Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр ЗАЙЦЕВ

Образовательные маршруты Курского направления

Лицей на станции Львовская…

Пожалуй, ничем особенным не примечателен поселок Львовский, расположенный в полусотне километров от Москвы между Московско-Курской железной дорогой и Симферопольским шоссе, – ничем, кроме одного: здесь находится единственный лицей в Подольском районе. Причем в отличие от многих учебных заведений с таким же громким названием лицей № 1 поселка Львовский своему высокому статусу вполне соответствует.
Уже десять лет образование в 1–9 классах строится по системе развивающего обучения Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”, предусматривающей развитие математических способностей детей, интересные интегрированные курсы естественно-научного направления. Для того чтобы дети получали также и полноценное гуманитарное образование, здесь ввели курс риторики в начальных классах и курс русской и мировой словесности с 5 класса. С 1 класса изучается иностранный язык, с 7 класса – второй иностранный, возможно изучение третьего языка (французский). Учителя прошли обучение по программе МГИМО “ЭЛИОР” – элитарное образование России. Обязательными предметами являются экология, мировая художественная культура. В школьном расписании также психология, конфликтология, культурология, право. В сетке часов есть время и на индивидуальные консультации. Есть компьютерный класс последней модели, выход в Интернет.
Начиная с 8 класса в лицее вводятся два профиля – физико-математический и гуманитарный. Сейчас изучается возможность открытия третьего профиля – естественного. В профильных классах действует институтская система: зимняя и весенняя сессии, курсовые работы. Основание для приема детей в профильный 10 класс – экзамены (для учащихся школы) и тестирование (для ребят, пришедших со стороны). Кстати, многие ученики лицея ездят сюда издалека – из соседнего Чеховского района и даже из прежде закрытого города Климовска, знаменитого своими сильными школами чуть ли не на всю Московскую область. И это неудивительно: лицей заключил договора с Академией социологии, филологическим факультетом областного педуниверситета, Станкином, филологическим и журналистским факультетами МГУ, Открытым университетом, факультетом гостиничного хозяйства Государственной Академии службы быта и услуг. Здесь читаются подготовительные курсы, и каждый год начиная с января лицеисты-выпускники сдают репетиционные экзамены в вузы. Итог вполне закономерный: из 52 выпускников 1999 года 31 поступил в вузы. Учащиеся профильных классов поступили все, в том числе в МГУ, МГИМО.
Впрочем, в Львовском лицее не замыкаются на одном лишь постижении учебных дисциплин. Сфера интересов директора Инны Левшиной весьма широка: она и депутат районного Совета, и призер конкурса “Деловая женщина России” (III место), и даже вошла в первую десятку на соревнованиях “Лыжня России”. И для ребят здесь стремятся создать такие условия, в которых они смогут максимально полно раскрыть свои способности и таланты. Каждый год дети ходят в байдарочные походы по местным рекам. На базе лицея работает Ассоциация молодых журналистов, в этом году издавшая книгу о родном поселке “Следующая станция – Львовская”. Лицейские журналисты завоевали ведущие места на конкурсе в Греции, первое место в области, регулярно печатаются в “Подольском рабочем”, выходили на страницы “Учительской газеты”, участвуют в телепередачах на каналах “ТВ-Центр”, “Московия”, подольском “ТВ-Кварц”. Сейчас в планах – создание районной школы журналистики. Маленький штришок из тонкой сферы отношений учеников и учащихся: психологу школы, руководителю журналистской ассоциации и заместителю директора Галине Спасской дети звонят вечером и говорят: “Галина Романовна, посмотрите, какая сегодня луна!”
Закономерный вопрос: а на какие средства такое великолепие в заурядном поселке городского типа с 15-тысячным населением? Плата за дополнительные образовательные услуги, которую каждый год устанавливает попечительский совет школы, на сегодняшний день составляет всего лишь 50 рублей в месяц, причем в эту сумму входит все – обучение по нескольким предметам, сборы на хозяйственные нужды. “Вообще же я предпочитаю работать со спонсорами”, – улыбается директор. Много лет проработавшая председателем исполкома и заведующей роно, Инна Александровна активно использует старые связи и никогда не стесняется попросить помочь школе. И результаты вполне оправдывают звание “Деловая женщина России”.

