Кадры дней, которых больше нет
Дневник этого лета
Эти три текста – из еженедельной рубрики
«Впечатления» виртуального журнала «Периферия».
Они – отчасти дневник, но не совсем обычный. Это
скорее попытка зафиксировать не события,
происходящие в жизни
(они как раз должны остаться за кадром), но
размышления, к которым эти события так или иначе
подтолкнули. Поэтому мне трудно судить,
насколько эти тексты интересны для читателя, но,
предлагая их вам, я руководствуюсь иным мотивом:
заинтересовать самим жанром, предложить такую
форму дневника каждому как один из возможных
выходов за пределы повседневности.
С.Т.
Валюта вечности
Что происходит? Что за окнами, за сумерками, за
молчанием, за встречами и недомолвками, за
тысячами фонарей, искрящих в сыром воздухе? Мне
не нужно ответа. И если кто-то скажет, что
происходит то же, что всегда, я лишь покорно
кивну. Потому что действительно ответа не нужно.
Это состояние знакомо каждому, с кем имеет смысл
говорить.
Взлет чередуется с падением – так заведено. Не
обращайте внимания, идите дальше – я вас догоню.
За окном – города: Нью-Йорк, Париж, и
истоптанный сандалиями Стамбул, и лежащий в
развалинах Грозный – города, города за окном, и
та же тишина в них, те же капли дождя барабанят по
крышам, те же недоуменные взгляды в окно. Что
происходит? Пауза, промежуток, прекращение огня,
прекращение любви, перекрещивание дождя и
фонарного света.
Все гораздо тише. Soft parade – никто никогда не
откликнется на выстрел счастливым смехом. Мы
обжили землю – обогнали ее жизнь и смерть,
обогнали их звук и недоуменно смотрим в окна...
Кто – мы? Конечно, я. Бегите, я вас догоню.
А пока я читаю книгу, где сказано об этом все.
Книгу, из которой есть выход. Не окно, а дверь. Это
“Татарская пустыня” Дино Буццати, написанная 60
лет назад, и сам он давно уже там, за границей
пустыни. Кажется, еще совсем немного, еще одно
движение – и дверь в темноту заброшенного
постоялого двора откроется перед тобой, жизнь и
смерть поменяются местами, и останется лишь
расправить воротник рубашки, вдыхая влажный
воздух.
Там тоже о беге, об ожидании, о надежде – но
подождите, пока я читаю книгу...
Да ладно, в книге ли дело? Сколько их уже
написано. Мы лихорадочно перебираем их страницы,
как швейцар чаевые, воображая, что стали богаче.
Но господа уехали! В оставленном номере
горничная не найдет ни бомбы, ни трупа. Остается
только действительно пить чай – на это и уйдет
вся скудная вечность.
Коварная валюта вечности! Они рисуют ее сами, не
отходя от кассы. А потом уезжают прочь,
обласканные нашей ненавистью, ускользнувшие от
нашей славы. Ловкие ребята.
Бегите, я вас догоню.
Я не всегда говорю, что думаю. Мои десять
пальцев врут. Они даже иногда норовят обмануть
друг друга, когда я перелистываю страницы. Я не
знаю, какой знак они поставят здесь, какой руки им
хотелось бы коснуться. Может быть, им нужна
музыка, может – оружие. Это и есть тоска по правде
и простоте, а вовсе не клятва перед присяжными.
Каждое сказанное здесь слово может быть
истолковано против меня – начиная с самого
первого. Но толкование, господин судья, тоже
требует слов.
Я сижу в комнате, довольно бессмысленной
комнате под защитой кровельной жести, стропил,
кирпичей и электропроводки – в крепости, о
которой позабыли враги, коммунальные службы,
телефонные и Интернет-провайдеры, гибнущие и
страждущие, влюбленные и мертвые. Мое время
уходит минута за минутой. И если я не успею
нарисовать на листе бумаги водяные знаки
вечности – никто не выпустит меня из этих стен.
Холодный ветер
О, какая вязкость в холодном воздухе, какая
лень-спячка разлита по городу, окунувшемуся было
уже в лето! Я сплю, сплю. Непробиваемо. Компьютер
мерцает северным сиянием, стол завален бумагой,
телефонные звонки как с того света, как с
поверхности на подводную лодку.
Дистиллированный воздух, около нуля.
Что там, на улице? Столбики сирени показывают
температуру, ветер гнет свою линию. Все ту же.
