценят
время и не тратят его зря. После “здравствуйте,
дети” урок начинается сразу, без разбега. И
учитель здесь – помощник, но без панибратства, он
строг, но без крика, он играет на уроке, но эта
игра присутствует лишь постольку, поскольку она
необходима.
М. Дубровский |
“Считаю профессию ученика самой
трудной на земле”.
“Всем известна истина – дети хотят учиться, но
здесь опускается одно слово: дети хотят хорошо
учиться!”
ОБ ОПЕРЕЖЕНИИ
В свое время и меня очень волновали “слабые
ученики”. Как и многим моим коллегам,
приходилось дополнительно заниматься с детьми
после уроков. Хотя и чувствовала, что пустое это
дело, а занималась. Почему пустое? Один
дополнительный урок для слабого ученика – мало.
Систематические занятия утомительны. Вот и
думает ребенок: “Когда же кончатся эти муки?” А
меня в душе считает не иначе как злой бабой-ягой.
Ни меня, ни отстающих детей в конечном счете не
устраивали дополнительные занятия. И я стала
думать, почему они слабо усваивают материал.
Постепенно пришла к выводу, что многим просто не
хватает времени для усвоения темы.
Значит, нужно дать ребятам это необходимое для
прочного и глубокого усвоения знаний и умений
время, дольше и всесторонне работать с каждой
изученной темой. Но как это сделать, не отставая
от сроков, утвержденных программой? Ответ может
показаться парадоксальным: надо опережать
программу! А для этого требуется по-иному строить
процесс обучения, т.е. урок. Хозяева дорогого
времени – учитель и ученики. Резерв времени
кроется в их общении, взаимодействии,
сотрудничестве, в понимании учителем
особенностей их мыслительной деятельности, в
умении управлять ею, активизировать и
стимулировать.
Опережение – это результат соответствующим
образом организованного учения. К опережению
надо прийти. Поэтому главное – это то, чем оно
достигается.
ОБ ОПОРНЫХ СХЕМАХ
На каком же этапе работы над новой темой слабые и
даже средние ученики становятся пассивными на
уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого
объяснения учителя, когда он использует яркие
предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети
принимают участие в работе, отвечают на вопросы,
а порой и делают правильные выводы.
Я долго пыталась уловить этот этап и вот что
заметила: серьезные затруднения дети испытывают
при переходе от яркой, доступной наглядности к
более серьезному материалу, когда на основе
хорошо усвоенных выводов надо строить свои
суждения. А это часто у некоторых учеников не
получается. Они не могут ни понять с первого
урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает
проявление, а затем и нарастание пассивности.
Включать каждого ученика в активную
деятельность на всех уроках, довести
представления по изучаемой теме до формирования
понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.
Помогают достичь ее так называемые опорные
схемы.
Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы,
которые рождаются на глазах учеников в момент
объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек,
наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами – то,
что они должны постоянно подключаться к работе
на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда
они помогут учителю лучше учить, а детям легче
учиться.
Первоклассники – вчерашние малыши детского
сада. Они мыслят конкретно, образами.
И вот от ярких картинок – игрушек,
иллюстрирующих решения математических заданий,
переходим к опорной схеме, в которой обобщаем
только что проведенный анализ задачи: “Какие же
части, элементы задачи мы выделили?” (Условие,
вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими
словами.
На следующем уроке схема перед глазами детей.
Задание учителя: “Назовите части задачи”. Лес
рук. Ни один ученик не чувствует себя
беспомощным. “Условие, вопрос, решение, ответ”,
– читают дети на схеме хором и индивидуально.
И, наконец, вводятся опорные схемы – наборные
полотна простых задач. Они удобны для анализа,
восприятия главной мысли задачи, выработки
математической терминологии, доказательства
выбора действий вначале в простых, далее и в
составных задачах. Работа по решению задач
проходит интересно (дети с удовольствием,
принимая такую работу за игру, отзываются на
предложение учителя из всех схем выбрать нужную:
“На какую схему будем набирать данную задачу?
Какая схема будет сейчас работать?”), четко
(учитель у доски по схемам задает вопросы, ученик
либо отвечает с места, либо подходит к схемам,
выбирает нужную, поднимает и уверенно говорит:
“Искомое число на ... больше – выполняю
сложение”; безусловно, бывают и ошибочные
ответы, и в таком случае активная реакция –
помощь товарищу), разнообразно (на одной из схем
задача набирается при анализе, другая, с готовым
числовым подбором, часто с рисунками предметов,
используется для составления задачи детьми, но
вот учитель этот набор вынимает и вставляет в
следующую схему – преобразование, снова
составляется задача, по четвертой схеме
предлагается просто доказать выбор действия),
оперативно (не тратится время на записи на доске).
