Территория примирений
Никогда не поздно повернуться лицом к
ребенку
Хаотичность
родительских установок поражает меня до глубины
души. Посмотришь, такие ответственные работники
цехов, гениальные писатели, деканы и профессора.
Столько слов хороших услышишь от сослуживцев и
подчиненных. Значит, может же в чем-то родитель
быть цельным, нелицемерным, думающим.
В то же время подход к рождению ребенка
совершенно “от балды”. Лепят детей, как пельмени,
– потому что так принято, потому что
забеременели. А иногда просто от дурости и
неграмотности. Порой кажется, что перед тем, как
собаку завести, взрослый дольше размышляет, силы
свои взвешивает, дальнейшую жизнь при псе
представляет.
В большую круглую голову не приходит идея
задуматься еще до зачатия: а чего, собственно, я
хочу? Какие цели преследую? Какие надежды
возлагаю? Каким хочу видеть свои отношения с
ребенком и что для этого собираюсь всю жизнь,
терпеливо, спокойно и без устали, делать?
На уровне размножающейся протоплазмы действует
человек.
Но вот в доме появляется детское тельце. Да, я не
оговорилась, именно так воспринимается новый
член семьи, который на самом деле мироздание,
личность в пеленках. Взрослый начинает тельце
питать, согревать, купать, оберегать. Кукольный
домик: обед, кроватка, одеялко…
Вот что средний родитель ждет и требует от малыша:
хорошо кушать, не болеть, не орать ночами, не
разбрасывать одежду и игрушки. Заметьте, ни одна
из перечисленных категорий ничего общего не
имеет с личностными отношениями между людьми. И
так всю жизнь.
И все бы ладно. Ребенок помучается, поплачет.
Более продвинутый станет искать пути
сотрудничества с родителями, домогаться истины,
разговоры разговаривать. Утомит родителя до
чертиков, услышит, что маму вообще устроила бы
семья из двух человек – папа и она. Дитя без
задатков блаженной гениальности примет за
аксиому животное существование – без тепла, без
совместных размышлений.
Проходят годы. И вот уже писатель, декан,
строитель встрепенулись: где дети? что с ними
происходит? Валяются по диванам огромные
посторонние лбы. И на приказ: “встань и сделай”
– цедят сквозь зубы: “а пошел ты”. От отчаяния
предок ничего лучше не находит, чем разражаться
обвинениями, попрекать куском хлеба. Прямо Ильф:
“В дворницкой стоял запах гниющего навоза,
распространяемый новыми валенками Тихона.
Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не
озонировали”.
Если вдруг чудесным образом заметку читают дети,
вот о чем хочу попросить их: не бросайте вы этих
идиотов, ваших родителей. Будьте снисходительны,
великодушны. С позиции сильного и мыслящего это
нетрудно. Понимаю, претензии их вздорные,
требования абсурдны. Вот и смотрите на них как на
живых, слабых, родных. Пообещайте и сделайте, что
они просят. Не чтоб отстали, а чтоб пожалеть и
утешить. Да и не так много они просят. Они жестоко,
глухо, тупо, невнимательно хотят для вас света и
радости. Абстрагируемся от формы и
произведенного ею впечатления, ладно? У вас ведь
тоже будут дети.
Теперь несколько слов усталому хорошему
родителю, поникшему от боев с телом на диване. Вы
спохватились в середине жизни. Здорово, что
спохватились, молодец. Еще есть время: ребенок не
ушел из дому, не спился, не наркоман, не в колонии,
просто жив, наконец. Значит, поезд еще не совсем
уехал, хоть и стронулся с места и набирает ход.
Хватайте барахло, бегите, догоняйте. Есть шанс
успеть.
Первое. На диване не ваша взбесившаяся
собственность. Не тварь дрожащая, а право имеет.
Если сейчас вы сказали “ничего не имеет”, идите
и думайте дальше, разговор пока бессмыслен.
Второе. Представьте, что к вам приехал ваш
хороший, уважаемый друг. С недостатками. С
вызывающими недостатками. Вот и ведите себя
соответственно, замечания делайте сдержанно и
только в случае крайней нужды.
Как показывает практика, контакт в сложных,
скользких, скандальных условиях следует
начинать с недолгих бесед ровным голосом. Не
поучая, не приводя примеров, рассказывайте о себе,
делитесь, жалуйтесь. Советов спрашивайте. В жизнь
ребенка не лезьте, пока сам не захочет сказать.
Я тоже не всегда благополучный родитель. Вот так
хвачу дочь за шкирку, помещу на стул напротив и
заведу свою дуду: “Я, мать, делаю то-то, то-то,
ожидаю того-этого, а ты мне туда-сюда. Страдаю,
считаю это неправильным, хочу исправить.
Посоветуй, что мне предпринять?”
Совершенно естественно, что дитя ответит: “Не
знаю”.
Но работа в ребенкиной голове начинается. И
результат от таких бессмысленных бесед
получается.
Мы ожидаем от детей идеальной стерильности,
соответствия нашим идеалам. Все это очень отдает
неуважением к чужому пространству, к иной сетке
координат. Категоричностью своих высказываний
мы учим детей непримиримости к чужому мнению.
Не опускайте рук, работайте. Причем начинайте с
себя. Невозможно втиснуть долгий упущенный вами
путь в то короткое время, что вы можете уделить
отпрыску, что отпрыск готов вас слушать. Не
отчаивайтесь. Вы же сами знаете где-то глубоко,
что у вас очень хороший ребенок. И даже
прекрасный.
Последнее. Никогда не поздно повернуться лицом к
ребенку.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|