Тайные агенты эволюции
Микроорганизмы и наркотики – наши извечные
спутники, враги, а иногда и союзники, – похоже,
сыграли не последнюю роль в биологическом
становлении человека
I. Зверинец под микроскопом
Говоря о человеческом обществе, мы почти
никогда не задумываемся над тем, что в реальности
это явление не ограничивается связями человек –
человек, а представляет собой сложный экоценоз, в
котором доля сателлитов огромна:
сельскохозяйственные животные и растения
обеспечивают людей (и друг друга) пищей, а
микроорганизмы – болезнями и, как ни странно,
здоровьем. Открытие микроскопа принесло миру
знание об “анималькулях”, а позднее и о том, что
в природе существует не только взаимосвязь, но и
взаимопроникновение организмов. Это делает
биосферу именно сферой, а не просто скоплением
отдельных живых существ. Нетрудно представить
себе дерево как целый город, полный больших и
малых обитателей, в которых также ютятся свои
крохотные квартиранты. Даже обычная птица – на
самом деле “летающий биоценоз”, в котором живут
сотни видов разных козявок и червяков, тьма
микробов, в легких – грибы, на ногах – налипшая
икра, а в чреве хранятся семена священной омелы.
Тело “природного” человека тоже не бедствует:
дает приют членистоногим, червям, грибам,
бактериям, водорослям, простейшим, вирусам, и
этот “зоопарк” насчитывает сотни триллионов
организмов – на 1013 клеток тела приходится 1014
одних только бактерий! Среди них иногда
попадаются “вредные”, а точнее, патогенные,
которые способны взломать защиту и вызвать
инфекционный процесс.
Инфекции сыграли немалую роль в эволюции
человека, оставаясь мощным фактором отбора
вплоть до наших дней. Популяции людей всегда жили
с грузом сожителей, приспосабливаясь к ним и
страдая от внедрения новых. Крошечные патогенные
организмы сдерживали рост населения не хуже, а
гораздо лучше крупных хищников, заставляя иметь
меньше потомства и сокращая жизнь. Если в
древности болезни-спутники спокойно тлели в
популяциях, не причиняя особых разрушений, то с
развитием дорог и городов они вырвались, как из
ящика Пандоры, уничтожая целые народы. Еще со
времен Карфагена коса эпидемий приводила к
падению государств и расчищала путь военной
победе. А инфекции, принесенные из лона
многолюдной Европы, посеяли смерть среди
коренных народов. Индейцев, например, победили не
только ружья колонистов, мертвые бизоны и золото,
но и оспа, которую специально распространяли,
переправляя им зараженные одеяла. В тропиках
инфекции и сейчас являют собой могущественную
силу.
Но с большинством симбионтов у человеческого
организма установились “дружественные
отношения”. Они стали “нормальной микрофлорой”
и приносят большую пользу. Вообще в природе
граница между выгодами и убытками симбиоза очень
зыбка. “Злые” паразиты могут оборачиваться
полезными сожителями или даже кормящими
хозяевами, нейтральные спутники – опасной
инфекцией (мутанты кишечной палочки),
генетические воры – ценным фактором
эволюционного прогресса (вирусы)... Кстати, есть
гипотеза, что вирусы оказали влияние и на
эволюцию человека, действуя прямо на геном:
внедрение ретровирусов некогда повлияло на
повторяющиеся (тандемные) регуляторные гены, а
результатом этого стало замедление онтогенеза и
гипертрофия мозга.
Успехи медицины резко ослабили влияние
инфекции. При этом открылась добрая половина
нерастраченного жизненного пространства,
появилась акселерация, возросла
продолжительность жизни. Однако прогресс
цивилизации оказал также и негативное влияние на
микрофлору. Новый состав пищи, агрессивная
косметика, загрязнение среды, обилие
антибиотиков и других лекарств привели к частым
дисбактериозам, открывающим путь очередной
инфекции (особенно патогенным грибам), болезням
иммунитета, аллергиям.
Такова естественная “служба” микросимбионтов
человеку. Но он научился использовать их и в
своей материальной культуре, хотя бы делая хлеб,
пиво, сыр и лекарства.
Микроорганизмы – великие алхимики Природы,
превращающие ее одежды в прах или золото.
Управление ими дает особую власть над ресурсами
экосистемы.
II. Когда джинны показывают когти
Еще один опасный спутник нашего вида – дурман.
Без преувеличения можно сказать, что
одурманивающие (или психоактивные) вещества
используются каждым человеком во всех
популяциях Земли, да еще и с древнейших времен.
Природный дурман попадает к людям не только в
виде галлюциногенов (пейот, строфария, спорынья),
наркотиков (конопля, кока, мак), алкоголя
(виноград, злаки, клубни), табака, но и в виде чая
(пришедшего из китайского культа), кофе (напиток
монахов Эфиопского нагорья), какао (сырье для
“чоколатля” – мистического напитка ацтекской
знати) и косвенным образом – сахара (начал
завозиться в Европу для подслащивания какао, чая
и кофе). Все эти продукты вызывают сильное или
слабое пристрастие. Человек применяет их скорее
не в пищевой, а в ритуальной сфере – это не
продукт потребления, а предмет культа. Они по сей
день продолжают быть важной статьей лицевой и
теневой экономики мира. Технологическая
революция привела к изобретению способов
массового производства дурмана, и он превратился
в опасную стихию. Так же как микробы поражают
немощный организм, дурман нападает на общества
со слабым “иммунитетом”, роль которого играют
этика и аксиология. Но когда же человек впервые
приобрел этого спутника?
Вероятно, уже самые далекие наши предки
обладали практикой одурманивания, которая
внесла немалый вклад в историю развития
социокультурной среды. Этноботаник Теренс
Маккена предполагает, что это один из ключей к
разгадке эволюции древних людей. Он считает, что
реальным источником одурманивания были
повсеместные псилоцибиновые грибы, а
эволюционным эффектом – быстрое увеличение
размеров мозга. Эволюция головного мозга –
загадочная область становления человека, к
которой мы еще вернемся в дальнейшем разговоре.
Вероятно, дурман и в самом деле мог стать одним из
многих ее факторов, но не действуя прямо на мозг
или гены, а формируя особый социальный отбор и
информационную среду.
Одурманивание рождает “измененные состояния
сознания”, в которых нарушаются нормальные,
консервативные представления. Оно расслабляет
скованное тело, стимулирует вокализацию,
развязывает язык: захмелев, люди принимаются
петь, плясать и спорить на высокие темы.
Некоторые свойства мозга ослабевают, некоторые,
наоборот, обостряются; часто напрямую
стимулируются “центры удовольствия”. Отдельные
вещества могут повышать скорость реакции,
способность к сосредоточению, расширять
семантическую среду, “горизонты мышления”.
Положительное воздействие нейроактивных
веществ широко используется в психиатрии.
Конечно, наступает расплата за постоянство
такого “вторжения” – привыкание, патологии. Но
в природных условиях негативный эффект был
невелик из-за ограниченности источников
вещества, ритуальных и возрастных запретов.
Измененные состояния сознания повлияли на
мифологические представления. Древние (да и
современные) шаманы в экстазе опьянения
уносились в иные миры, создавая новые образы и
даже целые религии. В конечном итоге дурман
присутствовал при создании самой картины мира
человека, насквозь мифологической даже и в наше
время.
Мифологическим символом психоактивных веществ
были молодильные яблоки, нектар, хмель, мед-пиво.