Активный ответ – первостепенное условие высокой
обратной связи, доброго делового контакта на
уроке. Этому и помогают схемы-опоры.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя,
пользуясь схемой (читает ее), снимаются
скованность, страх ошибки. Схема становится
алгоритмом рассуждения и доказательства, а все
внимание направлено не на запоминание или
воспроизведение заученного, а на суть,
размышление, осознание причинно-следственных
зависимостей и связей. Дети дома не учат у нас
правила и формулировки. Обычная наглядность
ожила, заговорила. Ни один даже самый слабый
ученик не чувствует себя беспомощным. Если я
раньше ощущала недостаток обратной связи, когда
на мой вопрос следовало молчание большинства
класса (не выучил дома правила или учил, да забыл,
чего-то недопонял), то теперь резко возросла
учебная активность ребят, интерес к уроку.
Правила и алгоритмы действий, помещенные на
таблицах, учить не задаю. Сколько бед связано с
подобными заданиями!
Опоры на наших уроках стали постоянными
помощниками моим ученикам, условием
бесконфликтного, делового, дружеского общения,
основой уверенности детей в своих способностях
преодолеть трудности учения, импульсом к
активному, заинтересованному труду.
Опоры – это первая движущая сила моей методики.
Есть и вторая. И о ней расскажу подробнее.
О КОММЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ
Признаю на уроке только одну дисциплину –
дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой.
Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая
ребенка плохой оценкой, наказанием родителей,
осуждением окружающих. Но какова цена такой
дисциплины! Мысль и подлинная активность
учеников парализуется страхом, они начинают
ловчить, приспосабливаться. И все это не может не
привести к искривлению личности, пагубно влияя
на всю дальнейшую жизнь, и не только школьную.
Дети, познавшие радость напряженного,
организованного, ведущего к успеху учебного
труда, накапливают огромный запас оптимизма,
созидательной энергии, деятельной активности.
Вот почему так важно правильно организовать труд
школьника на уроке, не допускать пассивного
отбывания времени. Мне удается активизировать
учение ребят, включить каждого в работу с помощью
комментированного управления (так я называю этот
прием). Деятельностью класса на уроке руководит
не только учитель, но и ученики. Сначала сильный
ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все,
что он делает по заданию учителя от начала до
конца и ведет за собой остальных. Очень важно,
чтобы комментированное управление начиналось с
первого дня обучения в школе, с первых шагов
(письмо элементов букв, цифр, проговаривание
слов, решение простейших примеров, задач). Вот как
это происходит на уроке математики.
– Веди, Павлик! (На доске пример.)
– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю
указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два),
получается 7, пишу 7.
– Веди, Юля!
– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”.
10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.
– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”,
пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем
результат (пауза), поднимаем руку.
А вот урок чтения.
Кира моет раму (предложение набирается в кассе).
Маша комментирует – руководи:
– Первое слово в предложении с заглавной буквы.
Ставлю Ки – гласный и, ставлю ра – гласный а.
Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо –
гласный о, ставлю ет – гласный е, замочек т. Слова
в предложении ставлю отдельно. Ставлю ра –
гласный а, ставлю му – гласный у. В конце
предложения ставлю точку.
Тут же вопрос учителя:
– Кто успел вместе с Машей?
“Веди, Петя!”, “Веди, Миша!”. Термин “веди”
вошел в наши уроки вместо традиционного и так
пугающего маленьких: “Отвечай!”
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор
предложения, а это есть не что иное, как опрос. При
этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают,
оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него
зависит работа товарищей. Значит, надо говорить
громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В
результате у всех хорошая дикция, развитая
выразительная речь. А воспитание и в таких
условиях идет как бы само собой. “Ставлю”,
“пишу” – на первых порах это очень существенные
сигналы: “Не отставай, иди за мной”. И действует
это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.
