Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Состояние – среднее, перспективы – блестящие?

Что ожидает нашу школу в ближайшем будущем

28 июня на заседании правительства был принят план первоочередных мер по модернизации образования на ближайшие полтора года, разработанный на основе стратегической программы развития отрасли. Это событие стало одной из центральных тем обсуждения на Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образованием, состоявшемся днем позже. Свою точку зрения по актуальным проблемам современной школы высказали заместители министра образования Александр Киселев и Елена Чепурных, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин, представители ряда территорий. Однако гвоздем программы можно по праву считать доклад министра образования Владимира Филиппова. Оптимистический настрой стал лейтмотивом его выступления, тема которого была сформулирована пусть неоригинально, зато с ностальгическим оттенком: «О состоянии и перспективах развития российского образования».
Оптимизм этот, по признанию самого Владимира Михайловича, основан прежде всего на том, что «за последние два года мы обратили внимание общества на проблемы просвещения». Знаменательным, по убеждению министра, является и то, что программа социально-экономического развития страны – а это солидный двухсотстраничный документ – открывается разделом, посвященным образованию. Разработчики программы – представители различных отраслей – единодушно выделяют проблему подготовки кадров (то есть образование) как приоритетную в масштабах государства. Сам Герман Греф, выступая на заседании правительства, заявил о том, что финансирование образования должно осуществляться опережающими темпами по отношению к ВВП.
Так что же, по мнению Владимира Филиппова, ожидает нашу школу в ближайшем будущем и каковы первоочередные пути решения стоящих перед ней задач?

Золотые дожди и компьютерная революция

ФПРО, которую министр считает «нашим главным достижением за все последние годы», судя по всему, призвана сыграть роль курицы, несущей золотые яйца. С помощью средств, запланированных на реализацию ее мероприятий, министерство намерено воплотить в жизнь два дерзких мегапроекта: по массовой компьютеризации и подключению к Интернету сельских (а потом и городских) школ и по установке телевизионных образовательных каналов через спутниковую связь во всех школах нашей бескрайней Родины. Стоимость компьютерного проекта – 40 млн долларов, телевизионного – 30 млн рублей в год (что примерно составит по 300 долларов на каждую школу). При этом на всю федеральную программу развития образования запланировано 16 млрд рублей до 2005 года, а в нынешнем выделена весьма скромная сумма около 2 млрд рублей. Заметим, кстати, что в ближайшие годы на треть должна снизиться доля федерального центра в консолидированном бюджете по отношению к субъектам Федерации. Возникает непраздный вопрос: за счет чего компенсировать недостающие средства? Кажется, стратегами найден заветный золотой ключик, открывающий врата в царство процветания: это участие в финансировании образования со стороны юридических и физических лиц за счет снижения налогового бремени, согласно последним парламентским решениям. Родители студентов и школьников могут доплачивать за обучение своих детей определенный процент от полной стоимости (в гимназиях и лицеях – за образовательные услуги, выходящие за рамки стандартов, в вузах – в зависимости от результатов сдачи единого экзамена и возможностей семьи).

Большие перемены и горячие дискуссии

Принцип софинансирования, конечно, не может быть однозначно воспринят ни в обществе, ни среди специалистов. Так, если, по убеждению Владимира Филиппова, посильное участие граждан в оплате обучения их детей позволит решить проблему социальной и экономической справедливости, то Олег Смолин, напротив, опасается, что за счет этого мы рискуем еще больше раскачать и без того шаткую лодку общественного согласия.
В эпицентре споров и такие инновационно-революционные предложения, как накопительные пенсионные счета.
Длительную работу и бурные обсуждения сулит тема единых экзаменов: пока и самому министру, по его откровенному признанию, совершенно не ясно, в какой форме их целесообразнее проводить, чтобы убить двух зайцев: повысить качество образования и добиться максимальной объективности оценки знаний выпускников. А главное в этой ситуации – не навредить, выполняя известный постулат: «Хотели как лучше, получилось хуже, чем всегда». В качестве отрицательного примера министр привел ситуацию в Казахстане, где в результате внедрения единого экзамена резко сократилось число студентов-бюджетников.

Не революция, а эволюция

Как неоднократно подчеркивал в своем выступлении министр, все предлагаемые реформы – от единых экзаменов до новых базисных учебных планов – будут осуществляться не кавалерийским наскоком, а постепенно, поэтапно, после длительного и всестороннего обсуждения.
Что же касается двенадцатилетки, то глава образовательного ведомства особо подчеркнул, что в ближайшие 4–5 лет ни указом президента, ни постановлением правительства новая система обучения введена не будет. Даже эксперимент по апробации нового содержания образования в начальной 4-летней школе и старших профильных классах, который планируется начать с 1 сентября следующего года, по заверениям Владимира Филиппова, никак не связан с переходом на новые сроки обучения.

Без розовых очков

Любые крайние подходы – от мрачно-пессимистических до розово-маниловских – неэффективны при решении насущных вопросов в какой бы то ни было социально-экономической сфере, в том числе и в образовании. Поэтому, чем раньше мы заручимся объективным взглядом на нынешнюю ситуацию в образовании, тем меньше ошибок придется расхлебывать нашим детям и внукам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru