НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
Работаю в городском комитете
образования в должности заместителя
председателя. До этого работал в школе – сначала
заместителем директора по учебно-воспитательной
работе, потом директором. Включается ли время
работы в должности директора и заместителя
директора в стаж муниципального служащего при
определении размера надбавки за выслугу лет?
Постановлением Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 18 ноября
1993 года № 1173 “О выплате ежемесячных надбавок к
должностным окладам за выслугу лет работникам
территориальных органов министерств,
государственных комитетов и ведомств Российской
Федерации” разрешено органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления ввести выплату
ежемесячных надбавок к должностным окладам за
выслугу лет работникам этих органов.
Постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 30 декабря 1993 года № 186 “Об
утверждении разъяснения “О порядке
установления ежемесячных надбавок к должностным
окладам за выслугу лет работникам органов
исполнительной власти” предоставлено право
органам по труду по согласованию с финансовыми
органами республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
принимать решения о включении в стаж работы для
исчисления ежемесячных надбавок к должностному
окладу за выслугу лет персонально отдельным
работникам органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также органов
местного самоуправления времени работы на
других предприятиях, в учреждениях и
организациях. Поэтому при решении вопроса об
установлении надбавок за выслугу лет необходимо
было руководствоваться данным постановлением.
Вместе с тем сообщаем, что статьей 19 Федерального
закона от 8 января 1998 года № 8-ФЗ “Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации”
установлено, что в стаж муниципальной службы
муниципального служащего включается время
работы на муниципальных должностях
муниципальной службы, выборных муниципальных
должностях и государственных должностях.
Включение в стаж муниципальной службы иных
периодов трудовой деятельности осуществляется в
соответствии с федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Стаж моей педагогической работы составляет
25 лет. Из них с 1971 по 1974 год я работала заведующей
учебно-консультационным пунктом при школе и
одновременно вела в той же школе часы по
физической культуре – 12 часов. Однако время
работы в должности заведующей УКП мне не
засчитывают в стаж, дающий право на пенсию за
выслугу лет. Но ведь в этот период я работала еще
и учителем. Прошу оказать мне содействие в
решении вопроса о назначении пенсии за выслугу
лет.
В настоящее время периоды работы до 1 ноября
1999 года засчитываются педагогическим
работниками в стаж, дающий право на пенсию за
выслугу лет, в соответствии со Списком профессий
и должностей работников народного образования,
педагогическая деятельность которых в школах и
других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона
Российской Федерации “О государственных
пенсиях в Российской Федерации”, утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 6
сентября 1991 года № 463. Должности руководителей
структурных подразделений образовательных
учреждений (в том числе заведующего
учебно-консультационным пунктом) в этом
постановлении Совмина РСФСР не поименованы.
Однако ни статья 80 Закона Российской Федерации
“О государственных пенсиях в Российской
Федерации”, ни указанное постановление Совета
Министров РСФСР не связывают назначение пенсии
за выслугу лет с объемом выполнявшейся в тот
период преподавательской работы. Законом и
постановлением не установлено каких-либо
ограничений и в отношении того, велась ли
преподавательская работа, дающая право на пенсию
за выслугу лет, в том же учреждении или в другом.
Конституция Российской Федерации толкование
Законов Российской Федерации не
предусматривает. Однако Минтрудом России и
Пенсионным фондом России давались указания, в
соответствии с которыми органы социальной
защиты населения и региональные пенсионные
отделения Пенсионного фонда России отказывают в
назначении пенсии за выслугу лет работникам,
которые занимали штатные должности и
одновременно вели часы преподавательской работы
в том же образовательном учреждении, но в то же
время засчитывают время преподавательской
работы, осуществлявшейся на условиях
совместительства в другом образовательном
учреждении.
Преподавательская же работа, выполнявшаяся в том
же образовательном учреждении штатным
работником, не считается совместительством, но,
несмотря на это, также должна включаться в стаж
для назначения пенсии за выслугу лет, так как
действующим законодательством, как было сказано
выше, не установлено такого ограничения.
