“Школьному делу” – время, а каникулам – лето!
Школьная полоса прощается с читателями до
августа. А что принято делать на прощание?
Конечно – вспоминать самое лучшее, интересное и...
дарить подарки!
Так бывает во многих школах в последний день –
ребята и взрослые сдвигают стулья в круг и
размышляют вместе, что получилось, открылось,
состоялось в их общей жизни, а что нет и почему.
Вот и мы решили, прежде чем уйти на каникулы, еще
раз вспомнить, чем жила страница “Школьное
дело” целый год.
Вместе с Евгением Куркиным и Сергеем
Поляковым мы размышляли о современном состоянии
и перспективах развития школы. Каким быть
содержанию основного образования? Что нас
ожидает – продолжение консервативного курса
учебно-предметного образования или все-таки у
детей будет и в дальнейшем возможность выбирать
предметы? Сохранится ли классно-урочная система
или обучение будет строиться на проектной основе
или индивидуальном подходе? Мы предложили
подумать над возможными сценариями, и в редакцию
уже идут письма.
Новое содержание образования рождается на наших
уроках. Алексей Юшков из Красноярска писал нам о
новых смыслах и способах преподавания
естествознания ученикам начальной школы, для
которых открытие и исследование – главные
мотивы учения. Он рассказывал о возможных
вариантах уроков-диалогов с младшеклассниками,
когда учитель фиксирует детское удивление,
поощряет выдвижение гипотез, даже самых
невероятных, обсуждает их, а не спешит рассказать,
как все обстоит на самом деле. Одним из главных
результатов такого диалогового образования
становится не только умение собирать и проверять
информацию, но и постоянная потребность задавать
вопросы себе и миру. О новом содержании
литературного образования размышляли учителя
словесности Галина Донская и Искра Тандит. Уроки
литературы – это время для словесного
творчества учеников, воспитания способности к
рефлексии собственной жизни или приобретения
навыков литературоведческой работы? А может, и
того и другого? Что считать главным результатом
качественного литературного образования –
потребность читать книги, пропуская жизнь героев
через жизнь собственную, или умение связно
излагать мысли?
Новое содержание образования – это, конечно, не
только то, что преподается, но и как, какова
позиция учителя в образовательном процессе. Об
этом материалы новой страницы “Школа для
учителя”. Среди них – статья Эрнста Гусинского и
Юлии Турчаниновой “Этапы восхождения к
профессии” о педагогическом образовании,
построенном так, что будущий учитель учится не
своему прямому делу – воспитанию детей, а
изучает академический предмет, который
предстоит потом преподавать ученикам. И свой
собственный педагогический рост он вынужден
обеспечивать сам методом проб и ошибок,
постепенно продвигаясь от полной беспомощности
и растерянности к стремлению овладеть
всевозможными педагогическими техниками, к
осмыслению собственной деятельности. Об
опасностях “сгорания”, утраты интереса к работе,
подстерегающих учителя на этом пути, писал
Анатолий Витковский.
А еще мы размышляли о невидимых в повседневной
суете подводных течениях и камнях, ожидающих
любого, даже самого талантливого учителя.
Однажды корреспонденты школьного отдела пришли
в обычную московскую школу, чтобы попробовать
уловить атмосферу, в которой дети и взрослые
живут каждый день. И стали обнаруживаться
удивительные вещи – для счастливой жaизни и
хорошего образования недостаточно уроков, даже
проведенных по всем правилам личностно-ориентированной
педагогики. Оказалось вдруг, что при формальном
подходе они ничуть не лучше привычных
традиционных уроков. И, наоборот, трудный урок
математики зажигал свет в детских глазах.
Оказалось, что для ребенка в школе все имеет
значение – висящие на стенах детские работы и
фотографии, сломанные парты, кружки, работающие
после уроков. И для того чтобы атмосфера в самом
деле создавалась, нужно искать какие-то точки
пересечения, нужно соединять все это вместе,
думать не только над содержанием урока, но и над
созданием предметной среды, окружающей детей,
над общими праздниками и традициями.
Мы много говорили о возможностях образования вне
школьных стен, когда ребенка учат среда, в
которой он живет, традиция, обычай (об этом
рассказывал Анатолий Цирульников в
“Педагогических путешествиях”) или Интернет-библиотека,
интерактивный музей, необычная энциклопедия,
даже салон автобуса, на стенах которого наклеены
постеры с задачками и вопросами.
Василий Кольченко помогал нам представить образ
школьной Америки. Мы с удивлением обнаруживали
похожие учительские проблемы, перенимали
интересный опыт, удивлялись и радовались,
сравнивая: а как у нас?
Вместе с Мариной Косминой мы переживали за наших
мальчишек, для которых призыв в армию становится
настоящим испытанием, протестовали против
возвращения в школу начальной военной
подготовки, потому что, как нам кажется, школа не
должна готовить детей к армии. Вместе с
директором пущинской гимназии “Азъ” Светланой
Булаевой и директором “Академического
колледжа” при Казанском университете Павлом
Шмаковым искали способы защиты необычных школ от
закрытия, советовались со специалистами, как
помочь всем попавшим в похожую ситуацию.
Елена Лосевская писала о семейных школах,
созданных родителями Архангельска и Оренбурга. В
самом деле, разве родители не могут учить своих
детей сами? Могут, конечно, но на практике все
зависит от воли местных управленцев – не все
поддерживают инициативу родителей.
А еще мы писали о проблемах сельских школ,
разговаривали с педагогами и психологами о том,
как преодолеть детям и взрослым одиночество и
страх ошибки, как попробовать учить без отметок
или хотя бы изменить свое к ним отношение, писали
о проблемах репетиторства и молодежной
эмиграции, сложностях и радостях сельских школ.
Но главное – мы строили школу, в которой было бы
хорошо всем: маленьким, средним, большим,
одаренным, обыкновенным, – школу сотрудничества.
Ее фундамент – идея самоценности детства,
уважение усилий растущего человека, создания
особенной среды для развития, складывающейся из
интересных дел, красивых вещей, теплой атмосферы
(мы писали об этом в номерах о Соловейчиковских
чтениях, о выставке “Школа-2000”, конкурсе
“Красивая школа”).
Оказалось, что в школе сотрудничества у учителя
совсем другая роль – не передатчика информации и
умений, а организатора, вдохновителя, помощника.
Главная его работа – наблюдать, что происходит с
конкретным ребенком или группой детей,
обдумывать и выстраивать помогающие отношения.
Он не дает уроки, а участвует в проектах (о
некоторых из них мы рассказывали – “Рязань-media”,
“Лидерство для юных”, конституция
красноярского лицея “Универс”).
Да и вообще в нашей школе сотрудничества для
учителя нет учеников, а есть дети, подростки,
взрослые люди. Поэтому и стали вести отдельные
страницы – “Младшая школа”, “Подростковая
школа”, “Старшая школа”, чтобы обсуждать, как и
в чем помогать им на каждом возрастном этапе.
Одна из важнейших проблем младшей школы –
обучение шестилеток – особенно остро
обсуждалась в этом году (наша газета писала о
“круглом столе”, проходившем в Министерстве
образования): стоит ли принимать ребятишек этого
возраста в школу, что они приобретают, а что
теряют, переступая порог класса? В самом ли деле
они не готовы учиться или это взрослые не готовы
создать для них особые условия учения?
Мы старались постичь природу ребенка: что и
почему привлекает его внимание, заставляет
действовать, что мешает, вдохновляет, растит? В
материалах рубрики “Уроки на корточках” мы
старались научиться искусству видеть ребенка,
замечать за внешне обыкновенным педагогически
важное. Задумываться, например, о дидактической
пользе путешествий, организованных особым
образом, о необходимости лазания по деревьям, об
учении, растянувшись на полу на животе, о
спонтанной дисциплине, возникающей у детей, если
оставить их в покое, шкафчике с книгами,
приохотившем к чтению...
А рядом всегда мы печатали “Детское
методическое пособие” – словно бы практическое
воплощение этих разговоров. К нам в газету
приходили письма с описаниями всевозможных
детских идей. Брошенные вскользь или даже в шутку,
они превращались в настоящие маленькие
методические разработки, и в классе появлялся,
например, музей личных коллекций, лаборатория в
шкафу.
...И вот подошли каникулы.
Летнее солнышко светит в окна школы
сотрудничества. Прощаясь с вами до августа, мы
приготовили маленький подарок – книгу в газете,
хрестоматию по педагогике сотрудничества. Пять
летних номеров обещают встречу-разговор с Янушем
Корчаком, Марией Монтессори, Александром Ниллом,
Софьей Лысенковой и многими, многими другими.
Читайте, размышляйте, сравнивайте.
Счастливого вам лета, полного открытий!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|