Простые правила и награды
В отряде “Дорога” знают, что не может быть
законов на все случаи жизни, но важнее любого
закона – умение преодолевать свою слабость
Первые дни июля. Время, когда заботы и хлопоты
учебного года вдруг схлынули. Учителям про школу
даже думать не хочется. Отпуск! Но у детей –
ничего подобного. Школа переместилась во двор, в
лес, на речку. И между прочим, летняя жизнь у
большинства наших ребятишек не менее богатая и
активная. Поэтому мы решили, что самое время и нам
в газете рассказать, как это у них получается –
обходиться без дома с названием “школа”,
закрытого до сентября на замок на всей
территории нашей страны.
Открываешь зеленую дверь подвала и словно бы
возвращаешься в собственные двенадцать лет:
комната мальчишек с гитарами на стене и рюкзаком
на вешалке, брошенная второпях куртка. И
фотографии – от пола до потолка – счастливые,
уставшие, удивленные дети взбираются на гору,
сгибаясь под тяжеленными рюкзаками, поют песни,
дерутся на деревянных мечах. А в углу – высокие
военные барабаны и тонкие шпаги на стене, которые
ребята делают сами. Кажется, будто это игра –
форменные зеленые рубашки и галстуки, странные
слова из языка хоббитов: “лаэртон”, “динга”,
“вернер”. Игра во что – в свой собственный
придуманный мир или это попытка чувствовать себя
взрослым?
По дороге к себе
Двадцать–тридцать подростков
двенадцати–четырнадцати лет собираются три
раза в неделю. Вместе они – дворовый отряд
“Дорога”, живущий в московском районе Сокол уже
третий год. Дорога, потому что жизнь человека –
это путь, на котором он встречается с разными
людьми и проблемами. С людьми надо научиться
общаться и сотрудничать, проблемы надо научиться
решать.
Что они делают? Да ничего такого особенного:
разговаривают, поют песни, выпускают отрядную
газету “Весточка”, пишут статьи для “Пионерки”
и “Юношеской газеты”, ходят на Кавказ и в
Карелию в походы и поисковые экспедиции, играют с
детдомовскими ребятишками, ставят для них и про
них спектакли, собирают учебники для детских
колоний, устраивают игры на ВДНХ для всех
желающих в День защиты детей, учатся ходить под
парусом в гостях у знаменитой екатеринбургской
“Каравеллы”, выпускают вместе с ней и ребятами
из воркутинского отряда “Сполох” общую газету
“Бермудский треугольник”, учатся на
инструкторов первой медицинской помощи...
А однажды они осуществили очень странную акцию:
посеяли траву во дворе. Местная ребятня ее
регулярно вытаптывала, они сеяли снова. Это было
похоже на невидимую битву – кто кого. Похоже,
ребята из “Дороги” победили. Трава зеленеет.
Что привлекает ребят, что заставляет приходить,
задерживаться дотемна? Вряд ли только
возможность научиться конкретным навыкам, тем
более что в специализированных кружках и клубах
наверняка это получится лучше. Может быть,
главное, зачем они ходят, – поиск себя,
выстраивание себя? Я кто? я какой? – такие важные
для подростков категории. Отрядные взрослые,
называющие себя по-коммунарски комиссарами –
Ольга и Антон Коноваловы, – вместе с ребятами
строят жизнь так, чтобы, проходя разные
испытания, человек сам узнавал о себе нечто. Могу
я придумать что-нибудь интересное для всех?
Попробуй сочинить маленькую пьесу, собрать
народ, репетировать. Могу я помогать другим,
чувствовать других, считаться с ними? Участвуй с
нами в психологических играх. Могу бороться со
страхом и усталостью? Пойдем в поход – и узнаешь.
Слова загадочные и высокие
Как человек попадает в отряд? Все по-разному:
кого-то друг привел, а кто-то пошел в магазин и
встретил своих одноклассников, шедших в отряд,
пошел с ними да так и остался. Два раза в году
ребята из отряда приходят в школы и рассказывают,
как живут. Говорят: “Хотите научиться ставить
палатку, ходить в горы, преодолевать страх,
писать статьи, играть в театре? Приходите к нам во
вторник в пять часов”. Народ собирается,
знакомится со своим “экипажем” (весь отряд
поделен на группы в 5–8 человек, в каждой есть
новички и “старики”), с его
капитаном-подростком, который будет помогать во
всем. В первый месяц старожилы отряда проводят
специальную программу для новичков – яркие
походы, лазание по стенам с альпинистским
снаряжением, спектакли. Ребята, довольные,
обалдевшие, конечно, хотят остаться и продолжать
эту жизнь в отряде.
Тогда человек становится дингой. Это первое
звание, которое он берет на себя сам в общем
отрядном кругу. А однажды на рассвете на
Поклонной горе или на смотровой площадке возле
университета человеку повязывают галстук, и он
становится действительным членом отряда –
лаэртоном. Теперь он живет по законам, принятым
ребятами, участвует в обсуждении и придумывании
всевозможных дел. Самые простые правила – не
опаздывать, не ругаться, не курить, поддерживать
в отрядном доме порядок. Самые трудные и самые
важные сформулированы в отрядном уставе. И тут
все гораздо серьезнее, потому что это кодекс
чести. В уставе сказано:” Я не пройду мимо
несправедливости и жестокости... Что бы я ни
делал, количество добра в мире должно
увеличиваться... Я отвечаю за тех, кого веду за
собой... Нет законов на все случаи жизни. Учись
разбираться в ситуации...”
Но законы для подростка ничего не значат, если
нет дела, в котором на них можно опереться.
Ситуации должны возникнуть, чтобы в них пришлось
разобраться. Они моделируются во время сбора
отряда, в играх, появляются в походе или на
фестивале, в гостях у друзей, на смене в
“Орленке”.
Во вторник в пять часов
В начале сбора барабанщики собирают всех на
построение, капитаны докладывают о состоянии
экипажей, у кого какие дела, проблемы. Потом
сообщаются новости, раздаются письма (в отряде
работает особенный почтовый ящик, похожий на тот,
что был в корчаковском Доме Сирот, – ребята и
взрослые могут писать письма друг другу,
обсуждая то, что нельзя обсудить при всех). Важная
часть дня – учеба, которую ведут старшие
ребята-инструкторы или взрослые. В одной комнате
происходят занятия журналистикой, в другой –
работает оружейная мастерская. В мастерской
изготавливают деревянные мечи. Это не игрушки в
стиле Толкиена, а важные “дидактические
материалы”. С их помощью ребята учатся сразу
нескольким важным вещам. Во-первых, человек
делает все сам (некоторые мальчишки только в
отряде научились важной мужской работе – пилить,
строгать, резать) от начала до конца. Во-вторых,
учится не бояться опасности, не отступать,
терпеть боль, не прекращая сражения (бывает, что
мечом попадают по пальцам до крови).
В коридоре натянуты веревки – ребята
тренируются переправляться при помощи
страховки. Еще один экипаж в это время играет. В
педагогической копилке отряда масса игр,
придуманных комиссарами Антоном и Олей, игр,
накопленных в практике коммунарского
воспитания, психологических тренингов. Все они
так или иначе направлены на раскрытие человека,
развитие у него способности чувствовать других
людей и взаимодействовать с ними, доверять,
помогать. Например, запросто здороваться носами
или определять вслепую, у кого в отряде самые
теплые уши. Или сидя на полу, с закрытыми глазами
искать свой башмак в куче других, не причиняя
никому беспокойства. Такие нехитрые игры создают
ощущение тепла, радости и защиты в кругу людей,
ребенок начинает принимать их как часть своего
мира, начинает изо всех сил подражать. Тут-то и
пригождаются законы, они воспринимаются не как
красивые слова, а как опора этой хорошей жизни. Им
хочется следовать, хочется работать над собой,
быть таким же замечательным, как старшие
ребята-капитаны и взрослые. Посмотреть на себя
словно бы со стороны помогают и рефлексия дня,
обычно бывающая в конце сбора, во время которой
обсуждается, кто, что и как делал, и рефлексия
конкретных общих дел, вошедших в педагогический
арсенал еще с ранних коммунарских времен.
Сначала, слушая, что говорят другие, ребята
привыкают анализировать собственные действия и
слова.
Для себя и для других
Наверное, они и меняться начинают тогда, когда
замечают, что с ними и вокруг них происходит.
Сначала они хотят делать что-то хорошее для
своего экипажа, потом для всего отряда, а потом
для людей вообще. И тогда наступает время для
участия во всевозможных социальных акциях.
Делание для других становится смыслом жизни, и
труд, любой, даже самый нудный и неприятный,
воспринимается как награда. Самое страшное
наказание в отряде, которое бывает, если человек
очень серьезно подведет всех, – это запрет на
помощь. Особенно тяжко, если вдруг это случится в
походе. Все кругом заняты, многим явно требуется
помощь, а ты ничего не можешь сделать для
человека, даже поправить подвернувшуюся лямку
рюкзака. И самому нельзя нести рюкзак, его
возьмет кто-нибудь другой. Все будут с тобой
разговаривать, шутить, кормить обедом на привале.
Все, как всегда, а ты для них ничего сделать не
сможешь. Труд – это награда здесь, трудности, с
которыми ты справился, – свидетельство твоего
роста. Вот все пришли на стоянку страшно
уставшие. А надо разбивать лагерь, готовить обед.
И сил никаких нет. Но кто-то обязательно встает с
земли и идет за водой. В этот момент с человеком и
случается все самое главное. Чем сложнее, тем
лучше. Такая экстремальная педагогика.
Может, потому уже много лет и тянутся подростки в
этот отряд и в десятки других таких же, что там
происходит с ними то, что им сейчас важнее всего:
выстраивается их личность через преодоление
препятствий и детского эгоизма, через
приобретение навыков не мифических, а
действительно важных, через чувство
принадлежности к братству, которое делает
хорошее, полезное дело.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|