Я знаю, что время движется импульсами, ударами,
как кровь. Но меня бесят бесконечные паузы – и
твердое знание, что виной им ты сам. Следующий
удар сердца, следующее пробуждение... Возможно,
возможно, его не будет. Возможно. Северный ветер,
сирень за окном.
Меня тормошат тексты. Слабые и не очень, яркие и
блеклые. В них хочется завернуться и согреться,
но почему-то лишь холодное шуршание бумаги.
Бумажная возня. Минуты, когда почти перестаешь
доверять слову, понимаешь его отстраненность,
символичность, внечеловечность.
Этот странный механизм: когда слишком много –
тогда не твое.
Элементарное устройство человека за всей
сложностью интерпретаций: сосуд, в который не
вмещается все. Не может вместиться. Отсюда –
отстранение, равнодушие, агрессия. Только часть,
только твое, свое, личное. Вот еще один источник
холода, а не только тот, с циклонами и
антициклонами.
А хочется – всего.
Я ищу выход. Выход за рамки слов, церемоний
метафор, намеков и подмигиваний образов. Я ищу
простой выход за пределы себя. За комок серого
вещества, за сердце и тело, которым осталось мало.
Не я первый. Выхода, очевидно, нет – поскольку не
может быть он таким частным делом. Или выход
давно есть, и он провозглашен, а частная мысль его
закрывает.
Раджниш с его маятником, промахивающим
настоящее, в принципе лишь частный случай. Он
указывает сбой в механизме вечного двигателя –
не обнадеживая, что, дескать, он должен работать.
Может, и не должен. В чем ценность этого сегодня,
если оно исчезнет вместе со мною? В чем ценность
всего мира, если он исчезнет после моего тела? И в
чем – если он не вмещается в меня?
Нелепый вопрос с точки зрения того, кто кого
переживет. Однако в продолжении ли суть?
Я смотрю за окно. Я смотрю вокруг. Вещи, вещи...
Ну, это, конечно, не так важно, они не так
существенны, как люди... И вдруг ловлю себя на
мысли, что вот этот и вот этот предмет пережили
уже не одного владельца, а все равно являются
объектами моих наблюдений. Ну и что? А пожалуй, то,
что форма сохраняет некий укор человеческому
легкомыслию. Укор пожирателям миров. Мы не
способны насмерть употребить то, что сделали,
прежде чем сойдем в могилу (правда, нынешняя
цивилизация, преклоняясь перед
добросовестностью предков, все-таки идет по
иному пути: современные вещи делаются совсем не
так, чтобы пережить хозяев. И это вернее)...
Любые развалины – пантеон. Любая вещь,
пережившая человека, – пантеон. Чтобы забыть о
смерти, мы делаем бумажные тарелки и пластиковые
стаканы. Цивилизация всерьез включилась в гонку
со смертью. Хорошо ли это? А что – хорошо?
Верно одно: в нас здорово въелось умение
потреблять этот мир, над которым мы когда-то были
предназначены властвовать. И вот теперь холодный
ветер выводит из равновесия и слова не дают огня.
Но это всего лишь впечатления...
Обернется по-другому – и все станет иначе. Чуть
потеплеет на улице, на душе... И все-таки есть
железные мысли, железные, железные, железные
мысли, как кандалы, разбить которые может только
любовь.
Продолжение следует
Я вспоминаю пасхальные дни.
Ночь с крестным ходом, окропленным дождем,
набирающий обороты праздник, ночная и утренняя
Москва – все это не повторение старого обряда, а
каждый раз прорыв в новую жизнь, в новую
невыносимую легкость. Может быть, мы
отворачиваемся от прошлого, цепкими щупальцами
достававшего в последние недели поста, но вернее
– мы отворачиваемся от смерти, пьем, радуемся,
обнимаем друг друга на улицах и вспоминаем, что
жизнь не кончается каждый день, каждую
наступающую с Востока ночь.
Ничего особенного, наверное, не происходит. И
все-таки... Мне все страннее смотреть на эту
разворачивающуюся перед глазами потрясающую
киноленту – жизнь. Каким пристальным, измученным
наблюдателем нужно быть, чтобы разглядеть ее
монтаж, ее целлулоидные стыки, но как легко и
сладко лететь вместе с ней через железные колеса
проекционной машины времени!
