Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

“Школьному делу” – время, а каникулам – лето!

Школьная полоса прощается с читателями до августа. А что принято делать на прощание? Конечно – вспоминать самое лучшее, интересное и... дарить подарки!

Так бывает во многих школах в последний день – ребята и взрослые сдвигают стулья в круг и размышляют вместе, что получилось, открылось, состоялось в их общей жизни, а что нет и почему. Вот и мы решили, прежде чем уйти на каникулы, еще раз вспомнить, чем жила страница “Школьное дело” целый год.

Вместе с Евгением Куркиным и Сергеем Поляковым мы размышляли о современном состоянии и перспективах развития школы. Каким быть содержанию основного образования? Что нас ожидает – продолжение консервативного курса учебно-предметного образования или все-таки у детей будет и в дальнейшем возможность выбирать предметы? Сохранится ли классно-урочная система или обучение будет строиться на проектной основе или индивидуальном подходе? Мы предложили подумать над возможными сценариями, и в редакцию уже идут письма.
Новое содержание образования рождается на наших уроках. Алексей Юшков из Красноярска писал нам о новых смыслах и способах преподавания естествознания ученикам начальной школы, для которых открытие и исследование – главные мотивы учения. Он рассказывал о возможных вариантах уроков-диалогов с младшеклассниками, когда учитель фиксирует детское удивление, поощряет выдвижение гипотез, даже самых невероятных, обсуждает их, а не спешит рассказать, как все обстоит на самом деле. Одним из главных результатов такого диалогового образования становится не только умение собирать и проверять информацию, но и постоянная потребность задавать вопросы себе и миру. О новом содержании литературного образования размышляли учителя словесности Галина Донская и Искра Тандит. Уроки литературы – это время для словесного творчества учеников, воспитания способности к рефлексии собственной жизни или приобретения навыков литературоведческой работы? А может, и того и другого? Что считать главным результатом качественного литературного образования – потребность читать книги, пропуская жизнь героев через жизнь собственную, или умение связно излагать мысли?
Новое содержание образования – это, конечно, не только то, что преподается, но и как, какова позиция учителя в образовательном процессе. Об этом материалы новой страницы “Школа для учителя”. Среди них – статья Эрнста Гусинского и Юлии Турчаниновой “Этапы восхождения к профессии” о педагогическом образовании, построенном так, что будущий учитель учится не своему прямому делу – воспитанию детей, а изучает академический предмет, который предстоит потом преподавать ученикам. И свой собственный педагогический рост он вынужден обеспечивать сам методом проб и ошибок, постепенно продвигаясь от полной беспомощности и растерянности к стремлению овладеть всевозможными педагогическими техниками, к осмыслению собственной деятельности. Об опасностях “сгорания”, утраты интереса к работе, подстерегающих учителя на этом пути, писал Анатолий Витковский.
А еще мы размышляли о невидимых в повседневной суете подводных течениях и камнях, ожидающих любого, даже самого талантливого учителя. Однажды корреспонденты школьного отдела пришли в обычную московскую школу, чтобы попробовать уловить атмосферу, в которой дети и взрослые живут каждый день. И стали обнаруживаться удивительные вещи – для счастливой жaизни и хорошего образования недостаточно уроков, даже проведенных по всем правилам личностно-ориентированной педагогики. Оказалось вдруг, что при формальном подходе они ничуть не лучше привычных традиционных уроков. И, наоборот, трудный урок математики зажигал свет в детских глазах. Оказалось, что для ребенка в школе все имеет значение – висящие на стенах детские работы и фотографии, сломанные парты, кружки, работающие после уроков. И для того чтобы атмосфера в самом деле создавалась, нужно искать какие-то точки пересечения, нужно соединять все это вместе, думать не только над содержанием урока, но и над созданием предметной среды, окружающей детей, над общими праздниками и традициями.

Мы много говорили о возможностях образования вне школьных стен, когда ребенка учат среда, в которой он живет, традиция, обычай (об этом рассказывал Анатолий Цирульников в “Педагогических путешествиях”) или Интернет-библиотека, интерактивный музей, необычная энциклопедия, даже салон автобуса, на стенах которого наклеены постеры с задачками и вопросами.