В связи с этим в случае невключения органами
социальной защиты в стаж, дающий право на пенсию
за выслугу лет, преподавательской работы,
выполнявшейся штатным работником (в том числе
заведующим УКП) в том же образовательном
учреждении в период до 1 ноября 1999 года, работник
вправе обратиться в суд по месту работы или по
месту жительства. Одновременно для сведения
сообщаем, что суды, рассматривая такие вопросы,
как правило, решают их в соответствии с
действующим пенсионным законодательством, то
есть в пользу педагогических работников.
В связи с изданием Федерального закона “О
ветеранах”, которым установлено, что ветеранам
труда из числа лиц, достигших пенсионного
возраста и награжденных орденами и медалями,
либо удостоенных почетных званий СССР, РСФСР или
Российской Федерации, либо награжденных
ведомственными знаками отличия в труде,
предоставляются льготы при оплате за жилье,
коммунальные услуги и другие льготы, просим
указать, к каким отраслевым знакам отличия в
труде могут представляться работники
образовательных учреждений в настоящее время?
Приказом Минобразования России от 13 января
1999 года № 44 было утверждено Положение об
отраслевых наградах, к которым могут
представляться работники образовательных
учреждений в настоящее время. К этим отраслевым
наградам относятся медаль К.Д.Ушинского,
Почетная грамота Минобразования России,
благодарность Минобразования России, а также
нагрудные знаки “Почетный работник общего
образования Российской Федерации”, “Почетный
работник начального профессионального
образования Российской Федерации”, “Почетный
работник среднего профессионального
образования Российской Федерации”, “Почетный
работник высшего профессионального образования
Российской Федерации”.
Нагрудным знаком “Почетный работник общего
образования Российской Федерации” награждаются
работники, имеющие стаж работы в школах,
школах-интернатах, детских домах, дошкольных
учреждениях, учреждениях дополнительного
образования детей не менее 12 лет.
Нагрудным знаком “Почетный работник начального
профессионального образования Российской
Федерации” награждаются работники, имеющие стаж
работы в системе начального профессионального
образования не менее 15 лет.
Нагрудным знаком “Почетный работник среднего
профессионального образования Российской
Федерации” награждаются работники, имеющие стаж
работы в системе среднего профессионального
образования не менее 15 лет.
Нагрудным знаком “Почетный работник среднего
профессионального образования Российской
Федерации” награждаются работники, имеющие стаж
работы в системе высшего профессионального
образования не менее 15 лет.
Лицам, награжденным вышеуказанными нагрудными
знаками и работающим в образовательных
учреждениях, подведомственных Минобразования
России, может устанавливаться ежемесячная
надбавка в размере до 20 процентов включительно
от ставки заработной платы (должностного оклада)
за счет средств образовательного учреждения.
Почетной грамотой Минобразования России
награждаются работники, имеющие стаж работы в
системе Минобразования России, как правило, не
менее 5 лет.
Медалью К.Д.Ушинского могут награждаться
педагогические работники всех образовательных
учреждений, работники научных, методических
учреждений и органов управления образованием,
деятели науки, имеющие значительные достижения в
области педагогики, психологии, дидактики, в
области обучения, воспитания, культурного и
нравственного развития личности, внесшие
значительный вклад в создание образцовых
учебников, в разработку учебно-методической
литературы, наглядных пособий, оборудования, в
совершенствование системы образования.
Благодарность Минобразования России может
объявляться работникам всех учреждений
образования, науки, органов управления
образованием за успешно проведенные конкретные
мероприятия, за успехи в трудовой, учебной,
воспитательной и административной деятельности.
Одновременно сообщаем, что таких отраслевых
знаков отличия в труде, как “Отличник
просвещения” и “Отличник народного
образования”, в настоящее время нет. Однако
работники образовательных учреждений,
награжденные ими ранее, имеют право на льготы,
предусмотренные Федеральным законом “О
ветеранах”.
При наличии 25-летнего стажа педагогической
работы органы социальной защиты отказали мне в
назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем,
что в течение 7 лет (с 1976 по 1983 год) я работала в
должности методиста районного Дома пионеров и
школьников. И все эти 7 лет я еще вела кружковую
работу в этом Доме пионеров и школьников. Правы
ли органы соцзащиты?
Да, правы, так как время работы в должностях
методиста и руководителя кружка не включается в
стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Работаю в средней школе
преподавателем-организатором основы
безопасности жизнедеятельности. Полную ставку
заработной платы мне выплачивали, когда я имела 9
часов преподавательской работы непосредственно
по курсу ОБЖ. В этом учебном году у меня будет 7
часов преподавательской работы непосредственно
по курсу ОБЖ, и бухгалтерия сказала, что будут
платить только полставки. Но ведь я провожу
занятия по гражданской обороне еще с
педагогическим и обслуживающим персоналом, а
также выполняю другую работу. В связи с этим
прошу сообщить, сколько мне должны платить –
полный должностной оклад или половину
должностного оклада?
В соответствии с приказом Минобразования
России и Госкомитета Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 16 марта 1993 года № 66/85 “Об организации
подготовки учащихся по курсу “Основы
безопасности жизнедеятельности” в
образовательных учреждениях”
преподавателям-организаторам основ
безопасности жизнедеятельности полные
должностные оклады выплачиваются за 36 часов
работы в неделю с учетом ведения
преподавательской работы непосредственно по
курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов год).
При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ
менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата
производится в размере 0,5 должностного оклада с
продолжительностью рабочей недели 18 часов.
За преподавательскую работу по курсу ОБЖ сверх 9
часов в неделю (360 часов в год), а также за
преподавательскую работу по другим предметам
производится дополнительная оплата в порядке и
на условиях, установленных для учителей.
Сообщите, пожалуйста, должны ли нам, учителям
сельской школы, проживающим в городе,
предоставлять льготы по коммунальным услугам?
Учителям, которые работают в сельской школе, но
проживают в рабочих поселках (поселках
городского типа), такие льготы предоставляют.
Согласно указанию Совмина РСФСР от 8 июля 1952
года № 215-1 только учителя сельских школ,
проживающие в городах, имеют право на бесплатное
получение квартиры, отопления и освещения при
условии, если сельские Советы, несмотря на
заявления учителей этих школ о предоставлении им
жилой площади, не смогли предоставить таковую в
сельской местности по месту нахождения школы.
Учителя же сельских школ, проживающие в
близлежащих городах в собственных домах,
коммунальных квартирах, а также снимающие
жилплощадь у частных лиц, отказавшиеся от
занятия предоставляемой им жилплощади в
сельской местности по месту нахождения школы,
утрачивают право на получение бесплатной
квартиры, но им должны предоставляться бесплатно
отопление и освещение.
Имею 18-летний стаж педагогической работы в
школе. В настоящее время нахожусь в отпуске по
уходу за ребенком до достижения им трехлетнего
возраста и одновременно работаю учителем
русского языка и литературы на условиях
неполного рабочего времени. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1999 года № 1067 о пенсии за выслугу лет
педагогическим работникам установлено, что,
начиная с 1 ноября 1999 года, для выхода на пенсию за
выслугу лет необходимо работать на полную ставку
заработной платы, то есть выполнять полную норму
рабочего времени в неделю. Имею ли я право,
находясь в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им трехлетнего возраста, работать на
полную ставку заработной платы?
Нет, не имеете, так как действующим
законодательством Российской Федерации
установлено, что женщины, находящиеся в отпуске
по уходу за ребенком до достижения им
трехлетнего возраста, могут работать только на
условиях неполного рабочего времени
.
Отвечала главный специалист Министерства общего
и профессионального образования Российской
Федерации
Валентина СОКОЛОВА
Сегодня оплата за проверку тетрадей
и классное руководство мизерная, а требует
большой затраты времени и сил. Имеет ли право
учитель отказаться от этих видов работ?
От классного руководства, наверное, может,
так как есть должность “классный воспитатель”.
Проверка же тетрадей, как я понимаю, во многих
случаях составляет суть учебного процесса. Если
учебный процесс можно организовать без проверки
тетрадей или ввести в школе должность
преподавателя, основной обязанностью которого
будет только проверка тетрадей, возможно как-то
облегчить эту работу, но этот вопрос не к газете,
а к методистам, администрации, к министерству.
Более того, работа по проверке тетрадей учтена в
должностных обязанностях учителя,
дополнительная оплата за нее может
производиться только решением администрации.
Является ли обязательным заключение
учредительного договора между учредителем и
образовательным учреждением?
Согласно статье 11, пункт 3 Закона РФ “Об
образовании” отношения между учредителем и
образовательным учреждением определяются
договором, заключенным между ними в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Нужна ли лицензия на открытие так называемых
летних оздоровительных площадок при школах?
Если эта деятельность включена в устав
образовательного учреждения и учтена в
имеющейся лицензии, то дополнительные лицензии
не нужны. Если такие площадки работают на платной
основе, эта деятельность должна быть необходимым
образом оформлена. Кроме того, должна быть
обеспечена безопасность детей, посещающих эти
площадки, для чего в зависимости от конкретных
обстоятельств может потребоваться лицензия или
разрешение от органов санэпиднадзора или
государственного пожарного надзора.
При составлении плана летней
оздоровительной работы у нас возникает вопрос о
рабочем времени учителей в каникулярное время.
Во всех документах я вижу “по тарификации”. Это
сколько часов?
Очевидно, наш читатель путает
продолжительность рабочего времени и объем
учебной нагрузки, за выработку которого
выплачивается ставка заработной платы.
Продолжительность рабочего времени для учителя
установлена 36 часов в неделю. Объем учебной
нагрузки, составляющий 18 или 20 часов в неделю, –
понятие, отражающее норму выработки, аналогичную
выработке токаря (может измеряться в количестве
деталей), уборщицы (в квадратных метрах) и так
далее. Обычно ставка выплачивается за работу в
течение 36 часов в неделю при условии выработки 18
(или 20) часов учебной нагрузки. В каникулярное
время, когда нет учебной нагрузки,
продолжительность рабочего времени не меняется
и составляет 36 часов, за которые выплачивается
заработная плата соответственно тому разряду,
который установлен учителю по тарификации.
Конкретные виды работы, выполняемые учителями в
каникулярное время, устанавливаются
администрацией, исходя из производственной
необходимости с учетом требований трудового
законодательства.
Работаю в одной и той же школе двадцать третий
год. Один год учился на курсах психологов без
отрыва от работы. Могу ли я взять два отпуска по
году без содержания, по истечении которых уйти на
пенсию по выслуге лет?
Так не получится: педагогический стаж
засчитывается только при выработке в течение
учебного года определенного минимума
педагогической нагрузки. Это особенно
подчеркнуто в последнем постановлении
правительства о должностях, работа в которых
засчитывается в выслугу лет (№ 1067).
Методисты и учителя привлекаются к
проведению внешней экспертизы при аттестации
учителей на I и II квалификационные категории. Как
оплачивается эта работа и входит ли оплата этих
часов в исчисление среднего заработка при
начислении отпускных?
Необходимо обратить внимание на то, кто
заказывает экспертизу, потому что кто заказывает
работу – тот ее и оплачивает. Если работа
выполняется в рамках обычного рабочего плана и в
пределах обычных трудовых обязанностей, она
дополнительно не оплачивается. Однако для
учителя работа по экспертизе (подготовке
отзывов, рецензий) не входит в круг основных
обязанностей, она может быть только
дополнительной. В этом случае экспертиза может
быть оплачена как разовая работа по трудовому
соглашению (даже если это будет соглашение с
администрацией той школы, где учитель работает),
и разовая оплата (гонорар) в этом случае в
исчисление среднего заработка не включается. С
полученных сумм бухгалтерия должна произвести
все положенные выплаты в налоговую инспекцию и
во внебюджетные фонды и при необходимости выдать
получателю требуемые справки. Если же учитель
одновременно работает методистом и получает за
это дополнительную заработную плату, работа по
экспертизе, когда она поручена ему в рамках
методической работы, дополнительно оплачиваться
не будет.
Так же надо рассматривать и работу методиста:
все, что выполняется как часть основных
обязанностей в пределах рабочего времени,
оплачивается в обычной заработной плате. Если
работа по экспертизе должна быть выполнена
дополнительно, это следует оформить приказом с
указанием порядка ее оплаты либо указать, за счет
какой основной плановой работы она должна
выполняться.