… и его конкуренты

Мещерская школа Чеховского района расположена по соседству с Львовским лицеем – всего каких-нибудь 15 минут езды на машине. Это настоящая сельская школа, в которой учатся всего триста с небольшим ребят. Впрочем, – и тут начинается необычное – значительная часть учеников ездят сюда не только из окрестных сел района, но и из соседнего Подольского и даже из поселка Львовский! Создать мощную конкуренцию знаменитому на всю округу лицею позволили существующие здесь уже семь лет классы химико-биолого-медицинского направления.
Программа этих классов предусматривает пять дополнительных часов: уход за больным, генетика, методика научных исследований, медицинская психология и латинский язык. В конце обучения ученики получают специальность “помощник медицинской сестры”, благодаря чему они сразу после окончания школы могут работать в больнице не по седьмому, а по восьмому разряду. Выпускники медицинских классов без экзаменов поступают в Мещерское медицинское училище, а некоторые – сразу в медицинские вузы. Правда, таких сравнительно немного: в силу материальных соображений большинство предпочитают идти сначала в училище, а потом уже поступать в институт. Кроме того, мальчики здесь обучаются также столярному и плотницкому делу.
Поскольку в селе нет клуба, весь ребячий досуг рассчитан на школу. Здесь очень много кружков, детские работы которых были отмечены девятью медалями Всероссийского выставочного центра. Есть своя изостудия, прекрасно оборудованный хореографический класс.
“Мы пока не берем с родителей за обучение ни одного рубля, – рассказывает директор школы, заслуженный учитель России Александра Масалова. – До недавнего времени все дети ели бесплатно, сейчас стоимость обеда – 4–5 рублей: пришкольный участок и своя выпечка позволяют максимально удешевить питание. В этом году хотим ввести второй язык – может быть, будем брать за это плату. Есть задумка открыть в среднем звене два гимназических класса (пока профилизация начинается только в старшей школе): там введем географию, ритмику, экологию. Родители готовы платить деньги, которые пойдут прежде всего на создание материальной базы класса”.

Театральная гимназия с легким учебным уклоном

В чеховскую гимназию № 2 дети едут со всего района: городские составляют меньше половины почти полуторатысячного контингента учащихся. Еще в 1991 году здесь вышли на систему обучения “А, В, С”, когда в каждой параллели есть сильный (гимназический), обычный (общеобразовательный) и коррекционный (компенсирующий) класс. Это вовсе не значит, что детям уже при поступлении ставят окончательный и не подлежащий обжалованию диагноз: каждый год во всех классах проводятся тестирования, по итогам которых ребенок может быть перемещен в класс более высокого уровня. И, по словам директора гимназии, кавалера ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени Петра Спектора, такие перемещения не исключение, а правило.
В гимназических классах начиная с первого, помимо углубленного изучения всех основных школьных дисциплин, преподаются информатика и английский язык. Есть ритмика, бальные танцы, каждый четвертый ребенок занимается в театре – директор шутит, что он руководит театральной школой с легким учебным уклоном. Впрочем, насчет “легкого” уклона Петр Михайлович явно кокетничает. В профильные десятые классы – физико-математический и гуманитарный – конкурс два человека на место, и неспроста: в этом году из 85 выпускников 66 поступили в вузы, в том числе четверо – в МГУ, 16 – в колледжи и техникумы. В гуманитарных классах по институтским программам изучается право, благодаря чему гимназисты в массовом порядке поступают в юридические вузы. Дети, заканчивающие общеобразовательные классы, получают профессию: девочки – “секретарь-делопроизводитель, пользователь персонального компьютера”, мальчики – автомобильные права категории В.
В гимназии открыт лицейский класс Московского гуманитарного института, по окончании которого ребята поступают сразу на второй курс. Правда, обходится это родителям в 6 тыс. рублей в год. В этом году директор договорился об аналогичном проекте с РГГУ, причем здесь плата в два раза ниже, и ребятам уже не придется ездить в Москву: университетские преподаватели читают лекции непосредственно в гимназии. Одновременно здесь открыто вечерне-заочное отделение РГГУ, которое будет работать по вечерам и выходным.
Профильное и профессиональное обучение в гимназии бесплатное. Основное финансовое подспорье – ежемесячные взносы родителей, дети которых обучаются в гимназических классах (50 рублей). При этом деньги не берутся с бюджетников, многодетных или неполных семей. В месяц на спецсчет набегает около 5 тыс. рублей. Благодаря этому в гимназии есть современные компьютеры, синтезатор, видеокамера, магнитофон в каждом кабинете, видеодвойка, богатая библиотека. Директор даже умудряется давать премии учителям, награждать детей – победителей олимпиад. “Мы при советской власти так хорошо не жили!” – смеется Петр Михайлович.