Алеша отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал
задание. Дважды слышится сигнал ведущего:
“Пишу... пишу...” Спохватившись, Алеша быстро
берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать
нельзя – стыдно! Никаких резких напоминаний со
стороны учителя, как это часто бывает (“Куда
смотришь”? Почему не пишешь?”) и на что тоже
уходят дорогие минуты урока. Весь класс
подчиняется управлению учителя, управлению
своего товарища ученика. Повышается авторитет
ответа, внимание к ответу товарища, ведь он
отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит
за партами. Не будешь слушать – не напишешь:
учитель не всегда пишет на доске за ведущим,
только на первом этапе после объяснения нового
материала. А далее пиши за ведущим, слушай
внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает
ведущего и, если надо, одним словом направит или
просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но
если вдруг случилось – ошибка! – лес рук: Таня,
Лена, Витя, Андрюша... готовы продолжить начатую
работу или поправить “неответ”. Все всегда в
курсе дела в классе. Дети раскованны, свободны,
нет страха, что не ответишь, нет никакого
напряжения в работе учителя с ними.
По мере продвижения от 1 класса к 3-му
комментированное управление переходит в
доказательное комментирование – рассуждение
при решении задач, уравнений, при выполнении
сложных грамматических заданий.
Комментированное управление, таким образом,
позволяет решить не только учебные, но и
воспитательные, развивающие задачи. У ребят
вырабатывается гармонический, комплексный
учебный навык (мыслю, говорю, записываю),
воспитывается чувство локтя, товарищества, а
учитель может видеть продвижение в учении
каждого благодаря постоянно действующей
обратной связи “ученик – учитель”. В результате
такой организации труда в классе создается общий
деловой настрой, единый темп учебной работы,
задаваемый самими учениками, причем каждый
подчиняет свои действия указаниям ведущего и в
то же время становится организатором труда
товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и
руководить, и подчиняться.
Комментирование с рассуждениями и
доказательствами – логически целостное
высказывание и возможно только на основе
глубокого знания теории. Использование опор при
ответах позволило развить и постоянно применять
этот способ обучения. А управление – подчинение
всего класса одному ведущему ученику – еще одна
моя находка. В результате неизмеримо вырос
авторитет отвечающего ученика и повысились
внимание всех учащихся, их активность на уроке.
Софья Николаевна не
ходит по рядам, не делает замечаний: “Куда
заехал? Почему криво?” Как она сама говорит, не
мешает детям работать.
Учитель слушает ведущего и, если необходимо,
одним словом поправляет или хвалит. Вдруг –
ошибка. Сразу поднимается несколько рук – готовы
продолжить или поправить. И никакого страха или
напряжения.
Л. Рыбина
БИБЛИОГРАФИЯЛысенкова С.Н. Опорные
схемы и повышение эффективности обучения. – М.:
МГИУУ, 1972.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.:
Педагогика, 1985.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. –
М.: Просвещение, 1988.
Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на
творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995.
Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.:
Изд-во “Школа-пресс”, 1997.
Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в
современной общеобразовательной школе. – М.:
Педагогика, 1980.
Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. –
Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989 |
О ПЕРСПЕКТИВНОМ ИЗУЧЕНИИ
Цель перспективы
Опорные схемы и комментированное управление
обеспечивают дружную работу всего класса и
быстрое продвижение в учении всех ребят. В
результате на каждом уроке появляется резерв
времени, а значит, возможность выполнять большое
количество разнообразных упражнений по
закреплению и повторению изученного, а также
обобщению знаний, выработке прочных умений и
навыков. Кроме того, что не менее важно, это
позволяет работать на будущие темы программы,
осуществлять их перспективное изучение, или
перспективу.
Цель перспективы – увеличить время на усвоение
трудных вопросов, тем и разделов программы.
Благодаря перспективе можно дать каждому
ученику и всем вместе столько часов, сколько
необходимо, учитывая не на словах, а на деле
индивидуальные особенности и возможности. И
успевать все на уроке, без дополнительных
занятий.
Перспективная подготовка – это попутное
включение в уроки трудных и наиболее важных
вопросов курса путем их приближения к изучаемому
в данный момент материалу.
При этом постоянно и активно используются
опорные схемы (обобщающие таблицы), комплекты
карточек – опор (по темам). Они дают возможность
после первого введения в тему оперативно
проводить на уроке многократное повторение и в
то же время перспективно подводить детей к
обобщению всей темы, усилив работу по наиболее
трудным ее разделам. Материал для перспективной
подготовки беру из учебника, но использую и
дополнительные микроупражнения,
конкретизирующие, развивающие основные
положения, правила.
