ПЕДАГОГИКА С.ФРЕНЕ:
1896–1966
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Селестен Френе родился 15 октября 1896
года в Гаре. В 1913–1914 гг. учился в нормальной школе
в Ницце. Организатор и руководитель
экспериментальной начальной школы
в Бар-сюр-Лу в 1920–1928 гг.,
в Сен-Поле – в 1928–1934 гг., в Вансе – в 1934–1966 гг. В
1927 году организовал “Кооператив сторонников
светской школы”, в 1957 году – “Международную
федерацию сторонников новой школы”. Издатель и
главный редактор журналов “Воспитатель” и
“Детское искусство”. Умер 7 октября 1966 года в
Вансе.
Школа Френе – школа, общедоступная для детей, но
элитная для учителей. Поэтому ее вполне можно
назвать современной, но никак не назовешь модной.
Н.Месхи
БИБЛИОГРАФИЯ
Френе С. Избранные педагогические
сочинения. – М.: Прогресс, 1990 |
О КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВОСПИТАНИЯ
(Опубл. в 1969)
Цели воспитания
Сами цели воспитания должны быть полностью
пересмотрены.
Какими мы хотим видеть наших детей?
Для большинства родителей значение имеет не
всестороннее развитие личности их детей, а
образование – достаточное, чтобы выдержать
экзамены, занять престижное место, поступить в
такой-то институт или обосноваться в таком-то
учреждении. Что же касается общества, то оно
слишком занято злободневными политическими
заботами и не думает о том, что будет через десять
или двадцать лет. Его беспокоит лишь ближайшее
будущее, и оно требует от школы подготовки детей
только к достижению ближайших целей.
В противовес концепциям, не берущим в расчет
интересы ребенка, мы должны сформулировать
истинную цель воспитания: максимальное развитие
личности ребенка в разумно организованном
обществе, которое будет служить ему и которому он
сам будет служить. Тогда ребенок осуществит свое
предназначение, приобретет достоинство и
стойкость, а став взрослым, будет эффективно
трудиться без лжи и корысти над созданием
гармоничного и упорядоченного общества.
Мы знаем, что это идеал. Его, однако, нелишне было
сформулировать, чтобы работники просвещения
ясно видели перед собой цель, к которой они
должны стремиться, порой даже не имея
единомышленников.
Школа, ориентированная на ребенка
Школа завтрашнего дня будет сориентирована на
ребенка – члена общества. Его основные
потребности, зависящие от потребностей общества,
определят и физический, и умственный труд,
которым он должен заниматься, учебные предметы,
которые он должен изучить, а также систему
приобретения знаний и навыков, формы обучения.
Это будет полное обновление педагогики, которая
станет разумной, эффективной, гуманной и поможет
ребенку в полной мере осуществить свое
человеческое предназначение.
Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в этом
помогаем
Можно довольно точно определить основные
функциональные потребности общества, на
основании которых государство устанавливает
более или менее произвольно свои требования и
ограничения. Гораздо труднее глубоко понять душу
ребенка, его психологию, его склонности,
возможности, устремления, богатство его натуры.
Но именно исходя из этого знания, мы должны
строить нашу воспитательную деятельность.
Конечно, за последние полвека были достигнуты
некоторые успехи в изучении детской психологии,
но они еще не могут послужить нам достаточно
надежной опорой.
Поскольку мы пока не можем методично, на научной
основе познать детей и, исходя из этого знания,
предоставить каждому ребенку соответствующее
образование, удовлетворимся тем, что создадим
для них среду и технические средства, способные
помочь становлению их личности. Мы лишь
расчищаем для них дороги, и каждый выберет свою,
отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и
запросам.
Поэтому во главу угла ставится не заучивание
материала, не приобщение к азам тех или иных наук.
Главным для нас является следующее:
а) здоровье ребенка, его стремление к знаниям,
развитие его творческих возможностей, присущее
его природе желание постоянно двигаться вперед,
к максимально полной самореализации;
б) благоприятная среда, в которой воспитывается
ребенок;
в) оборудование и технические средства,
обеспечивающие естественный, живой и
всесторонний воспитательный процесс.
Школа будущего – школа труда
Это не означает ни использования физического
труда как иллюстративного дополнения к
умственной работе в школе, ни преждевременной
ориентации на производительный труд учащихся, ни
вытеснения умственной работы и художественного
творчества профессионально-техническим
обучением. Труд станет основополагающим
принципом, движущей силой и философией народной
школы, той деятельностью, которая обеспечит
нашим ученикам усвоение всех необходимых знаний
и навыков.
Такая обновленная и оздоровленная школа станет
неотъемлемой частью окружающей жизни, от которой
она в настоящее время оторвана.
Светлая голова и умелые руки – лучше, чем ум,
перегруженный ненужными знаниями
Итак, учебный процесс должен строиться на труде.
Это значит, что школа окончательно отвергнет
давно уже обреченную тенденцию к пассивному и
формальному обучению. Будет полностью
пересмотрена теория становления личности и
связанная с ней проблема усвоения знаний, и школа
осуществит свое истинное предназначение –
помогать ребенку строить свою личность
посредством созидательной деятельности.
Теоретически необходимость такого обновления
признана сегодня всеми, на практике же
обладателям светлых голов и умелых рук
приходится вести нелегкую борьбу, чтобы пробить
себе дорогу в жизни.
Разумная дисциплина – результат
организованного труда
Это педагогическое и социальное обновление
несет с собой глубокий функциональный порядок в
организации учебы и труда, высокую эффективность
учебного процесса, проистекающую из его гуманной
рационализации. Все это способствует
гармоничному развитию личности в обновленном
обществе.