Работаю учителем-дефектологом слухового
кабинета в специальной (коррекционной) школе.
Ставка заработной платы учителя-дефектолога – 20
часов в неделю. Права ли администрация школы,
установив мне 8-часовой рабочий день (с 9 по 17
часов) при 6-дневной рабочей неделе? Бухгалтерия
РУНО не пропускает учителю-дефектологу
дополнительных 16 часов индивидуальной работы по
развитию речи и слуха, кроме установленных
администрацией 9–12 часов. Права ли бухгалтерия?
По учебному плану часов индивидуальной работы по
развитию речи и слуха много, но дефектологов
мало, и ведут индивидуальные занятия
неспециалисты. Входит ли в состав администрации
учитель-дефектолог слухового кабинета?
Продолжительность рабочей недели не может
превышать 40 часов. При 6-дневной неделе обычно
устанавливается по 7 рабочих часов и сокращенный
рабочий день перед выходным днем. Очевидно, вам
такой график и установлен. То, что вы посчитали
8-часовым рабочим днем, на самом деле включает 7
рабочих часов и 1 час обеденного перерыва,
который в рабочее время не входит. Если у вас
выходной день в воскресенье, то в субботу рабочий
день не должен превышать 5 рабочих часов (с
обязательным обеденным перерывом будет 6 часов).
20 часов, о которых вы пишете, – это объем учебной
нагрузки, которая меньше рабочего времени для
того чтобы дать учителю возможность готовиться к
занятиям, совершенствовать свою методическую
подготовку и т.п.
Права или нет бухгалтерия, мы судить не можем.
Очевидно, что и администрация, и бухгалтерия
устанавливают количество часов дополнительной
работы, исходя не только из потребности в такой
работе, но и из финансовых возможностей,
ожидаемых результатов (качества обучения) при
использовании определенных методик и
законодательно закрепленных пределов рабочего
времени учителя. Возможно, что администрация
вынуждена прибегать к услугам неспециалистов
при выполнении определенного объема работ, хотя
ожидаемого качества работы от неспециалиста
получить трудно.
Учитель не входит в состав администрации, если
только он приказом не назначен на какую-либо
руководящую должность: директора, заместителя
директора или на техническую должность –
секретаря и т.п.
Возникла спорная ситуация по поводу
распределения обязанностей между классным
руководителем и завучем по воспитательной
работе. Работники школы, подписавшие письмо,
просят ответить на ряд вопросов.
1. Какие конкретные обязанности выполняют
классный руководитель и завуч по воспитательной
работе?
Основные должностные обязанности классного
руководителя (классного воспитателя)
перечислены в Тарифно-квалификационных
характеристиках (требованиях), утвержденных
приказом от 31 августа 1995 г. № 463/1268, которые в
нашем приложении “Документы” публиковались (см.
№ 60, с. 3). Конкретно распределение обязанностей
между классным руководителем (воспитателем) и
заместителем директора по воспитательной работе
должно быть установлено в положениях,
утверждаемых администрацией образовательного
учреждения. Очевидно, что классный руководитель
большую часть воспитательной работы должен
посвящать ученикам, а заместитель директора –
обобщению опыта воспитательной работы в школе,
организации общешкольных воспитательных
мероприятий.
2. Как должен работать классный руководитель,
имеющий 0,5 ставки классного руководства, и что
значит 0,5 ставки?
Классный руководитель (воспитатель) –
отдельная педагогическая должность. 0,5 ставки
означает, что дополнительно к своей основной
работе в школе он выполняет воспитательную
работу, за которую ему выплачивается половина
заработной платы, устанавливаемой ему по
должности воспитателя. Аттестация по должностям
“учитель” и “классный воспитатель” должна
проводиться раздельно, так как это разные
должности, по ним могут быть установлены разные
разряды.
Продолжительность рабочей недели
педагогическим работникам установлена 36 часов.
Учебная нагрузка учителя – 18 часов в неделю, и
половина рабочего времени воспитателя также
составляет 18 часов. Очевидно, что в пределах
своих 36 часов учитель имеет возможность
выполнить 18 часов учебной нагрузки и 18 часов
воспитательной работы по должности классного
руководителя. При этом, однако, ему приходится
все 36 часов в неделю быть вместе с учениками
(воспитанниками).
