Учительское лето
Давайте оглянемся на прошедший учебный год и
посмотрим, что изменилось в реальной школе, где
учатся наши дети
Ну вот теперь наступило настоящее учительское
лето.
От последнего звонка до выпускного вечера был
переходный период. А конец июня – начало
законного отпуска, время отдыха и спокойных
размышлений. В том числе и о том, что же
происходит с нашей школой, с нашими учениками и с
нами, учителями.
То, что лето – время размышлений, подведения
итогов, чувствуется и по письмам (теперь все
больше по электронной почте).
Марина Лаптева из Красноярска, удивительный
учитель, мастер музейной педагогики, провела 15
июня настоящий городской праздник –
музейно-педагогическую мастерскую – прямо в
городском парке. Похоже, в Красноярске рождается
особый вид педагогики – открытая, ландшафтная
образовательная программа. То, о чем я всегда
мечтал – чтобы дети и учителя не в душном классе
изучали репродукции из альбомов или тексты по
хрестоматии, а было живое творчество детских и
учительских масс, облеченное в образовательную
программу и “засчитываемое” как учебное
достижение, а не просто как факультатив. У Марины
Лаптевой это получается – и мальчишки после
мастерской, разукрасив парк, взяли краски и пошли
красить городские заборы. Вам это ничего не
напоминает?
А Марина Калужская, учитель-философ из
екатеринбургской школы “Корифей” (федеральная
экспериментальная площадка), размышляет в своем
электронном письме о новой миссии школы в
современном мире. Марина Калужская и Алексей
Бабетов, лидеры “Корифея”, – цвет эвриканской
сети экспериментальных площадок, абсолютно
новое поколение деятелей образования. В их
работе – сочетание глубокого философского
анализа и абсолютной технической компетенции,
тонкое чувствование ребенка и готовность к
решению трудных управленческих задач. Вот
отрывок из письма:
“В Древней Греции, где мир был обжитым и
целостным, школа была фундаментом культуры, т.е.
давала человеку тот самый – простой и
единственный – способ полагания смысла. Она
служила разновидностью досуга (сократовское
“схоле” – досуг, время, свободное от социальных
обязанностей), но досуг виделся важнейшей частью
духовной жизни. Современное общество
раздроблено, государство кажется враждебным, а
каждая политическая партия (нация, финансовая
группа) объявляет, что предлагаемый ею взгляд на
вещи самый правильный…
Однако явственно наметились тенденции к
воссозданию культурной целостности – через
единое поле Информации, создание мировой Сети.
В границах становящейся целостности –
информационного пространства – школа обязана
найти свое место и свою миссию. Более того, именно
школа способна стать реальным связующим звеном
между единым информационным миром и разорванным
социальным, между технологиями и возможностью их
гуманитарного насыщения, между стандартом и
индивидуальностью”.
Еще одно письмо, вернее, часть большой переписки
с новосибирской школой “Умка”, с одним из ее
лидеров – Еленой Ушаковой. Елена Григорьевна –
легендарная личность. Талантливый математик (не
талантливый учитель математики, а именно
талантливый математик), прошла великолепную
современную школу педагогики: в красноярской
школе “Универс” работала вместе с Фруминым,
Кургановым, Хасановым – почти классиками
педагогики развития, очень плодотворно работала
в системе “Школа диалога культур”, затем вела
классы развивающего обучения, сотрудничала с
направлением “НООГЕН”, закончила полный курс
Свободного университета “Эврика”, одним словом,
Елена Ушакова – один из крупнейших в России
специалистов в области современной педагогики.
Сейчас вместе со своими друзьями, тоже
эвриканцами, работает в инновационной школе
“Умка”.
Вот отрывок из нашей переписки, заметки ученицы
Ушаковой – молодой учительницы Маши Серант о
“НООГЕНе”:
«”НООГЕН” – это школа из другого мира, “школа
наоборот”. В первом мире любой взрослый –
учитель (если и не по статусу, то по содержанию уж
точно!); во втором – учитель просто взрослый
(вернее, совсем не просто взрослый). В первом мире
все функции определены изначально и измениться
не смогут никогда; во втором – я должен сам
выбрать себе роль, а может, даже и не выбрать, а
выбирать все время заново. Каждый раз “НООГЕН”
задает множество пространств, в каждом из
которых человек вынужден самоопределяться
(“ноогеновские задачи”, студии, тренинги и т.д.).
В первом мире все отделено друг от друга: предмет,
учитель, ученик; во втором – все живет в
конкретных личностях. Содержание нельзя
оторвать от его носителя, позицию – кто ученик,
кто учитель – надо каждый раз формировать
заново.
Не раз приходилось наблюдать, что происходит при
этом с детьми. Вначале ощущается (именно
ощущается, а не осознается) отсутствие рамок.
Хочется добавить – полное отсутствие, потому что
все именно так и воспринимается ребенком.
Возникает тот же эффект, который мы имеем, войдя
из темноты в ярко освещенную комнату: глаза
просто пока ничего не чувствуют. Здесь действуют
нормы жизни взрослого сообщества, т.е. нормы,
которые идут изнутри, а не извне. Внешняя норма
есть как факт, она не обсуждается и даже редко
когда осмысляется, она либо выполняется, либо
нет. Внутренняя норма – другое дело. Она
рефлексивна по самой своей сути. Отсюда ее
сомнительность, а иногда и желание “проверить ее
на прочность”. Отсюда один и тот же феномен – в
первые дни на вечерних заседаниях встревоженные
преподаватели обсуждают различные эксцессы,
связанные с поведением целого ряда учеников. А у
тех глаза пока привыкают к свету. Чаще всего это
проходит через несколько дней. Иногда
затягивается до следующей летней школы. Именно
здесь дети обретают то, что удачнее всего было бы
назвать само-стоянием. Первый опыт поиска
внутренней нормы и проверка ее жизнью резко
меняют их облик. В детях появляется какая-то
внутренняя уверенность, степенность и
основательность. “НООГЕН” действует тут как
зеркало, в которое можно взглянуть и увидеть в
нем себя. На протяжении этих дней человек, может
быть, впервые задается вопросами: есть ли у меня
цели в жизни, мои ли действительно эти цели, что
нужно изменить в себе, чтобы то состояние
внутренней свободы, которое я почувствовал в
“НООГЕНе”, сохранилось в обычной жизни… Все
это, как мне кажется, гораздо важнее того
неоспоримого эффекта “НООГЕНа”, который
принято называть содержательным. Я имею в виду
то, на что и направлены, по сути, “ноогеновские
задачи”: расширение границ школьных дисциплин,
изменение отношения ребенка к учебному
предмету…»
Удивительные письма. Вообще каждый раз, когда я
открываю электронную почту и читаю послания
своих друзей из Южно-Сахалинска, Владивостока,
Хабаровска, Барнаула, Ижевска, Улан-Удэ,
С.-Петербурга и других городов и сел, мне каждый
раз хочется немедленно отправить эти письма в
редакцию с пометкой “Срочно в номер!”, потому
что это потрясающие, глубокие отражения той
истории, которая происходит с детством.
В ФЭПах, в эвриканской сети накоплен огромный
материал новой современной педагогики – не той,
которая укладывается в стандарты, не той, которая
упакована в академическую концепцию, не той,
которая использует принцип “базовых
предметов”, не той, которая зуновская, – а
другой.
Не буду давать качественные характеристики,
перечитайте письма, которые я процитировал, –
это и есть новая педагогика.
...Что происходит?
Внешне: реформа, модернизация, министерские
страсти.
По правде: дети растут, учителя ищут, как им
помочь.
Вроде кое у кого получается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|