Пчела и бортник повсюду наделялись особой
мистической силой и мудростью. Дикий мед, добыча
которого была нелегким делом, больше служил не
лакомством, а сырьем для сбраживания напитка. В
него добавляли галлюциногены – получался “Мед
поэзии”, который-то и позволил Одину изобрести
руны... “Вещества” содержались в колдовском
зелье для оборотней, в мази для полетов на метле,
которой пользовалась Маргарита, в зараженном
спорыньей хлебе, который вызывал массовые
безумия, вспышки ликантропии и повальное
превращение девушек в салемских ведьм. С
дурманом связан и образ джинна, который
появляется, “если потереть лампу”. На самом деле
стенки металлической лампы натирали
наркотической пастой (на основе конопли): при
нагревании вещество испарялось, вызывая
галлюцинации и пробуждая магические силы
человека. Джинн “исполнял желания”.
Повсеместно люди совершали обряд совместного
одурманивания. Такой ритуал (даже в виде
скромного чаепития или прикуривания) и по сей
день сближает людей, облегчая их
взаимопонимание. По сей день, как и в древности,
он происходит во время Праздника –
сакрализованного дня, посвященного божеству,
которое в это время “гостит у празднующих”. До
сих пор сохранились и каноны этого ритуала. Так,
праздничное меню обязано содержать спиртное и
создавать иллюзию изобилия, поэтому оно приносит
не только удовольствия, но и испытания для
желудка. Во время трапезы должны идти разговоры о
дурмане и звучать ритуальный смех. В сосудах
таится не что иное, как кровь Диониса-Бахуса,
змееподобного Духа Подземелья, подателя
плодородия, произрастания (отсюда “зеленый
змий”), здоровья, но и смерти, лжи, смеха... Поэтому
бокал поднимают за здоровье, ибо причащение
кровью этого божества равноценно прямому
обращению к нему.
Но и поэтому мораль новой эры, когда были
низвержены старые языческие культы, стала
считать опьянение грехом. Культ дурмана
постепенно опутали многочисленные оковы:
архаические табу, не позволяющие прикасаться к
нему в запретные дни и тем, кто не прошел обряд
инициации (то есть детям), монотеистические
запреты, общественное порицание, законы юстиции.
Однако народы, не имеющие такой защиты, сильно
пострадали при встрече с новыми формами дурмана.
Если табак, например, встретил в Европе
прохладный прием, осуждался церковью, а в
петровской России за курение полагалось суровое
наказание, то у народов Севера он стремительно
распространился, вызвав сильное пристрастие.
Табак там курили все: взрослые, малые дети,
девяностолетние старухи не расставались с
трубкой, его нюхали, клали в рот, он был слишком
дорог – так подмешивали порошок из коры, чукчи
курили даже в бушующем море – огоньком внутрь...
Ученый-ссыльный Владимир Богораз-Тан,
исследовавший Север в прошлом веке, сообщает, что
перебои с табаком вызывали у чукчей тяжелейшую
депрессию. Другое новшество – изобретение
перегонки спирта. Появление крепких напитков
подорвало, например, процветающую цивилизацию
доколумбовой Америки, а в ХХ веке вызвало
деградацию северных народов Евразии (“северная
конкиста” проливала не кровь, а спирт, чайник с
которым стоял в каждом сельпо), к которым можно
отнести и русских, как ни печально это звучит.
Если в древности малочисленный и опутанный
запретами дух дурмана приносил скорее пользу,
чем вред, то современная приобщенность к нему
молодежи и массовое производство, напротив,
сделали его врагом человечества. Его ставшие
безмерными запросы усугубляют экологический
кризис, заставляя разрушать тропические леса под
плантации коки, превращать в спирт древесину,
зерно и прочие источники крахмала, раздувая
войны за место под южным солнцем. Неограниченный
доступ к психоактивным веществам ставит
человечество перед угрозой ухода в мир
сновидений.
Некоторые общества имеют мощные этические
ограничители, даже могут позволить себе смягчить
правовые запреты и, например, поднять вопрос о
легализации ряда наркотиков. Но большинство
коллективов такой этики не имеют и беззащитны
перед грозным божеством Дурмана, которое и ныне
все так же сильно и требовательно к соблюдению
ритуалов своего культа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|