Василий Кольченко помогал нам представить образ школьной Америки. Мы с удивлением обнаруживали похожие учительские проблемы, перенимали интересный опыт, удивлялись и радовались, сравнивая: а как у нас?

Вместе с Мариной Косминой мы переживали за наших мальчишек, для которых призыв в армию становится настоящим испытанием, протестовали против возвращения в школу начальной военной подготовки, потому что, как нам кажется, школа не должна готовить детей к армии. Вместе с директором пущинской гимназии “Азъ” Светланой Булаевой и директором “Академического колледжа” при Казанском университете Павлом Шмаковым искали способы защиты необычных школ от закрытия, советовались со специалистами, как помочь всем попавшим в похожую ситуацию.

Елена Лосевская писала о семейных школах, созданных родителями Архангельска и Оренбурга. В самом деле, разве родители не могут учить своих детей сами? Могут, конечно, но на практике все зависит от воли местных управленцев – не все поддерживают инициативу родителей.

А еще мы писали о проблемах сельских школ, разговаривали с педагогами и психологами о том, как преодолеть детям и взрослым одиночество и страх ошибки, как попробовать учить без отметок или хотя бы изменить свое к ним отношение, писали о проблемах репетиторства и молодежной эмиграции, сложностях и радостях сельских школ.

Но главное – мы строили школу, в которой было бы хорошо всем: маленьким, средним, большим, одаренным, обыкновенным, – школу сотрудничества. Ее фундамент – идея самоценности детства, уважение усилий растущего человека, создания особенной среды для развития, складывающейся из интересных дел, красивых вещей, теплой атмосферы (мы писали об этом в номерах о Соловейчиковских чтениях, о выставке “Школа-2000”, конкурсе “Красивая школа”).
Оказалось, что в школе сотрудничества у учителя совсем другая роль – не передатчика информации и умений, а организатора, вдохновителя, помощника. Главная его работа – наблюдать, что происходит с конкретным ребенком или группой детей, обдумывать и выстраивать помогающие отношения. Он не дает уроки, а участвует в проектах (о некоторых из них мы рассказывали – “Рязань-media”, “Лидерство для юных”, конституция красноярского лицея “Универс”).
Да и вообще в нашей школе сотрудничества для учителя нет учеников, а есть дети, подростки, взрослые люди. Поэтому и стали вести отдельные страницы – “Младшая школа”, “Подростковая школа”, “Старшая школа”, чтобы обсуждать, как и в чем помогать им на каждом возрастном этапе. Одна из важнейших проблем младшей школы – обучение шестилеток – особенно остро обсуждалась в этом году (наша газета писала о “круглом столе”, проходившем в Министерстве образования): стоит ли принимать ребятишек этого возраста в школу, что они приобретают, а что теряют, переступая порог класса? В самом ли деле они не готовы учиться или это взрослые не готовы создать для них особые условия учения?

Мы старались постичь природу ребенка: что и почему привлекает его внимание, заставляет действовать, что мешает, вдохновляет, растит? В материалах рубрики “Уроки на корточках” мы старались научиться искусству видеть ребенка, замечать за внешне обыкновенным педагогически важное. Задумываться, например, о дидактической пользе путешествий, организованных особым образом, о необходимости лазания по деревьям, об учении, растянувшись на полу на животе, о спонтанной дисциплине, возникающей у детей, если оставить их в покое, шкафчике с книгами, приохотившем к чтению...
А рядом всегда мы печатали “Детское методическое пособие” – словно бы практическое воплощение этих разговоров. К нам в газету приходили письма с описаниями всевозможных детских идей. Брошенные вскользь или даже в шутку, они превращались в настоящие маленькие методические разработки, и в классе появлялся, например, музей личных коллекций, лаборатория в шкафу.

...И вот подошли каникулы.
Летнее солнышко светит в окна школы сотрудничества. Прощаясь с вами до августа, мы приготовили маленький подарок – книгу в газете, хрестоматию по педагогике сотрудничества. Пять летних номеров обещают встречу-разговор с Янушем Корчаком, Марией Монтессори, Александром Ниллом, Софьей Лысенковой и многими, многими другими. Читайте, размышляйте, сравнивайте.
Счастливого вам лета, полного открытий!

Школьный отдел

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru