Возможно,
через пару столетий люди будут делитъ историю на
две эры - до прочтения генома и после
В конце июня ученые
объявили, что они большей частью прочли геном
человека. Многолетний международный научный
проект, ускоренный усилиями частной компании
Селера и сравнимый разве что с освоением космоса,
завершился на несколько лет раньше срока.
Это был первый шаг в освоении нашего внутреннего
космоса, молекулярного и биологического, который
для человека не менее важен, чем звезды в небе.
Возможно, через пару столетий люди будут делить
историю на две эры – до прочтения генома и после.
В исторической перспективе цивилизация После
Прочтения Генома будет отличаться одной
основной чертой – пониманием человеческой
природы.
Что же такое геном? Это совокупность всего
генного материала организма. Книга инструкций,
по которым человеческий организм растет,
развивается, живет и умирает. Все свойства
человека, не только физические, но и психические,
определены генами – цепочками ДНК, где записана
структура белков, управляющих организмом. Другое
дело, что генный потенциал – это всего лишь
возможность, которая или реализуется, или нет.
Его проявление зависит от пережитого опыта, от
воспитания и образования.
Если один близнец наподобие Маугли вырастет
среди диких зверей, а другой с тем же геномом
будет воспитываться в нормальной семье и учиться
в нормальной школе, то получатся два совершенно
разных человека – один дикий, неспособный
связать двух слов, другой нормальный, с
человеческим интеллектом, душой, духом.
Физическое сходство останется, человеческое
исчезнет.
Конечно, геном определяет пределы нашего
развития, но он же щедро отпускает дарования и
таланты, часто с избытком, куда больше, чем нам
удается использовать. Здесь и скрыты огромные
возможности педагогики. Педагог работает не
просто с ребенком, не только с его изменчивым
поведением и пластичным мозгом, но и с его
неизменным геномом.
Это важный предмет педагогических усилий. Их
надо направить не на то, чтобы сломать
сопротивление мешающих нам генов, а на то, чтобы
отыскать и пробудить активность генов полезных и
желанных.
Не воевать со своим или чьим-то геномом, а
познавать его и пытаться использовать – вот ключ
к успеху и в школе, и в жизни. Познай самого себя –
этот совет давали еще древние мудрецы. Но только
сегодня становится возможным истинно научное
познание человека, которое начнется с основы, с
генного фундамента, запрятанного в недрах
триллионов клеток каждого организма.
Первые успехи эпохи Генома появятся в медицине.
Прояснятся молекулярные механизмы болезней, и
это позволит разработать эффективные лекарства
с минимальными побочными действиями. Раньше
новые лекарства часто искали вслепую, а находили
случайно. Теперь их будут искать направленно.
Первые препараты нового поколения могут
появиться в ближайшие 10–20 лет.
Ранняя диагностика будет определять не только
развившуюся болезнь, но и риск ее появления,
зависящий от генных ошибок. Зная свой риск,
человек сможет заняться разумной профилактикой
и лучше планировать будущее. Людям предстоят
трудные решения. Как избежать дискриминации,
ожидающей носителей опасных генов? Хотим ли мы
знать жестокую правду о себе?
Уже сейчас можно определить ряд генетических
болезней у плода во время беременности.
Некоторые из них неизлечимы, они приносят
страдания и новорожденному, и семье. Выбор будет
за родителями: давать ли жизнь такому ребенку? В
будущем выбор облегчится возможностью
генетического тестирования эмбрионов до их
имплантации в матку матери.
Не исключено, что со временем познание генома
поможет отодвинуть старение и смерть. И то и
другое предусмотрено в генах не только у
человека, но и у других живых существ. Сегодня
подопытные животные с измененными генами живут в
полтора раза дольше своего естественного
предела и стареют намного позже. Ученые говорят,
что люди, вероятно, смогут жить до 120–150 лет, а
может, и дольше. Это звучит как научная
фантастика, но ведь пересадка сердца тоже
казалась фантастикой каких-нибудь полвека назад.
Представьте: люди стали дольше жить, позже
стареть, меньше болеть. Совсем другой мир! Но и
это еще не все. Очень важно понять влияние генов
на развитие мозга – человеческого интеллекта,
эмоций, этики. Только после этого можно будет
говорить о психологии и педагогике как о точных
науках в полном смысле слова. Используя эту
драгоценную информацию, человечество станет не
только здоровее, но и разумнее, а также, надо
надеяться, счастливее.
Когда все это будет? Не скоро. Как сказал
Некрасов: “Жаль только – жить в эту пору
прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе”. Что
ж, нам довелось жить на заре эпохи Генома. Сегодня
он прочитан, теперь пришла пора его изучать и
использовать. Работа не закончена, а лишь
начинается.
Три миллиарда букв-нуклеотидов, составляющих
нашу книгу жизни, доступны каждому в Интернете,
но все еще не вполне понятны, словно древние
нерасшифрованные письмена. Их осмысление займет
добрую часть века. Впереди не только успехи, но и
трудности – тяжкое бремя познания, опасность
честных ошибок и намеренных злоупотреблений. Но
отказаться от самопознания равносильно
самоубийству. Эпоха Генома – судьба
человечества, а все мы – невольные свидетели ее
непростого становления.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|