Почему яркие идеи
всегда меркнут в свете великих задач?
Сегодняшняя система образования – это
машина, запрограммированная чиновниками раз и
навсегда. А все новое для нее – как палки в колеса
Из головы не выходит этот случай с
девочкой-выпускницей, которой президент России
Владимир Путин хотел послать видеокамеру в
подарок.
История уже стала известной, но на всякий случай
напомню уважаемым читателям.
Не зная адреса, администрация президента послала
запрос в областную администрацию почему-то
вместе с письмом. Но то ли не написали, зачем
нужен адрес, то ли местные начальники решили
подстраховаться, но вокруг этой
детско-президентской затеи возник такой наворот!
Сделали почерковедческую экспертизу, нашли
девочку, установили, так сказать, авторство.
Вышел скандал, и девочке снизили отметку за
сочинение и тем самым лишили серебряной медали. А
потом в село пришла видеокамера от президента.
...Мне рассказывал мой папа, что в начале
пятидесятых годов, когда начиналась сталинская
кампания против безродных космополитов, толчком
к ней стало раскрытие литературных псевдонимов.
Папа тогда работал редактором на радио после
филфака. Их собирали на специальные собрания, и
основной докладчик докладывал:
– Вот, товарищи, у нас долгие годы работал
журналистом некто Петров. Но, оказывается,
товарищи, что никакой он не Петров, оказывается,
он некто Цукерман. Агент мирового сионизма. Мы
провели экспертизу и вовремя все обнаружили.
А папа был фронтовик, орденоносец и назвал
докладчика гестаповцем. В результате ему
предложили в 24 часа не только убраться с радио, но
и уехать в далекое село и тихо работать в школе,
пока все не утихнет. Не утихло до 1991 года. То
графологи устанавливали почерк Даниэля и
Синявского, то исследовали текст «Прогулок с
Пушкиным».
После того как КПСС распалась, подобные методы
установления личности, посмевшей хоть как-то
высказать свое мнение или просто быть, в
общественной жизни перестали применяться.
И вот снова. И на этот раз в школе.
При этом начальник местного райуправления
образования, брезгливо показывая в объектив
телекамеры листок с письмом школьницы, укоряет
ее, не себя, не своих подручных, ее укоряет, что
вот, мол, нельзя главе государства писать на
таком клочке, да еще и с ошибками!
...Несколько раз я был свидетелем, как Симон
Львович Соловейчик узнавал о подобных вещах,
читая письма в редакцию или слушая рассказы
учителей о бездушных начальниках. Что с ним
творилось! Он вскакивал, он кричал, потрясая
сжатыми кулаками: «Твари бездушные!» Долго не мог
успокоиться, но когда садился к столу и начинал
писать, то вместо «тварей бездушных» на бумаге
появлялось очень корректное обращение к
виновникам какого-то негодяйства и потрясающее
по убедительности обращение – не делайте так,
делайте по-другому, детей любите. Очень редко
Соловейчик ругался в статье, почти всегда
убеждал. И нас всегда учил: «Не ругайтесь, не
пишите о человеке плохо, он от этого лучше не
станет».
Ну что делать? Может, действительно не люди, не
сотрудники этого райуправления виноваты,
которые и девочку вычислили, и медаль, как стало
понятно из телерепортажа, у нее фактически
украли. Я долго не решался позвонить и спросить у
того начальника: «Ну как же так? Зачем все это?» Но
так и не позвонил. Понятно зачем и понятно почему.
Школа была и остается частью бюрократической
машины – холодной и бездетной.
Мы много писали о только что прошедшем конкурсе
проектов учебных планов и о том, какой скандал
там произошел. Но там был еще один сюжет, о
котором стоит рассказать особо, потому что в нем
суть школьной бюрократической машины.
Один из проектов, занявший третье место в
рейтинге экспертов стратегического комитета (не
путать с Конкурсной комиссией), был проектом, как
позже выяснилось, Александра Тубельского. Два
проекта: Шадрикова–Семенова–Фирсова–Пинского
и Каспржака – вошли в итоговый список
победителей, а третий, Тубельского, не вошел.
Почему? Потому что он не соответствует условиям
конкурса. Определили, что 12-летке быть по схеме
10+2, а Тубельский считает, что если и быть 12-летке,
то 9+3.
А это не по условиям конкурса.
Я могу спорить с Александром Наумовичем по
поводу того, нужна 12-летка или нет, я по-прежнему
считаю эту затею бесперспективной. Но я знаю, что
если Тубельский предлагает такую схему – 9+3, то
что-то не так с условием конкурса, а не с
Тубельским. Много лет этот выдающийся педагог
успешно экспериментирует, его школа с 1994 года –
федеральная экспериментальная площадка,
результаты его работы известны во всем мире.
Школа самоопределения Александра Тубельского, с
моей точки зрения, уже вошла в историю педагогики
наряду с Саммерхиллом, со школой Александра
Нилла, Павлышской школой Сухомлинского. Но
правила конкурса учебных планов, видите ли,
таковы (кто их составлял? Да такие же, как и
почерковед – начальник райуправления), что
Тубельский в эти правила не вписывается. И это
для меня диагноз – это значит, что не Тубельский
не вписывается, это ребенок в такую школу не
вписывается.
Может быть, для ребенка действительно лучше
девятилетка как основная школа? Нет, это просто
не обсуждается.
– Мы все уже обсудили, мы приняли решение.
Это означает: у нас тут машина работает, она уже
запущена, не мешайте маховикам крутиться. А
ребенок тут при чем?
Для меня эта тема не просто отвлеченная и
абстрактная, а чрезвычайно болезненная. Потому
что я много лет пытаюсь повысить эффективность
инновационной педагогики, инновационных школ,
пробуя соединить их содержательный потенциал с
ведомственной системой управления. С 1997 года
конкурс «Авторская школа «Эврика» и эвриканская
сеть превращаются в государственно-общественную
сеть федеральных экспериментальных площадок.
Есть утвержденное министерством «Положение ...»,
приказом министра я определен председателем
Совета сети ФЭП. Для многих инновационных школ
статус “Федеральная экспериментальная
площадка” стал помощником, некоторых даже спас
от закрытия, хотя и не всех.
Но я вижу, как постепенно бюрократическая эрозия
начинает проникать в инновационную сеть и
чиновники претендуют на то, чтобы хозяйничать и
устанавливать свои правила.
– Вы же теперь наши, министерские, вот и играйте
по нашим правилам.
Вот, например, буквально на наших глазах за
последние год-два начинает складываться
совершенно новое направление – сетевая
педагогика. То, к чему я так стремился – сеть как
институт образования, – начинает действовать.
Много в этом направлении делает талантливый
ученый и педагог Александр Попов, эту линию
разрабатывает сложившаяся вокруг томской школы
«Эврика-развитие» тьюторская сеть. Но сделать
сеть федеральной экспериментальной площадкой
невозможно. Потому что по «Положению...»
площадкой может быть только образовательное
учреждение или несколько образовательных
учреждений. Нет учреждения – нет площадки. А сеть
– это не учреждение. Это другая форма и
содержание. А как только я подумаю, сколько
придется вытерпеть, чтобы внести изменения в
«Положение...», мне дурно становится. Я уже не
говорю о том, что министерство оказалось
абсолютно не способным финансировать
инновационную экспериментальную деятельность.
Дело не в деньгах: просто Министерство
образования не вправе финансировать школы.
Поэтому вся экспериментальная деятельность не
по спущенным сверху заданиям, а как инициативная,
снизу ведется без финансовой поддержки
ведомства. А правительственные средства из займа
Мирового банка или деньги Фонда Сороса, которые
могли бы быть направлены на эту работу,
узурпированы министерством на свои нужды.
Разработка стандартов, например.
Машина работает жестко и без остановки.
Высунулся кто-то безымянный – найдем и
по-гестаповски накажем. Отклонился от условий,
нарушил правила – снимаем с пробега. По своей
воле хочешь попробовать работать не как все – не
дадим кислорода.
Разве не так? Неправильно? Я ошибаюсь?
...Однажды я был на уроке физики в 10 классе.
Прекрасная учительница, очень сильный класс.
Урок был посвящен решению задач, и одна задачка
попалась очень сложная, никто не мог решить, и
учительница сама взялась это сделать на доске. И
так увлеклась, что дети, устав за ней наблюдать,
стали понемногу шуметь и отвлекаться. И тогда
учительница, не поворачивая головы к классу, не
отрывая мел от доски, не прекращая решать задачу,
говорит строгим голосом:
– Дети, вы мне мешаете!
...По всему чувствуется – перед системой
образования сегодня такие сложные задачи! Решить
их будет непросто.
Мы вам не мешаем?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|