“Меня больше нет!” – орет Умка где-нибудь в
подвале. Что ж! Не Бог весть какое открытие. Меня
тоже больше нет. Каждые восемь лет, если угодно, в
человеческом организме меняются все-все-все
клетки. Если не угодно – все равно.
Кто же есть – здесь и сейчас? Кто пишет эти
строки? Чье тело, чья душа?
Мы проходим свои воскресения, не замечая, как не
замечаем стыков и монтажа на киноленте времени.
Те зеркала, в которые мы время от времени смотрим,
чтобы увидеть себя, – черные зеркала. Потому что
настоящее зеркало в проекционной машине времени
– небо. Оно заполнено светом. Светом, пролетающим
через наши движения, мысли, выбивающим из нас на
землю тень, отбрасывающим наши изображения на
сетчатку эпохи.
А нас больше нет!
После каждого воскресения человек сколько-то
времени привыкает к себе. “Меня больше нет!” –
крик отчаяния, потери. Нас всегда учат находить,
обретать, утверждать себя. Нас никто не учил
терять. А ведь мы тысячи раз убеждались в
истинности слов “не оскудеет рука дающего!”, в
том, что отдавая, теряя – ты обретаешь
тысячекратно. Но потерять себя целиком кажется
почти невозможным делом – и мы отбрыкиваемся от
воскресения, цепляемся сами за свое прошлое (а
вовсе не оно цепляется за нас). А между тем нас
действительно больше нет – таких, какими мы были.
И вольно ставить здесь знак потери, а вольно
наполнить это событие обретением. “Меня больше
нет!” – слава Богу! Меня больше нет – нет в
темноте прошлого – значит, я есть на свете!
Воскресение. Чем больше говорится об этом, тем
вернее встает волна боли, волна возражения, волна
памяти. Если бы все было так просто! Если бы в
человеческой жизни были только возрождения – и
не было бы смертей, только обретения и встречи –
без потерь и расставаний... Здесь не хватит
никаких слов, чтобы убедить. Даже того Слова,
которое было в начале всех начал, – не хватит. И
когда-то, две тысячи лет назад, на земле и под
Небом случилось величайшее событие убеждения,
выводящее человека из лабиринта потерь.
Наполнившее крик “Меня больше нет!”
пронзительным светом.
Весною мы празднуем – странно сказать – память
об этом событии. Но празднуют эту память совсем
разные люди. Празднует где-нибудь Аня Герасимова,
Умка, которой “больше нет”, празднует мой друг,
ставший совсем другим, празднуют ангелы на
небесах, празднуют голоса в телефонной трубке,
стрекочет бесконечная лента кинопроектора
времени, на которой все кадры есть и были всегда
– и все-таки они всегда в движении. Кто же здесь
есть? Наши тени? Наши силуэты? Или отброшенный
сотнями поколений в будущее крик “Меня больше
нет!”?
Потому что “меня больше нет!” – значит, “я
остаюсь с Тобою, пред Твоим лицом, в Твоих
глазах”. Делай с нами что угодно, крути Свое кино!
И все-таки, и все-таки, и все-таки...
Значит ли это, что личного бессмертия не
существует? Если оно есть – ты будешь в нем таким,
каким родился на свет, или таким, каким встретил
свой последний день, или таким, каким был в самый
счастливый миг жизни? Ведь не может здесь быть
золотой середины? Пожалуй, это один из главных
вопросов о сущности человека, о его душе – и он
касается не только бессмертия. Какие мы есть? Как
“нас нет”? И единственный ответ,
напрашивающийся сам собой, подбрасываемый с
ходу: бессмертие – продолжение движения. Нечто
иное, но, в сущности, вовсе не отличимое от жизни.
Следующие, следующие воскресения.
Кадры, на которых тебя больше нет, продолжают
стрекотать в проекционной машине времени. Кадры,
на которых ты был, смотаны в тугую катушку
прошлого, – прекрасный фильм, который видели
многие, о котором кто-то еще вспомнит. Фильм,
пролетевший перед тобой в одно мгновение. Но в
зале вспыхивает свет. Ты встаешь с места,
выходишь на улицу – на многолюдную, праздничную
улицу своего города. В синем небе – солнце. В
церквах бьют колокола. А кинотеатр – даже не
запомнишь, где он: один из многих кинотеатров в
этом городе. И если тебя больше нет там, то только
потому, что ты – здесь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|