“Золотой ключик” к стране детства

Прогимназия г. Серпухова была открыта шесть лет назад. В ней учатся дети от двух до десяти лет: по мнению психологов, эти семь лет как раз и составляют период детства. Основная идея прогимназии (в официальных документах это учреждение именуется также “центр детства”) – преемственность между двумя ступенями образования, дошкольным и начальным школьным. Ни для кого не секрет, что при поступлении в первый класс ребенок испытывает сильный стресс, вызванный резкой сменой ведущей деятельности и новыми условиями существования, не похожими на прежние – домашние или детсадовские. У многих этот стресс сохраняется длительное время, в более старших классах превращаясь в боязнь школы (так называемая дидактофобия), провоцируя утомляемость, частые заболевания, нервные срывы. Избежать этого – вот главная задача учреждений, подобных Серпуховской прогимназии.
Впрочем, здесь не ограничились тем, что режим детского сада продлен в начальной школе. Прогимназия работает по программе “Золотой ключик”, разработанной сотрудниками лаборатории психодиагностики РГГУ (опять РГГУ!) Геннадием и Еленой Кравцовыми. В основе программы – обеспечение полноценного общения детей разных возрастов в разновозрастных группах. В такой группе ребенок как бы переходит с одной социальной ступеньки на другую: сначала старшие дети заботятся о нем, потом он сам заботится о малышах, даже становится учителем, помогающим справиться с домашним заданием. Здесь же решается проблема лидерства: каждый ребенок может проявить себя если не с ровесниками, то с младшими. Никакой “дедовщины” здесь нет, маленькие очень комфортно вливаются в эту среду. Из таких групп выходят более самостоятельные дети.
Вторая особенность “Золотого ключика” – система образовательной и воспитательной работы строится на событийной основе: все учреждение живет одним событием, праздником, все дети вместе к нему готовятся (например, “Путешествие на Север” или “В гостях у сказки”). Это позволяет в ненавязчивой, полуигровой форме расширить интеллектуальный кругозор детей, развить их способности.
Наконец, третий принцип, который исповедует прогимназия, звучит так: “Разомкнутая семья – открытый детский сад”: дети, живущие событием, к которому они готовятся, вытаскивают сюда своих родителей. Одна мама пожаловалась директору Татьяне Похващевой: “Я вчера ничего не смогла сделать по дому – только вырезала глаза у масок”. Это позволяет заинтересовать родителей, сделать их своими союзниками, причем союзниками активными. Впрочем, родительский энтузиазм здесь не эксплуатируют: плата за содержание, установленная Серпуховским комитетом по образованию, составляет 6 рублей в день в детском саду и 9 рублей – в начальной школе, самая дорогая из дополнительных образовательных услуг, предоставляемых прогимназией – занятия в изостудии, – стоит всего лишь 30 рублей в месяц (при этом все выпускники изостудии с 11 лет поступают в художественную школу!). Вообще же образовательных услуг в прогимназии предоставляют много: иностранный язык и информатика изучаются с пяти лет, множество спортивных секций, бесплатные занятия хореографией…
Выпускники прогимназии в полном составе идут в расположенную по соседству школу, поэтому классы не разбиваются, и ребята остаются в своем коллективе. По словам Татьяны Алексеевны, сначала некоторые консервативные школьные учителя воспринимали ее воспитанников с опаской: классы из прогимназии были более демократичные, открытые, коммуникабельные. Однако потом лед сломался, и маленьких “гимназистов” полюбили за эти самые качества (не говоря о том, что уровень их подготовки весьма высок).
Серпуховский центр детства располагает всего 260 местами: половина – детский сад и половина – начальные классы. Поэтому принять всех желающих здесь не могут, весной выстраиваются огромные родительские очереди. Директор продумывала вопрос об открытии хозрасчетных групп, но потом отказалась от этой мысли: это значило бы сократить набор детей из своего микрорайона. А при том, что в Серпухове за последние десять лет рождаемость упала вдвое и пять садиков уже пришлось закрыть, в микрорайоне прогимназии убыль детей не наблюдается. Интересно, почему.