После такой подготовительной работы, когда
подходит время введения новой темы, требуется на
ее изучение гораздо меньше времени, ведь многое
уже знакомо ребятам. Основное внимание уделяем
обобщению и закреплению знаний. Появляется еще
больше времени для углубленной работы по
усвоенному материалу и для дальнейшей
перспективной подготовки. Так создаются условия,
обеспечивающие опережение. Недостаток времени
перестает довлеть над учителем, создается
спокойная, деловая обстановка, благотворно
влияющая и на учителя, и на учеников, исчезает
страх чего-то не успеть. Время из всегдашнего
противника учителя становится его союзником.
Работа по трудной теме рассредотачивается,
ведется последовательно от простого к сложному и
обязательно до выработки прочного навыка.
Великий И.П. Павлов говорил, что в педагогике, как
и в лечении, главное – постепенность и
тренировка.
Постепенно, последовательно, от самого простого
(конкретного) к самому сложному, абстрактному и
до выработки навыка – для этого надо время! Оно
нами найдено!
Основные этапы работы по трудной теме
Первый этап – перспективная подготовка:
медленное, последовательное знакомство с новыми
понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идет
активное развитие доказательной речи с
использованием опор. Выполняются практические
работы только при комментированном управлении.
Второй этап – работа по учебнику: уточнение
понятий и обобщение материала. Школьники уже
сознательно ориентируются в схеме-обобщении,
владеют доказательствами, справляются с
самостоятельными заданиями в школе и дома.
Домашнее задание дается по трудной теме на
достаточно подготовленном материале. Именно на
этом этапе создается опережение, так как в
перспективный период многие задания из учебника
уже выполнены.
Третий этап – использование сэкономленного
времени (создавшегося опережения). Схемы уходят,
формируется навык беглого действия. На этом
этапе выдвигается новая перспектива.
Что дает опережение?
1. Домашние задания все дети выполняют быстро и
самостоятельно.
2. Каждый ученик работает успешно, на уровне
максимальных возможностей, и все продвигаются
вперед в своих знаниях и умениях. Развиваются
взаимопомощь и сотрудничество, внимание друг к
другу, мышление, речь, самоконтроль и самооценка.
3. Знания и умения учеников (это показывают и
результаты контрольных работ) – хорошие и
отличные. Создаются условия для бесконфликтного
обучения, реального сотрудничества с родителями
ребят в их воспитании и развитии.
И главное, нет напряжения, перегрузки в работе
учителя и учащихся, спешки и нервозности. Есть
время для углубленной работы с каждым учеником.
Все действия выполняются детьми осмысленно,
обоснованно и аргументированно. “Доказываю,
вспоминаю правило, проверяю”, – звучит голос
ведущего ученика. Ни шагу без мысли!
О НАСТОЯЩЕМ УРОКЕ
Когда на все и на всех хватает времени
Когда спрашивают, что такое настоящий урок, я
обычно отвечаю: “Прежде всего такой, на котором
на все и на всех хватает времени и внимания”.
“Беречь время” – нередко говорят по традиции. А
нужно выигрывать время, считаю я. Выигрывать для
большого количества упражнений, для постоянного
повторения, для успешного продвижения вперед
всех и каждого.
Я очень люблю свою профессию. Вот уже почти 40 лет
работаю учителем в начальных классах. С каждым
годом все больше моих коллег приходят и
приезжают ко мне с одной просьбой: “Дайте
открытый урок!” Сколько их уже дано за
десятилетия! Для района, для города, для всех, кто
хочет перестроиться, кто хочет, чтобы не погас в
глазах учеников огонек познания, чтобы учебный
труд приносил детям радость успеха, а не муки и
горечь неудач.
Воспитание неотрывно от обучения. Результаты
труда маленького ученика управляют его
настроением, отношением к учению, определяют его
положение и самочувствие в коллективе
сверстников.
Разумеется, интерес к уроку зависит и от выбора
учебного материала. Он должен быть интересный,
живой и разнообразный, чтобы можно было
поговорить, поразмышлять на самые разные
волнующие детей проблемы их повседневной жизни:
о дружбе и товариществе, об отношении к труду,
людям, природе, событиям в жизни класса, школы,
страны. И говорить об этом нужно не от случая к
случаю, а на каждом уроке. Повод для такого
нравственного разговора – беседы (пусть и
короткой) всегда найдется.
Когда ребенок переживает успех
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия,
желания и умения учиться считают создание
условий, обеспечивающих ребенку переживание
успеха в своей учебной работе, ощущение радости
на пути продвижения от незнания к знанию, от
неумения к умению, т.е. осознание смысла и
результата своих усилий. Организуя урок, работая
с детьми, стремлюсь так управлять их
деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый)
почувствовал окрыляющую силу успеха. В чем вижу
особую действенность этого “средства
обучения”?