3. Предоставляется ли отгул за проведение
общешкольных мероприятий в вечернее время?
График работы учителя (воспитателя), в том числе и
в случаях, когда он принимает участие в
общешкольных воспитательных мероприятиях,
должен составляться так, чтобы фактическое время
его работы суммарно не превышало 36 часов в
неделю. Работа свыше 36 часов должна считаться
сверхурочной и оплачиваться (см. статью 88 КЗоТ) в
полуторном (первые два часа сверхурочной работы)
или двойном размере (последующие часы
сверхурочной работы). Компенсация сверхурочных
работ отгулом не допускается. Отдельно
установлены нормы для оплаты работы в
праздничные дни (статья 89 КЗоТ). Здесь, если
работа производилась сверх месячной нормы
рабочего времени, она оплачивается по двойной
часовой или дневной ставке, но по желанию
работника вместо оплаты за работу в праздничный
день ему может быть предоставлен другой день
отдыха. Необходимо обращать внимание на
содержание сверхурочной работы: учебная
(общешкольные олимпиады и т.п.) или
воспитательная (дискотеки, общественно полезная
работа) и соответственно оплачивать ее, исходя из
ставки учителя или воспитателя, особенно если
они различаются.
4. Производится ли оплата за разрывы рабочего
времени между сменами более двух часов?
Если такие разрывы установлены общешкольным или
индивидуальным для отдельного работника
графиком и оформлены приказом, они
рассматриваются как нормальный перерыв. Это
время работник может использовать по своему
усмотрению, в том числе находиться за пределами
рабочего помещения. Такие перерывы не входят в
рабочее время и не оплачиваются. Если такие
разрывы возникают по не зависящим от работника (а
часто и от администрации) обстоятельствам и
могут рассматриваться как вынужденный простой,
это время должно оплачиваться как время простоя
(статья 91 КЗоТ). Факт простоя и размеры оплаты
должны оформляться приказом.
5. Академический или астрономический час мы
работаем во время каникул?
Рабочее время во всех случаях измеряется в
астрономических часах (60 минут). Академический
час (45 минут, а в младших классах еще короче)
устанавливается на основе гигиенических
требований (сохранения здоровья учителей и
учеников) и организационных возможностей
образовательного учреждения (обеспечение
перехода учащихся из кабинета в кабинет и т.п.).
Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН
В собесе сказали, что моя работа за
границей не входит в льготный стаж и не может
быть учтена при назначении пенсии по выслуге лет.
Правомерны ли их действия?
В “Правилах исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей”, утвержденных
постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.99 г. № 1067, говорится, что работа,
осуществлявшаяся за границей, засчитывается в
выслугу лет, если она выполнялась в учреждениях
Российской Федерации в должностях, работа в
которых засчитывается в выслугу. Упомянутое
постановление и приложения к нему опубликованы в
нашем приложении “Документы” № 55, с. 2–3. Из
приложенных вами документов следует, что с 7
марта 1987 года по 12 августа 1988 года вы работали
учителем истории в Мозамбике в учреждении
системы Минпроса РСФСР. Скорее всего это время
должно быть включено в специальный стаж. Какие
возражения имеются у органов социальной защиты,
мы сказать не можем, поэтому вам следует
обратиться по вопросу защиты своих прав либо в
вышестоящий орган социальной защиты (краевой или
федеральный фонд социального страхования), либо
непосредственно в суд.
Присланные вами документы мы возвращаем, однако
еще раз просим наших читателей: не присылайте нам
документов. Мы не государственная организация,
наша задача – информировать и разъяснять. Но
наше мнение никакой юридической,
законной силы не имеет.
Суммируются ли периоды специального стажа
лечебно-профилактической и педагогической
работы?
Нет. Периоды специального стажа в указанном
случае не суммируются.
Медсестра дошкольных групп работала на
полную ставку. После сокращения 0,5 ставки она
была зачислена на 0,5 ставки инструктора
физкультуры дополнительно. Отпуск ей был
начислен по должности медсестры – 24 рабочих дня,
не принимая во внимание, что отпуск инструктора
по физкультуре – 36 рабочих дней. Правильно ли
это?