Школа завтрашнего дня не превратится, как это
пытаются представить хулители всего нового, в
царство анархии, где учитель оказался бы
лишенным необходимого авторитета. Напротив,
будучи лучше организованной, она станет более
дисциплинированной. Исчезнет лишь показная,
формальная дисциплина, без которой рухнули бы
устои сегодняшней школы. Дисциплина же школы
завтрашней станет естественным выражением и
результатом функциональной организации жизни и
деятельности школьного коллектива.
Таким образом, проблема дисциплины отходит на
второй план, а в центре нашего внимания
оказывается материальная, техническая и
педагогическая организация работы в школе,
которая должна стать главным и решающим фактором
совершенствования учебного процесса.
Школа ХХ века для человека ХХ века
Нельзя более мириться со школой, которая отстала
от своего времени на сто лет, с ее пустословием,
прописными истинами, безнадежно устаревшими
учебниками, письменными работами, с зубрежкой и
отбарабаниванием уроков. И это – в век
фотографии, кино, грамзаписи, радио, пишущих
машинок, железных дорог, автомобилей и самолетов!
Этот контраст, которого, как ни странно, не видят
ни учителя, ни родители, ни власти, наглядно
показывает назревшую необходимость перемен во
имя тех гуманных целей, которые мы поставили
перед собой.
Перемены должны иметь фундамент
Эти преобразования, эта модернизация не
совершатся по чьей-то прихоти, под влиянием моды
или даже по постановлению властей.
Речь вовсе не идет о том, чтобы уничтожить все,
что было в прошлом, принеся его в жертву
тревожному и беспокойному будущему. Перемены
должны быть уравновешенными и гармоничными. Это
значит, что воспитание будет опираться на
семейные традиции, на достижения предшествующих
поколений. При всем стремлении властей к
переменам они не могут быть продиктованы сверху,
они произрастают из самой жизни, насыщенной и
разнообразной. И только такая жизнь способна
воспитать будущих строителей нового мира,
который придет на смену старому миру,
распадающемуся на наших глазах словно карточный
домик.
Народная школа не может существовать без
демократического общества
Да, мы настаиваем на связи наших будущих
свершений с прошлым. Но это не стремление к
сохранению существующего политического и
экономического порядка. Напротив, заблуждаются
те, кто по робости строит всякого рода иллюзии:
будто бы в условиях хаоса в обществе можно
построить школу, способную стать моделью будущих
социальных свершений.
Опыт доказывает обратное. За редкими
исключениями школа никогда не была в авангарде
общественного прогресса. Правда, теоретически
это возможно, но в действительности связи школы с
семьей, обществом, политической системой столь
тесны, что она никогда не сможет разорвать их.
Школа всегда несколько отстает от общественного
развития. Наша задача – сократить этот разрыв,
что само по себе уже будет большой победой.
Френе создал
прообраз программированного обучения –
обучающую ленту, к которой прикреплялись
последовательно карточки с информацией, с
упражнением, вопросом или задачей и контрольным
заданием. Каждый составляет с помощью учителя
индивидуальный недельный план, в котором
отражаются все виды его работы.
Г.Селевко
Учебная работа в школе Френе часто выглядит
как цепь творческих актов, что повышает
самостоятельность и заинтересованность детей,
прививает вкус к приобретению новых знаний, дает
почувствовать радость открытия.
Б.Вульфсон |
О ЖИЗНИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
(Опубл. в 1969)
Общее собрание
Итак, мы с вами находимся – так начал бы передачу
диктор на радио – в однокомплектной сельской
школе, где учатся около тридцати мальчиков и
девочек в возрасте от шести до четырнадцати лет.
Мы начинаем наш рассказ с субботнего вечера, с
последнего часа занятий, посвященного
еженедельному общему собранию школьного
кооператива.
Председатель садится за учительский стол
(подмостки упразднены, на них установлен столик с
наборным станком). Рядом с ним секретарь. Ученики
рассаживаются, где им нравится: классная комната
превратилась в зал собраний.
Учитель скромно усаживается в глубине класса,
кто-нибудь из малышей жмется к его коленям, как бы
ища дружеской поддержки и защиты.
Секретарь читает протокол предыдущего собрания,
затем рассматривается финансовое положение
кооператива.
Класс переходит к обсуждению вопросов, стоящих
на повестке дня.
Надо ли купить крольчиху?
Закупать ли больше фильмов?
Многие ученики просят заказать такие-то
пластинки, нужны ли они нам?
Казначей объявляет, сколько наличных денег в
кассе – это как бы барометр всех планов. Учитель
высказывает свою точку зрения на необходимость
тех или иных покупок.
Затем все вместе читают стенную газету, которая
дает возможность глубоко проанализировать жизнь
школьного коллектива за прошедшую неделю.
В течение недели ученики записывают там свои
претензии, отмеченные ими ошибки и недочеты в
работе школы, свои предложения и пожелания,
касающиеся жизни всего класса. Каждая запись
должна быть подписана. Такая газета обобщает
реакцию детей на несовершенство работы
школьного механизма.
Секретарь зачитывает записи, которые тут же
обсуждаются. Иногда под удар попадает и сам
учитель. “Я бы хотел, чтобы уделялось больше
времени научным опытам”, “Историю так не
преподают!” Все это тоже обсуждается. Учитель
охотно соглашается с критикой, признает
отдельные ошибки, недостатки учебных программ,
собственные слабости. Каждый может ошибаться…
Постараемся исправиться…
После того как все записи прочитаны,
председатель спрашивает: кто еще хотел бы
что-нибудь сказать? В такой почти семейной
обстановке, располагающей к самокритике, даже
самые робкие решаются высказаться. Им предлагают
написать свои замечания и предложения в
следующем выпуске газеты.