Успех в труде – первостепенное условие
становления личности человека.
Успех в труде – это внутренний комфорт,
радостный настрой, когда дело спорится.
Для школы это особенно важно. Ребенок, если его
усилия не венчаются успехом, начинает терять
веру в свои возможности. Постоянные неудачи
отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно
ничего не получится. Опытные педагоги хорошо
знают это. Они никогда не злоупотребляют
попреками, замечаниями, двойками. Напротив,
стараются поддержать ученика, потерпевшего
неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить
даже за незначительный шаг вперед.
Успех в труде – это основа взаимопонимания между
учителем и учениками, между родителями и детьми,
учителем и родителями, а значит, нетерпение
завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один
из результатов, показателей успешности и
учительского труда.
“Когда дети овладевают саморегуляцией учебной
деятельности
Для того, чтобы поддерживать учебную активность
всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников,
быть внимательным к ним, вовремя заметить
усталость, переключить внимание, чтобы сохранить
работоспособность. И еще. Нужно обязательно
помогать им в процессе познания: так управлять их
учением, чтобы дети постепенно овладели
саморегуляцией своей деятельности, своего
учебного труда. Именно на это направлены все
элементы нашей методической системы.
Так, комментированное управление, работа по
схемам-опорам помогают детям осознавать,
осмысливать все происходящее на уроке,
объяснять, обосновывать, доказывать свои
действия. Вот почему в результате все ученики
умеют хорошо и связно говорить, логично
рассуждать при решении задач, выполнении
грамматических упражнений.
Перспективное, пропедевтическое изучение
трудных тем, вопросов помогает хорошо их усвоить,
предотвратить отставание, практически исключить
недочеты и пробелы в знаниях. Опережение в
изучении важнейших тем, работа на перспективу –
это не только глубокие и прочные знания, но и
резерв времени. Вот почему нам всегда его хватает
и незнакомо чувство цейтнота. Мы работаем
спокойно, не спеша и не торопясь, так как
создавшийся в результате опережения резерв
времени позволяет быть уверенным: любые
затруднения мы сможем преодолеть, неоднократно,
если нужно, обратиться к сложному материалу и
проштудировать его.
Наши ученики избавлены от механического
зазубривания правил и формулировок. Они
усваивают их осмысленно: составляют правило по
данной им схеме-опоре, выполняя практическое
задание (решение задачи, примера, уравнения).
Таких схем-опор не так уж много. Все хорошо в меру!
Схемы-опоры обеспечивают и более высокую
работоспособность, а также энергичный темп
урока. Необходимые для выполнения заданий
правила детям не нужно вспоминать, тратя на это
драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не
читают – усвоили, обрели сознательный навык
работы в соответствии с правилом. А еще через две
недели и схема снимается, она больше не нужна.
Комментированное управление – тоже движущая
сила урока, когда каждый вовлекается в дело.
Допустим, комментирует сильный ученик – все
стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы. А
если комментирует слабый, он тоже старается изо
всех сил: ответственность – ведь он ведет целый
класс, и товарищи идут за ним.
Комментированное управление, объединяя три
действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет
сделать учебный труд осмысленным и одновременно
обеспечивает обратную связь: дает учителю
возможность контролировать уровень знаний
учеников, вовремя заметить отставание,
обеспечить продвижение в овладении знаниями и
умениями, т.е. успех ученика.
Опорные карточки по разным темам программы
(математики и русского языка) помогают в одном
случае своевременно предупредить ошибку, в
другом – проработать (тут же, на уроке)
допущенную, в третьем – провести
профилактическое обобщенное повторение.
Когда идет урок сотрудничества
Создание в классе спокойной обстановки,
доброжелательность и взаимопомощь, чувство
коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха.
Дети раскованны, свободны, никакого страха в
ожидании вызова, работают активно и с
удовольствием, потому что внимание учителя
сосредоточено не на ошибках и промахах, а на
удачах и победах, пусть самых маленьких.
Именно такой урок сотрудничества, на котором у
всех все получается, и рождает чувство успеха в
учении, желание и готовность решать все более
трудные задачи, идти вперед по дороге познания.
Использованы фрагменты из книги С.Н.Лысенковой
“Когда легко учиться”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|