При выполнении работы основной и работы по
совместительству продолжительность отпуска
определяется по основной работе. Оплата за
отпуск рассчитывается на основании
среднедневной ставки, в которой учитываются обе
фактически выполняемые работы.
Самые престижные университеты – МГУ и МГИМО
не принимают у абитуриентов копии аттестатов, а
только аттестаты. Может ли студент 1-го курса без
вреда для себя забрать на время экзаменов в
другой вуз свой аттестат из прежнего учебного
заведения?
Аттестаты о среднем образовании, как и
другие документы, при их использовании
подчиняются определенным правилам. Одинаковую
силу имеют подлинники документов, либо их
обоснованно выданные дубликаты, либо их
нотариально заверенные копии. В личных делах в
кадровых службах могут храниться копии
документов об образовании, заверенные
работником этой службы. Если ваш аттестат
находится в личном деле в вузе, а он вам
необходим, напишите заявление на имя ректора или
проректора с просьбой выдать вам ваш аттестат
взамен копии. Вы даже не обязаны объяснять
причину, для чего аттестат вам нужен. Поскольку в
законе нет ограничения на количество учебных
заведений, в которых одновременно может
обучаться гражданин, задержка в выдаче
подлинника аттестата является ограничением его
права на образование. Точно так же отказ в приеме
документов по причине, что это копии, –
незаконен. Но здесь в соответствии со статьей 16
Закона РФ “Об образовании” порядок приема в
образовательное учреждение определяет
учредитель. Он может потребовать предъявить
подлинник аттестата, но оставить в личном деле вы
можете заверенную копию. Пусть мои слова не
послужат рекламой, но постарайтесь, получив
документ, сделать с него необходимое вам
количество копий, и заверить их.
Учебная нагрузка распределена так, что в
понедельник у меня нет уроков, но администрация
требует, чтобы в этот день я присутствовала в
школе с 8 до 14 часов, так как я являюсь
неосвобожденным классным руководителем.
Правомерны ли требования администрации? К тому
же после перенесенного заболевания я испытываю
повышенную утомляемость и боли и мне очень нужен
методический день.
Последняя фраза в письме нашего читателя
по-человечески понятна, но “методический день”
даже для учителя с 20-летним стажем не является
днем отдыха. Если по состоянию здоровья
требуется, то уж лучше оформить на этот день
больничный лист или что-нибудь подобное – в
лечебном учреждении могут подсказать, как это
лучше сделать.
Требования администрации к классному
руководителю – освобожденный он или нет –
присутствовать в школе для проведения
воспитательных мероприятий или просто для
контроля за поведением или работой учеников,
конечно, правомерны. Следует ли находиться в
школе непрерывно шесть часов или меньше, этот
вопрос можно решить только на месте с учетом
конкретных обстоятельств, о которых вы пишете.
Администрация обязана вести суммарный учет
рабочего времени и имеет право установить
недельный или месячный учет. Но, повторю, это
можно определить только на месте.
По приказу принята в школу старшей вожатой и
одновременно получила нагрузку учителя
математики в объеме 10 часов в неделю, а через год
эта дополнительная нагрузка установлена в
объеме 12 часов в неделю. Приказа о назначении
меня учителем математики по совместительству
или по совмещению нет, но фактически два года
учительского стажа, я думаю, наберется. Входят ли
эти два учебных года в стаж за выслугу лет? Что
можно сделать?
Согласно постановлению Правительства РФ от
22.09.99 г. № 1067 в стаж педагогической работы при
назначении пенсии за выслугу лет включается вся
работа – и основная, и по совместительству – в
должностях, указанных в этом постановлении.
Работа по совместительству в данном случае
включается, если ее объем составляет норматив,
установленный для соответствующей штатной
должности. Например, если объем педагогической
нагрузки учителя младших классов при 36-часовой
неделе установлен 20 часов в неделю, то при работе
по совместительству по 10 часов в неделю в течение
всего года в стаж педагогической работы может
быть включено только 0,5 года.
Вся выполняемая работа должна своевременно
оформляться приказами, но если этого не сделано,
а работа фактически выполнялась и оплачивалась
(дополнительно к основному окладу), необходимо
подать заявление в администрацию
образовательного учреждения о включении
педагогической работы в стаж и о внесении
соответствующей записи о работе по
совместительству в трудовую книжку. Если факт
выполнения работы подтверждается документами
или иными предусмотренными законом
обстоятельствами, то администрация издает
приказ о внесении соответствующей записи или о
выдаче вам справки, подтверждающей факт
выполнения работы и ее объем.
Работаю заведующей школьной библиотекой, в
Положении о школьной библиотеке сказано, что
библиотека является структурным подразделением
общеобразовательного учреждения. Имею ли я право
на отпуск продолжительностью 56 календарных дней
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 сентября 1998 года № 1052,
где такой отпуск установлен для заведующих
структурными подразделениями образовательных
учреждений?
Строго говоря, в “Перечне образовательных и
других учреждений, предприятий и организаций и
должностей, работа в которых дает право на
ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска”,
утвержденном постановлением Правительства РФ, о
котором вы говорите, в п. 1 речь идет о структурных
подразделениях при образовательном учреждении,
заведующие которыми выполняют все руководящие
функции. В то же время “Примерным положением о
библиотеке общеобразовательного учреждения”,
утвержденным Министерством общего и
профессионального образования Российской
Федерации (письмо от 14 января 1998 года № 06-51-2ин/27-06)
руководство библиотекой и контроль за ее
деятельностью возложены на директора
общеобразовательного учреждения, который может
делегировать ряд функций управления библиотекой
штатному работнику библиотеки (заведующему,
библиотекарю). Таким образом, ответ на ваш вопрос
содержится в уставе того образовательного
учреждения, в котором вы работаете. Однако
формально ничто не мешает администрации
предоставить вам отпуск указанной
продолжительности. Отсутствие четких указаний в
нормативных актах оставляет решение этого
вопроса на усмотрение администрации.
Работаю педагогическим работником (вожатой)
с 1979 года, уже пять лет имею 12-й разряд – II
категорию. В результате реорганизации школы я
перешла во вновь созданную школу вновь вожатой и
на 0,5 ставки библиотекарем (рабочий день с 8 до 18
часов). Оплату работы библиотекарем мне
производят по 7-му разряду. Имеет ли право
администрация оплачивать мне работу
библиотекаря по моему основному 12-му разряду или
повысить мне 7-й разряд? Имею ли я право получать
надбавку в размере 20% от ставки за работу с
учебниками?
Согласно статье 87 КЗоТ РФ работникам,
выполняющим на одном и том же предприятии, в
учреждении наряду со своей основной работой
дополнительную работу по другой должности без
освобождения от своей основной работы
производится доплата. Размер доплаты
устанавливается администрацией по соглашению
сторон. В данном случае доплата установлена в
размере 0,5 ставки библиотекаря, но закон не
требует обязательно указывать обоснование
размера доплаты. Такие обоснования нужны при
отчетах администрации перед финансовыми
органами по исполнению сметы. Точно так же
обстоит дело и с доплатами за работу с учебниками
– при наличии финансовых возможностей такая
доплата в данном случае может быть установлена.
Считаю, однако, нужным напомнить, что для
должности “старший вожатый” установлен
диапазон разрядов оплаты по ЕТС от 6 по 13-й. При
этом при наличии II квалификационной категории и
стаже педагогической работы не менее трех лет
может быть установлен только 11-й разряд; 12-й
разряд устанавливается при наличии I
квалификационной категории. Квалификационная
категория присваивается работнику по
результатам аттестации на срок не более пяти лет,
после чего разряд по оплате должен автоматически
устанавливаться только в соответствии со стажем.
По должности “библиотекарь” работнику могут
быть установлены разряды оплаты по ЕТС от 6 до
11-го. Разряд 8-й может быть установлен, если в
штатном расписании школы есть должность
“библиотекарь II категории”, 9 и 10-й разряды –
“библиотекарь I категории” и 11-й разряд –
“ведущий библиотекарь” соответственно.
Аттестация библиотекарей производится в
соответствии с тарифно-квалификационными
характеристиками, утвержденными Минтрудом РФ от
1 февраля 1995 года № 8.
Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|