Ничто так не полезно с нравственной точки зрения,
как этот коллективный анализ жизни класса,
одновременно критический и конструктивный. Сама
обстановка коллективного обсуждения исключает
злословие, клевету, мелочные склоки. Всякое
проявление недоброжелательности будет сразу же
разоблачено и высмеяно. После нескольких
выпусков газеты (нужно время, чтобы класс
освободился от привычки к пассивности, к
неукоснительному повиновению, от превратно
понятого чувства товарищества, от всего, что
прежде было законом школьной жизни) ученики
проявят редкую лояльность и, главное,
удивительную смелость. При этом дружба почти не
страдает: можно критиковать друг друга и
оставаться хорошими друзьями, если все искренни
и доброжелательны.
Для особо серьезных проступков
предусматриваются наказания. Бюро кооператива
недавно предложило учредить строгий кодекс,
определяющий соответствующее наказание за
каждое нарушение. Но это оказалось практически
ненужным.
В школьной работе так же, как и в семейной жизни,
не следует слишком рассчитывать на всевозможные
наказания, которые будто бы помогут решению
каких бы то ни было проблем. Коллективная
критика, признание своих ошибок, чувство локтя и
желание исправиться, как правило, достаточно
эффективны. Единственный действенный метод
наказания – обязать провинившегося загладить
проступок или возместить нанесенный классу
ущерб: пусть починит то, что сломал, вымоет то, что
испачкал, или просто поможет в каком-нибудь
полезном деле. За некоторые нарушения
предусматривается небольшой штраф, который
поступает в кассу кооператива. Вот вам и двойная
выгода!
Итак, критические замечания выслушаны,
постараемся, учитывая их, отладить работу
школьного механизма. Вот Шарль, ответственный за
чистоту в классе, хотел бы заниматься чем-нибудь
другим. Ему возражают, что он был назначен на
месяц и должен потерпеть еще неделю.
Действительно, ребенок должен с малых лет
приучаться сдерживать перепады своих
настроений, подчиняться правилам и выполнять
порученное ему дело.
– Кто будет рисовать стенную газету?
– Мы собираемся всей школой пойти на мельницу.
Кто договорится с мельником и возьмет на себя
организацию экскурсии?
– Давайте составим список докладов, намеченных
на ближайшие две недели. Мы вывесим его на
классном стенде. У кого уже готовы доклады?
Бывает так, что звонок, возвещающий о конце
занятий, давным-давно прозвенел, а мы все еще
сидим, с увлечением разрабатывая план работы
класса, которая таким образом становится личным
делом каждого ребенка. Школа становится его
школой.
И это наша первая важная победа!
Наша педагогическая программа
Новый дух нашей школы ощущается в поведении
детей еще до того, как они войдут в класс.
Мы не сторонники мертвой тишины, которая, как
утверждают некоторые, должна наступать сразу
после звонка. Мы хотим, чтобы наша школа стала для
детей родным домом, куда они приходят с радостью,
где могут без боязни выразить свои чувства и
поделиться своими мыслями. Не будем же подменять
эти столь благотворные положительные эмоции
сухим формализмом, жалкой пародией на
дисциплину.
Мы не настаиваем на соблюдении формул
вежливости. Вот ребенок бежит к нам, торопясь
поделиться каким-нибудь открытием, сделанным по
дороге в школу, или сообщить свои новости. Он так
спешил, что даже забыл поздороваться, но разве
эта сердечность, это доверие – не самое лучшее из
приветствий? Мы далеки от того, чтобы своими
наставлениями или высокомерием подавить это
доверие, это радостное стремление детей
поделиться тем, что их переполняет. Наоборот: мы
стараемся глубоко проникать в их интересы и
потребности, постоянно учитывая их в нашей
педагогической работе, чтобы школа отвечала
желаниям и стремлениям детей, которые они так
доверчиво открыли нам.
Если кто-то из детей молча стоит в стороне,
серьезный и грустный, это встревожит нас, и мы
постараемся выяснить, что же стряслось. Сколько
детских драм мы узнаем, а ведь иной раз вся жизнь
человека может сложиться иначе, если его вовремя
выслушают.
Если мы добьемся таких товарищеских отношений,
достигнем единения в высшем смысле этого слова,
то ребенок не будет, как раньше, оставлять за
порогом школы свои интересы, радости и печали,
свою эмоциональность, свои лучшие качества, не
будет в школе лишь своей жалкой и пугливой тенью.
Теперь он сможет быть самим собой в своей школе. И
вместе с ним войдет в школу сама жизнь, такая
сложная и такая хрупкая.
Опора-барьер
Как правило, мы стремимся использовать все
богатство детских эмоций для первой
коллективной работы, с которой начинается день в
школе. Но в понедельник мы делаем исключение из
этого правила, так как у нас есть более
неотложное дело: организовать работу и жизнь
класса на всю предстоящую неделю.
Вопреки мнению некоторых теоретиков нового
воспитания мы не считаем, что надо во всем
полагаться на склонности и желания самих детей.
Это означало бы ввести их в заблуждение, и первое
же столкновение с реальной жизнью, с
требованиями окружающей социальной среды
оказалось бы для наших воспитанников весьма
болезненным.
Мы не ориентируем детей на то, чтобы они
впоследствии пробивались в жизни, полагаясь лишь
на волю случая или на собственную силу и
ловкость. Мы тщательно организуем жизнь школы,
чтобы естественным следствием нашей организации
стали уравновешенность и гармония, которые
снимут все проблемы, связанные с дисциплиной.
Эта организация нашей работы обусловлена
реальной ситуацией, которую мы обозначили
понятием опора-барьер. Семья, природа, общество,
отдельные личности создают определенные
барьеры. Они могут тяготить человека в большей
или меньшей степени, но их нельзя ни отодвинуть,
ни сломать. Вместе с тем на эти же барьеры человек
может в трудном случае опереться.
До настоящего времени в работе педагогов
учитывалась главным образом “барьерная”
функция, тем более что ею трудно пренебречь. Но
компенсирующая “опорная” функция совсем не
использовалась. Школа, изолированная от внешнего
мира, боящаяся его динамизма, не могла получить
помощи ни от семьи, ни от общества. Все замыкалось
на личности учителя. Даже на природу эта школа
опиралась слишком робко и слишком редко. Мы
стараемся восстановить гармоничное соотношение
этих двух функций.
В организации нашей работы непременно будут
учитываться барьеры. Наша школа такая, какая
есть, – класс тесноват, освещение недостаточно.
Общество тоже ставит свои барьеры. В их числе
есть общие – программы и учебные планы, которыми
следует руководствоваться, и специфические –
привычки, традиции, общественное мнение,
требования родителей и местных властей. Мы будем
также учитывать все эти факторы, стараясь по
возможности использовать их и как опору.
Мы должны организовать жизнь школы в рамках этих
опор-барьеров, раздвигая, насколько возможно,
барьеры, укрепляя и систематизируя опоры. Первую
задачу традиционная школа решила путем жесткой
классно-урочной системы и неукоснительного
следования учебным программам. Что же касается
опор, то их использование сводили к минимуму,
чтобы упростить работу, поскольку школа
панически боялась всего сложного и
многообразного.
Нужно было найти что-то новое, чтобы восполнить
этот пробел. Практическим решением проблемы
стала наша система планов работы.
Планы работы
Предусматриваются следующие виды планов:
1) Общие планы на год, которые, хоть и в новой
форме, в основном отвечают требованиям учебных
программ для четырех классов начальной школы –
подготовительного, начального, среднего и
старшего.
2) Общие планы на месяц для каждого класса.
Эти планы составляют учителя.
3) Индивидуальные планы на неделю, которые
составляются в понедельник утром в соответствии
с годовыми и месячными планами.
А вот и наши выводы:
– Ребенок – и удивительно, до чего взрослые на
него в этом похожи! – видит учебу как ровное,
однообразное и слишком большое поле, которое
надо возделать. Он заранее робеет перед
огромностью задач. Разбив поле на участки, мы
упростим работу, сделаем ее более доступной. Так
же должны поступать и все учителя: четко
определив границы работы, они помогут ребенку
обрести смелость и уверенность.
– Если ребенок сам составил свой план работы
(конечно, с помощью учителя и своих товарищей) в
рамках определенных задач, осознав их или приняв
на веру, он будет стремиться выполнить его, не
желая потерпеть досадную неудачу.
– План работы дает ребенку некоторую
самостоятельность в распределении своего
рабочего времени. В традиционной школе стоит
ученику закончить работу, как ему тут же дают
новое задание. И дети поступают, как солдаты в
армии, – растягивают работу, как бы соревнуясь,
кто закончит последним… Странное получается
воспитание. Правда, некоторых, хотя далеко не
всех, подстегивает дух соперничества, а также
страх наказания. Но в этом тоже нет ничего
хорошего.
Имея план работы, ученик старается выполнить ее
как можно быстрее, что вовсе не обязательно идет
в ущерб качеству. Ребенок хочет превзойти себя –
это вообще ему свойственно. У нас дети работают
быстро. Это важное достижение.
Но наша методика эффективна лишь тогда, когда
условия плана выполняются не только учеником, но
и учителем. Если, например, кто-то из детей
закончил всю свою работу в пятницу, а в субботу
хочет просто почитать или поиграть, вы не должны
возражать.
В идеальном классе, использующем с максимальной
выгодной комплекс опор-барьеров, весь учебный
процесс должен строиться на индивидуальных
планах работы, составленных в рамках общих
планов.
Прекрасно сознавая несовершенство нашей школы,
мы нашли компромиссное решение: каждый день
несколько часов отводится для коллективной
работы одной или нескольких групп. Наконец,
нельзя забывать, что ребенок работает в
коллективе и коллектив должен знать обо всех
достижениях – как индивидуальных, так и
групповых.
Текст для набора и “комплекс интересов”
Итак, работа распланирована на всю неделю. Мы
вывешиваем планы на фанерном стенде, прибитом к
стене под книжными полками на такой высоте, чтобы
каждый ученик мог по мере выполнения работы сам
заштриховать соответствующие клеточки в своем
плане.
Начинается день с коллективной работы,
находящейся, так сказать, в центре всей школьной
жизни, – это текст для набора.
Методика этой работы: ученики читают тексты,
которые они написали коллективно или каждый в
отдельности, в школе или дома. Затем общим
голосованием класс решает, какой из текстов
достоин быть напечатанным.
Школьная типография помогает нам прочно
внедрить эти формы работы в
учебно-воспитательный процесс и утвердить таким
образом центральное место, которое она быстро
завоевала среди новейших методов и средств
обучения.
Как же мы будем действовать?
Можно, конечно, предложить детям план занятий по
разным мастерским, заранее составленный,
рациональный и научно обоснованный. Но при этом
мы не достигнем того духовного единения, которое
рождает культуру труда, органически связывая
учебу с творчеством и создавая тем самым
гармоничную личность.
Разница может показаться совсем незначительной
– всего лишь мотивация, но для нас мотив – это
все, это сама жизнь. Тот, кто пришел к осознанию
этой истины, владеет педагогическим методом,
наиболее полно отвечающим подлинным целям
воспитания.
Мы говорим о комплексе интересов. Наша школа
трудового воспитания находится в самой гуще
жизни, и ее работа обусловлена разнообразными
движущими силами этой жизни. Благодаря школьной
типографии можно постоянно держать руку на
пульсе подлинных доминирующих интересов детей.
Мы определяем комплекс направлений, в которых
развивается настоящая жизнь детей. А задача
педагогов – максимально помочь им в реализации
их физических, духовных и творческих потенций, в
раскрытии доминантных способностей.
Использованы фрагменты из книги С.Френе “Новая
французская школа”
Перевод с французского Н.Хотинской
Светофоры здравого смысла
Оценки успеваемости
вообще не выставляются. Френе называл систему
оценок одной из самых отрицательных сторон
практики традиционной школы. По его мнению,
оценки не только не служат надежным критерием
интеллектуальных потенций ребенка, но и не
отражают сколько-нибудь адекватно подлинного
качества знаний.
Б.Вульфсон
Свои практические рекомендации С.Френе
адресовал малокомплектной сельской начальной
школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и
косностью традиционной системы обучения делают
технологию Френе актуальной для всех видов
учебных заведений.
Г.Селевко |
Система Новой школы Френе подобна
настоящей революции в воспитании, в связи с чем
возникает вопрос о формировании воспитателей
нового типа и переподготовке тех, кто многие годы
придерживался традиционных методов в
педагогике. В процессе поисков истины мы
стремились установить новую систему школьных
ценностей, руководствуясь собственным опытом и
здравым смыслом. На основе принципов, признанных
инвариантами, то есть истинными и не подлежащими
пересмотру, был выработан определенный
педагогический код.
Зеленый свет – методы и средства, которые
полностью согласуются с данными инвариантами и,
без всякого сомнения, могут применяться
воспитателями, поскольку они успешно опробованы
в прошлом.
Красный свет – методы и средства, которые
противоречат данным инвариантам и от которых
нужно избавляться как можно скорее.
Желтый мигающий свет – методы и средства,
достаточно эффективные при некоторых
обстоятельствах, но в то же время таящие в себе
опасность и требующие особо осторожного
обращения со стороны педагога, который должен
четко сознавать их временный характер.
Прибегнув к такой системе индикации, мы сможем
дать более конкретные практические советы,
которые помогут вам прийти к цели с минимумом
риска и блужданий.
Инвариант 1: Природа ребенка такая же, как и
природа взрослого.
Ребенок подобен молодому деревцу, которое еще не
выросло, но развивается, набирается сил и
приспосабливается к среде – точь-в-точь как
взрослое дерево. Ребенок чувствует, страдает,
приспосабливается так же, как и вы, но в другом
ритме, потому что, с одной стороны, ему мешает его
органическая слабость, незнание, неопытность, а с
другой стороны, он обладает неизмеримым
жизненным потенциалом, который у взрослых часто
бывает ослаблен.
Ребенок действует и реагирует в соответствии с
обстоятельствами и живет, следуя тем же
принципам, что и вы. Между ним и вами разница не в
самой природе, а только в степени развития.
Следовательно, перед тем как осуждать или
наказывать ребенка, задайте себе вопрос: если бы
я был на его месте, какова бы была моя реакция? И
как поступали мы в его возрасте?
Ответьте честно на вопросы этого теста:
Постарались ли вы принять этот инвариант?
зеленый
Согласны ли вы с ним теоретически, не решаясь
пока внедрить его в свою практику?
желтый
Не исходите ли вы в своем поведении часто из того,
что ребенок по своей природе отличен от вас?
красный
Инвариант 2: Высокий рост человека вовсе не
свидетельствует о его превосходстве над
окружающими.
Человек высокого роста склонен считать тех, кто
ниже его, низшими существами. Но такое ощущение
превосходства появляется и у человека, когда он
оказывается на вершине горы или на балконе
восьмого этажа и смотрит на проходящих людей
сверху вниз. Понятно, что это обманчивое ощущение
и ему нужно сопротивляться.
Учитель и так выше ростом своих учеников, но
этого оказывается недостаточно. Ему непременно
нужно взобраться на подмостки, чтобы утвердить
свое превосходство. Подобные представления
наносят будущим педагогам гораздо больший вред,
чем это кажется на первый взгляд.
Ликвидируйте подмостки, на которых стоит ваш
стол, – и вы сразу окажетесь на уровне детей. Вы
посмотрите на них не глазами учителя и
начальника, а глазами обыкновенного взрослого
или даже самого ребенка и тем самым уменьшите
опасный разрыв между учеником и учителем,
который существует в традиционных классах.
Если администрация не позволит убрать подмостки,
мы советуем вам по крайней мере “раскороновать”
стол учителя, поставить его на таком уровне и в
таком месте, чтобы он не возвышался над учениками
и этим не давил бы на них.
Подмостки и кафедра – необходимые аксессуары
традиционной педагогики, где царит пустословие,
а объяснения и опрос на уроках считаются тем
более эффективными и престижными, чем меньше
соответствуют уровню слушателей. Добавим к тому
же, что обычное противоборство учеников и
учителей заставляет последних насаждать жесткую
дисциплину, чему весьма способствует
“возвышенное” положение учителя в прямом и
переносном смысле.
Спуститесь со своего “возвышения” – и вы сразу
приобщитесь к новой педагогике. Вы будете
вынуждены пересмотреть свои привычки и заново
продумать свое поведение.
Тест:
Ликвидировать подмостки и работать с учетом
всех последствий, которые вызовет этот акт.
зеленый
Поставить учительский стол на уровне парт
учеников.
желтый
Оставить подмостки и использовать их по-старому.
красный
Инвариант 3: Никто – и ребенок, как и взрослый, –
не любит, чтобы ему приказывали.
В этом проявляется рефлекс одновременно
физиологический и психологический.
Инстинктивно, механически человек делает усилие,
чтобы преодолеть силовое воздействие и
сохранить равновесие. Это общий закон,
действующий как в физиологической сфере, так и в
области морали и общественных отношений.
Мы все так устроены, и поэтому любой приказной
жест, любая команда чуть ли не автоматически
вызывают сопротивление: человек краснеет, его
мысли и чувства в смятении, его первый порыв – не
подчиниться приказу. Поэтому правомерно
следующее утверждение: в принципе любое
авторитарное приказание всегда ошибка.
На это может последовать возражение, что, мол,
ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а
порой и подталкивать туда, куда ему не хочется
идти. Здесь таится не меньшая ошибка. Необходимо
найти такие педагогические приемы, при которых
ребенку дается максимальная самостоятельность в
выборе пути и взрослые как можно меньше
прибегают к авторитарным методам. Именно на этом
основывается наша педагогика: ребенку
предоставляется право голоса, инициатива в
индивидуальной и совместной деятельности; мы
стараемся увлечь его, а не жестко управлять им.
Когда мы готовим план работы, то предлагаем
классу 3–4 темы, из которых дети могли бы выбрать,
что именно они хотят изучать в группе или
индивидуально. При распределении тем можно
действовать двумя способами. Первый способ –
приказной, обычный для традиционной школы: тема 1
дается ученику X, тема 2 – ученику Y и т.д. Конечно,
никого из детей это не удовлетворяет. Мы
действуем по-другому. Вот три темы для работы,
говорим мы детям. Выбирайте то, что вас
интересует. Тот, кто успеет сделать заявку,
получает тему по своему выбору. Тот, кто не успел
вовремя это сделать, вынужден довольствоваться
тем, что осталось. Право выбора распространяется,
таким образом, не на всех, но все же детей никто не
принуждает, и поэтому удовлетворенными
чувствуют себя все. Если же ребенку навязывать ту
или иную работу, это автоматически встречает
сопротивление. Дайте ему свободу выбора – и все
встанет на свое место.
Насильственные меры ошибочны, и отказ от них
благотворно повлияет на вашу работу.
Тест:
В своей педагогической методике вы решили
отказаться от авторитарных методов.
зеленый
Вы ищете более мягкие, либеральные методы, но при
этом еще сохраняются остатки авторитарности.
желтый
Вы предпочитаете действовать авторитарно при
любых обстоятельствах.
красный
Инвариант 4: Любой человек стремится к успеху.
Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Мы особо настаиваем на этом инварианте, вся
система традиционной школы основана на неудаче.
Первые ученики хорошо учатся не только из-за
своих способностей, но еще и потому, что они
получают хорошие отметки и успешно выдерживают
экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая
на них лавину неудач и провалов – тут и плохие
отметки, и красный карандаш, перечеркнувший
сделанное задание, и записи типа “Переделать”
или “Отвратительно ведешь тетрадь”… Такого
рода замечания редко помогают добиться успеха.
Обескураженный своими неудачами, ребенок ищет
другие пути – обычно предосудительные, – чтобы
хоть в чем-нибудь преуспеть.
Нужно всегда способствовать успехам детей. От
этого непосредственно зависит эффективность
обучения.
Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя
все же ставить хорошую отметку за
неудовлетворительную работу или хвалить ученика
за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не
призываем к этому. Наша педагогика позволяет
детям добиться успеха другими способами – их
работы, сделанные с любовью, получают всеобщее
одобрение, они создают керамические изделия и
картины, порой представляющие собой настоящие
произведения искусства, готовят доклады,
принимаемые аудиторией на ура.
Нужно изменить саму модель школы и роль учителя,
основной заботой которого должна стать не
придирчивая проверка ученических работ, а
всесторонняя помощь детям.
Тест:
Вы безоговорочно за педагогику успеха.
зеленый
Вы стараетесь, чтобы дети не испытывали неудач.
желтый
Вы за традиционную педагогику, ведущую к
массовым неудачам.
красный
Инвариант 5: Естественным занятием для ребенка
является не игра, а труд.
Настаивая на этом инварианте, утверждая примат
труда, мы вступаем в спор с психологическими
теориями и современной педагогикой.
Заблуждение начинается еще в детском саду,
который заражает этим и семью. Достаточно
взглянуть на каталоги крупных издательств, чтобы
убедиться: там нет ни одного орудия труда, но зато
есть множество всевозможных игр. В семье также
стало обычным не привлекать детей к работе.
Ребенок живет в праздности, как король, которому
полагается только играть.
На последующих ступенях обучения возможности
для игры значительно уменьшаются. В начальной и
средней школе вся работа сводится к упражнениям
и заданиям учителя. В лучшем случае эти задания
могут вызвать лишь поверхностный интерес, но они
ни в коей мере не соответствуют нашим
представлениям о естественном и мотивированном
труде, о всех достоинствах которого сказано еще
очень мало.
Наша система – настоящая педагогика труда. Ее
заслугой является создание, апробирование и
распространение орудий и методов труда,
применение которых в корне изменяет учебную
жизнь в наших классах.
Тест:
Вы создали настоящую трудовую школу.
зеленый
Вы даете ученикам как традиционные задания, так и
настоящую работу.
желтый
На ваших занятиях нет еще настоящего труда.
красный
Инвариант 6: Ребенок не любит слушать
объяснения ex cathedra.
Это совершенно не от рассеянности или от лени. Мы
уже говорили, что и ребенок, и взрослый не любят
слушать то, о чем они не просили и в чем не
испытывают нужды. Поэтому так неэффективны все
те приемы, которые изобретены учителями, чтобы
подчинить детей режиму педантичных уроков.
Нам, однако, скажут, что ребенок все-таки должен
узнать и понять то, чего он пока не знает и чему
именно преподаватель должен его обучить. Но,
может быть, есть другие способы обучения?
Наши методы по-разному решают эти проблемы. Мы
особо рекомендуем следующее. Когда вы на уроке
менторским тоном объясняете учебный материал,
вас никто не слушает. Но попробуйте организовать
учебную работу так, чтобы ребенку пришлось
действовать самому, чтобы он экспериментировал,
исследовал, выбирал и классифицировал
информационные материалы. Тогда он будет
задавать вам вопросы, которые его так или иначе
заинтересовали, а вы будете на них отвечать. В
результате получится то, что мы называем: урок a
posteriori, то есть строящийся на основе опыта.
Тест:
Занятия по всем предметам вы начинаете с
экспериментальной работы, предоставляя при этом
ученикам необходимую информацию.
зеленый
Вы пытаетесь сделать занятия интересными, но все
еще в рамках традиционного урока.
желтый
Вы не сдвинулись со стадии урока ex cathedra.
красный
Инвариант 7: Выставление оценок успеваемости и
классификации учеников в принципе ошибочны.
Оценка – это суждение взрослого о работе
ребенка. Она имела бы смысл, если бы была
объективной и справедливой. Она может быть такой
по крайней мере частично, когда речь идет о
простом учении, например, об овладении четырьмя
арифметическими действиями. Но для более сложной
работы, где нужно принимать во внимание
логическое мышление, понятливость и даже
душевное состояние ученика в данный момент,
всякая оценочная система порочна. Стоит ли при
этом удивляться, что оценки успеваемости могут
быть вдвое завышенными или заниженными
экзаменаторами, которые порой невозмутимо
манипулируют половинами и четвертями баллов. Как
же можно тогда доверять классификационным
таблицам, построенным на ложных оценках, и как
можно утверждать, что такой-то ученик занимает
более высокое место, чем другой, в этой таблице
лишь на основании того, что у него несколько
лишних сотых балла? Это самые обманчивые
математические выкладки, самая антигуманная
статистика. Тем не менее ни учителя, ни родители
не желают отказаться от такой системы, утверждая,
что в современных условиях, когда дети не хотят
трудиться, оценки и классификации остаются самым
действенным способом наказания и лучшей формой
соревнования. Но этот способ имеет и обратную,
весьма опасную сторону. Поскольку в принципе
оценка должна быть максимально точной, педагоги
обращают главным образом внимание на то, что
может быть действительно измерено и оценено,
например, выполнение упражнения или решения
задачи. Но как измерить степень развития
абстрактного мышления, художественные
способности, научное и историческое чутье? Все
эти качества не поддаются никаким оценкам и уже
почти не учитываются в повседневной жизни школы.
Лишь на экзаменах и конкурсах они могут порой
иметь какое-то значение.
Такова нынешняя ситуация, которую мы стараемся
изменить следующими средствами:
прививая детям вкус к труду и потребность в нем;
пробуждая дух здорового соревнования;
вводя систему графиков и свидетельств, которые
когда-нибудь вытеснят порочную систему оценок и
классификаций.
Тест:
Вы по-новому организовали работу, что позволило
вам отказаться от оценок и классификаций.
зеленый
Вы из предосторожности по-другому назвали
отметки и классификации.
желтый
Вы остаетесь верны старой традиции.
красный
Инвариант 8: Нужно как можно меньше говорить.
Мы находимся под таким влиянием старой
педагогики, что в любой ситуации продолжаем
говорить, объяснять, показывать, даже когда это
нерезультативно. Поберегите свой голос, который
вы напрягаете до предела, пытаясь перекрыть
любой шум. Не нужно вдаваться в объяснения по
любому поводу – это пустая трата сил. Чем меньше
вы говорите, тем больше делаете.
Тот, кто занят осмысленной работой, не
разговаривает. Но эта перемена в вашем поведении
и в вашей работе должна произойти после того, как
вы усвоите наш инвариант 13. Личность формируется
не с помощью объяснений и демонстраций, а в
процессе собственной деятельности и
экспериментального нащупывания. При этом вы
должны, безусловно, хорошо владеть необходимым
материалом и методами, которые поднимут вашу
педагогику на новую качественную ступень.
Тест:
Вы отказались от традиционных уроков, все
меньше и меньше говорите.
зеленый
Вы стараетесь говорить меньше, но еще не внесли в
свою педагогическую работу все необходимые
изменения.
желтый
Вы по-прежнему предпочитаете словесные
объяснения.
красный
Инвариант 9: Ребенок не любит работу “в стаде”,
где каждый индивид должен подчиняться
“пастуху”. Он любит индивидуальную работу или
работу в коллективе, где царит дух
сотрудничества.
В этом суть окончательного приговора
схоластической практике, принуждающей всех
детей делать одно и то же. Как бы вы ни
распределяли учеников по классам и курсам, у них
никогда не будет ни одинаковых потребностей, ни
одинаковых склонностей, и глубоко ошибочно
заставлять их двигаться с одинаковой скоростью.
Одни сердятся, что вынуждены топтаться на месте,
хотя они могут продвигаться быстрее. Другие в
отчаянии, потому что они отстают. Только для
очень немногих учеников выгодна такая
организация работы.
Мы искали и нашли возможность для детей работать
в индивидуальном, успокаивающем каждого ритме в
рамках деятельного коллектива. Правда, в связи с
этим нужно пересмотреть и само понятие
коллективной работы, которая вовсе не
предполагает непременное выполнение одной и той
же работы всеми членами коллектива. Каждый
ребенок, напротив, должен максимально выявлять и
сохранять свою индивидуальность, не уклоняясь,
однако, от общих целей и задач. Эта новая форма
труда имеет огромное значение и с
педагогической, и с чисто человеческой точки
зрения.
Тест:
Вы строите работу таким образом, что каждый
ученик занят собственным интересным делом в
рамках деятельности всего коллектива.
зеленый
Вы делаете попытки организовать работу именно
таким образом.
желтый
Вы упорно придерживаетесь традиционной
организации работы.
красный
Инвариант 10: Наказание всегда ошибка. Оно
унизительно для всех и никогда не достигает
желанной цели. Это самое крайнее средство.
Говорят, наказание необходимо как единственная
возможность восстановить порядок. Это верно, но
это также означает, что ошибка была допущена до
поступления ребенка в нашу школу или вне ее стен,
а теперь нам приходится ломать копья в борьбе с
печальными результатами. Если детей часто бьют в
семье, то у них вырабатывается представление, что
вся жизнь строится на ударах и наказаниях.
Некоторое время они не способны воспринимать
никакие другие жизненные стимулы, и
перевоспитание таких детей бывает долгим и
мучительным.
Если дети неухожены и плохо воспитаны, не имеют
привычки к труду, нам нужно приложить огромные
усилия, чтобы добиться функционального порядка.
Здесь ошибка была совершена без нашего участия, и
было бы неправильно исправлять ее с помощью
новых ошибок. Нужно организовать дело так, чтобы
наказания стали ненужными.
Понаблюдайте за наказываемым ребенком,
проанализируйте свою собственную реакцию, когда
вы сами подвергаетесь каким-то наказаниям. Вы
всегда обнаружите в своей душе чувство
возмущения, сопротивления, мести, даже ненависти.
Наказание всегда унижает человека, даже если это
чувство унижения прячется под маской бравады,
гордыни или бахвальства.
Поскольку наказание всегда ошибка, то каждый раз,
когда вам приходится прибегать к нему, вы делаете
ложный шаг, даже если внешне это выглядит как
наведение должного порядка. Гармония в классе и
отсутствие нужды в наказаниях находятся в прямой
зависимости от того, насколько учитель сможет
заинтересовать детей в работе и в какой мере
удовлетворена их потребность в созидании,
внутреннем обогащении, в полнокровной жизни.
Тест:
Вы полностью отказались от всех карательных
мер.
зеленый
Вы стараетесь избегать наказаний, но это не
всегда вам удается.
желтый
Вы считаете, что наказания необходимы, и не
отказываетесь от их применения.
красный
Инвариант 11: Новая жизнь школы строится на
принципах сотрудничества, то есть учениками
наряду с учителями предоставляется право на
управление жизнью и деятельностью школы.
Этот принцип сотрудничества вытекает из
предыдущих инвариантов. Если вы еще не набрали
достаточно “зеленых” отметок, то,
следовательно, вы пока не готовы строить свою
работу на этом принципе. Вам будет казаться, что
дети еще недостаточно опытны, что они не умеют
сознательно относиться к своим обязанностям, что
они еще не стали “людьми” и вам необходимо
проявлять свое превосходство и держать власть в
своих руках.
Если же вы на деле отказались от традиционного
стиля работы, то предоставите школьному
кооперативу (ученическому самоуправлению)
максимум ответственности за организацию жизни
класса.
Однако следует соблюдать при этом два условия:
1) Ответственность не должна распространяться
только на экономическую и техническую стороны.
Речь идет не о том, чтобы образовывать какие-либо
фонды, а затем распоряжаться ими, и даже не о том,
чтобы организовать производство для
материальной поддержки кооператива. Конечно, это
важные аспекты, и в совокупности они образуют
первый этап становления кооператива. И все же это
лишь периферийные стороны его основной
деятельности, которая должна охватывать всю
жизнь класса, особенно общественную и моральную
сферы. Именно с этой целью издается стенная
газета и проводятся еженедельные собрания
кооператива, о чем мы уже рассказывали.
2) Учитель не может быть сторонним наблюдателем
за деятельностью кооператива и вмешиваться
только тогда, когда нужно исправить недостатки
или наказать за проступки. Ему следует постоянно
участвовать в этой деятельности и быть
максимально активным и мудрым – в общем, стать
полезным членом кооператива.
Тест:
Вы организовали в своем классе настоящее
сотрудничество учеников и учителей.
зеленый
Вы организовали кооператив как некую
“надстройку”, но все еще сильно ограничиваете
его меру ответственности.
желтый
Вы хотите оставить за собой всю власть.
красный
Инвариант 12: В основе воспитания лежит
достоинство личности. Взаимное уважение учителя
и ученика является одним из главных условий
обновления школы.
Именно к такому конечному результату приведет
вас намеченная нами дорога, которую
символизирует только зеленый и желтый свет.
Истинный прогресс, которого мы добиваемся,
измеряется новыми, взаимоуважительными
отношениями между учителями и учениками, которые
устанавливаются в классе. Известное правило “не
делай другим того, чего бы ты не хотел для себя, а
делай то, что было бы хорошо тебе самому”
особенно значимо для школы.
Тест:
Вы добились реализации этого правила.
зеленый
Вы стараетесь так поступать, но вам не всегда это
удается.
желтый
Вы пока не гуманизировали школу.
красный
Инвариант 13: Последний инвариант, который
подтверждает необходимость наших поисков и
оправдывает нашу деятельность, – это
оптимистическая вера в жизнь.
Чем моложе и активнее человек, тем больше он
ощущает потребность отважно рваться вперед. И
когда грубая власть считает, что она задушила его
смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы
преодолеть препятствия и не отклониться от
избранного курса. Именно жизненный оптимизм
станет для вас при опробовании этих инвариантов
нитью Ариадны, которая приведет к нашей общей
цели: формированию людей будущего.
Использованы фрагменты из книги С.Френе
“Педагогические инварианты” Перевод с
французского Т.Старостиной
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|