“Новые русские” учатся в… УПК

Если встать утром в начале девятого на каком-нибудь из оживленных перекрестков Серпухова, можно увидеть ручейки старшеклассников, целенаправленно стекающие в одном направлении. А если взглянуть в этот момент на город с высоты птичьего полета, будет видно множество таких ручейков. Это учащиеся восьмых–одиннадцатых классов семнадцати школ города, спешащие на занятия в Межшкольный учебно-производственный комбинат. В то время как в большинстве регионов России УПК приказали долго жить, здесь пошли другим путем.
В каждой серпуховской школе профориентатор от центра занятости. Его задача – ориентация школьников на те профессии, потребность в которых есть в городе. Он информирует школьников и о том, какие есть условия для того, чтобы эти профессии получить, как можно повысить образование в рамках этих профессий. Стратегическая цель городских властей – выстроить в Серпухове цепочки непрерывного профессионального образования: школа – ПТУ – техникум – вуз. Роль же центрального звена в этой схеме отводится именно УПК, работающему в тесном контакте с профориентаторами.
Сейчас здесь обучают свыше двух тысяч ребят по двенадцати профилям и профессиям: штукатур-каменщик, умеющий класть камины, водитель категорий В и С, воспитатель детского сада, секретарь-делопроизводитель со знанием стенографии, швея, контролер-кассир, младший медперсонал, специалист по народному творчеству, слесарь, плотник, столяр, пользователь персонального компьютера. При поступлении ребенка на тот или иной профиль учитываются как его собственные пожелания, так и результаты тестирования, которое проводит психологическая служба. Обучение ведется по зачетной системе: преподаватели составляют для учащихся учебные пособия по своим предметам, и даже если ребенок пропустил несколько тем, он сможет нагнать одноклассников и получить в итоге квалификационное свидетельство. В качестве формы выпускного экзамена активно внедряется метод защиты проекта.
Поскольку город выделяет деньги практически только на зарплату, комбинат вынужден самостоятельно зарабатывать на обновление оборудования. Основной путь привлечения дополнительных средств, в общей сложности составляющих половину бюджета учреждения, – обучение безработных по договорам с центрами занятости: за четыре года подготовили более полутора сотен человек. Кстати, безработные приходят не только из Серпухова, но также из Протвино и даже Калужской области: хороший показатель рейтинга учебного заведения. Благодаря этой деятельности удалось приобрести современные пишущие и швейные машинки, кассовый аппарат фирмы “Самсунг”. Сейчас здесь продумывают идею открыть платные курсы по подготовке пользователей персонального компьютера. “Недавно к нам приехал “крутой” господин на иномарке, – рассказывает директор УПК Петр Бауло, – привез свою жену: говорит, научите ее работать на компьютере, а я заплачу. Мы, конечно, взяли…”

Продвинутое обучение в наукограде

Троицк – особенный город: здесь находится девять научных институтов Российской Академии наук. И каких: Институт физики высоких давлений, Институт ядерных исследований, Институт спектроскопии, Институт земного магнетизма, Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (Тринити)… Кстати, на базе последнего шесть лет назад был создан Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании “Байтик” – уникальная негосударственная организация, в правление которой входят такие люди, как академик Велихов, Григорий Явлинский. “Байтик” проводит областные и всероссийские олимпиады по информатике, организует международные конференции по новым технологиям в образовании, готовит учителей, разрабатывает учебные пособия, наконец, просто обучает троицких детей работать на компьютере, общаться по Интернету со своими сверстниками в других странах.
Но учебное заведение №1 здесь – это лицей г. Троицка. Начиная с восьмого класса здесь идет обучение по трем профилям – физико-математическому (техническому), естественно-математическому и гуманитарному.
Физико-математический профиль – наиболее продвинутый. На протяжении уже многих лет выпускники “Т”-класса стопроцентно поступают в МИФИ, в том числе на самый престижный факультет безопасности, где проходной балл составляет 20 из 20. Впрочем, хотя проходят в МИФИ все, остается учиться здесь примерно половина – остальные поступают в МГУ, МФТИ…
В естественно-математических классах углубленно даются математика, химия, биология, в несколько меньшей степени – физика. Сотрудничество – преимущественно с факультетом физико-математических и естественных наук РУДН, с этого года – совмещенный экзамен. Здесь поступление в вузы – 90%.
Внутри гуманитарного профиля по желанию родителей открывают филологическое или социально-историческое направление. К большому удивлению работников лицея, несмотря на повальное увлечение всех и вся иностранными языками, последние два года родители выбирают именно социально-историческое. Здесь степень сотрудничества с вузами иная: совмещенных экзаменов нет, есть соглашения о методической помощи, согласовании программ, информационной политике с МГУ, РУДН – всего порядка десяти вузов. Дети поступают на психологический и журналистский факультеты МГУ, в юридические вузы. Сотрудничество с Российским фондом правовых реформ дало лицею возможность подготовить преподавателя права, получить аудио- и видеотеку, учебные пособия, создать кабинет правоведения.
В лицее пытаются всячески развивать дополнительные образовательные услуги: получили лицензию на репетиторство по всем предметам, вводят в сетку второй иностранный язык. Родительская плата составляет 100 рублей в месяц, дополнительная зарплата учителя – 600 рублей. Во второй половине дня практически по всем предметам занимаются группы по 10 человек, работают подготовительные курсы МИФИ, школа английского языка, привлекающая зарубежных преподавателей из США, Англии. В лицее широкий спектр спортивных секций, много дополнительных занятий художественно-эстетического направления. Пользуются дополнительными образовательными услугами примерно половина детей.
Все школы Троицка прикреплены к своей территории, и лицей не исключение. Поэтому сюда берут всех детей из микрорайона, а затем уже проводят селекцию: в каждой параллели обязательно, помимо лицейских, есть общеобразовательный класс. Кроме того, в лицейские классы по конкурсу поступают ребята и из сельских районов в радиусе 15 км, из Москвы, Воскресенска, Птичного, Щапова, Подольска. Конкурс в “Т”-класс – 3 человека на место, в естественно-математический – 2, в гуманитарный – чуть меньше. Для детей из общеобразовательного класса путь в лицеисты отнюдь не закрыт: в случае учебных успехов можно перейти даже в элитный “Т”.

Профессиональное обучение в наукограде

Но не все дети, даже в высокоинтеллектуальной атмосфере Троицка, способны трудолюбиво грызть гранит науки. Поэтому в начале 90-х школам разрешили отбирать детей по конкурсу, в городе сразу же в худшую сторону изменилась криминогенная обстановка… Именно тогда, в 1993 году, школа № 4 г. Троицка получила статус средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов технологического цикла. Идея была проста: собрать выпускников девятых классов, которых их “родные” школы не чаяли спихнуть с рук, и помочь им вместе с общим средним получить еще и начальное профессиональное образование – поскольку своего ПТУ или техникума в городе нет. Сейчас это – учебное заведение, не имеющее аналогов во всей Московской области.
На сегодня школа № 4 готовит старшеклассников (в школе есть только старшие классы – пять десятых и пять одиннадцатых, количество учащихся чуть меньше 300) по специальностям: автослесарь-водитель категории В и С, плотник, младший медицинский персонал, секретарь-референт и швея. Квалификационные экзамены принимают преподаватели подольского профучилища № 45 (у автослесарей и плотников), московского медучилища № 37 (успешно сдавшие зачисляются на второй курс), фонда “Байтик” (у секретарей) и Московского художественного колледжа технологии и дизайна (также принимает выпускников без экзамена). Треть выпускников идут работать по полученной специальности, столько же продолжают обучение по избранной профессии. Поэтому школа пользуется большим спросом у родителей: если ребенок учится на тройки и двойки, нет никакой необходимости держать его в общеобразовательном классе при лицее – лучше дать ему возможность получить профессию. Дети собираются не только со всего Троицка, но и со всей сельской округи (примерно четверть учащихся, причем желающих гораздо больше).
В школе также есть хозрасчетные группы по подготовке взрослых водителей, поэтому приходится самостоятельно зарабатывать на обновление материальной базы. Помогает сотрудничество с аналогичной школой в Германии: зарубежные коллеги делятся своими программами, принимают на стажировку троицких педагогов, подарили современные чертежные столы… В ближайших планах директора Инессы Азаровой – открыть собственное производство мебели и парикмахерское дело. Так что в будущее школа №4 смотрит весьма уверенно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru