Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Алла Михайлова

Щелыковские посиделки

В.КОВАЛЕВ, ТАНЕЦ

Интересных разговоров было предостаточно, замечательных работ тоже, но, увы, новых сценографических идей обнаружить не удалось

Говорят, Александр Николаевич Островский любил, чтобы у него в Щелыкове всегда было много гостей. Традиция возрождается. Я не имею в виду отдыхающих в Доме творчества, театральные люди свой дом по-прежнему любят, многие актеры и режиссеры ездят сюда годами. Еще бы – заповедные леса, Ярилина долина, Берендеев лес, чудесный ключ, который по преданию возник в том месте, где растаяла Снегурочка...
Гости, о которых речь, – семинар театральных художников, съехавшихся сюда из больших и малых городов России. Идея собраться в Щелыкове принадлежит Галине Сорокиной – заместителю председателя Нижегородской организации СТД, ее же энергия помогла Союзу театральных деятелей России осуществить задуманное. Организаторы полагали, что именно творческого общения ждут эти волшебные места, аура которых преподнесет что-то неожиданное и обязательно хорошее. Так оно и случилось.
Вот съехались художники из 11 городов России. Каждый привез несколько своих эскизов к спектаклям последних сезонов. Из них в интерьере Литературного музея Островского скомпоновали выставку. Она была абсолютно непредсказуема, ибо никто не смотрел заранее эти работы, никто не знал, какие именно спектакли будут представлены, никакого предварительного отбора не было. Круг участников тоже сложился стихийно: приехали те, кто смог вырваться из театральной текучки и добыть немалые деньги на дорогу, скажем, из Нижневартовска. И при этих-то условиях со множеством неизвестных выставка получилась цельная, живая и представительная. Она показала любопытные постановочные идеи сценографов, оригинальность интерпретации классической драматургии и хороший уровень изобразительной культуры. Разумеется, здесь были работы разного класса, разной степени мастеровитости. Произведения известных художников соседствовали с опытами начинающих сценографов, среди которых стоит запомнить имя Наталии Беловой из нижегородского детского театра “Вера”, чьи эскизы радуют театральной изобретательностью, хорошей пластической культурой и каким-то внутренним весельем. А главный художник Ярославского драматического театра имени Ф.Волкова Александр Бабаев привез четырех своих учениц с их самыми первыми работами. Бабаев полагал, что общение с опытными мастерами, профессиональный взгляд со стороны могут немало им дать. И не ошибся. Руководитель семинара известный театральный художник и живописец Татьяна Сельвинская вплотную занялась разбором их первых опытов, и к концу щелыковских посиделок у ярославских студенток даже глаза стали какими-то другими...
А разговоров интересных в Щелыкове было предостаточно: московские и петербургские искусствоведы излагали свое понимание современной ситуации в искусстве, художники рассказывали о своей работе, о взаимоотношениях с режиссурой. Причем разговоры эти шли не только на запрограммированных занятиях, но и вечерами у костра. У людей искусства (да только ли у них!) велика потребность в профессиональном общении, в информации о том, что происходит в ближних и дальних театрах, в дружеской оценке. Трудно ведь нормально развиваться, если сидишь безвылазно в небольшом театре небольшого города Озерска, выпускаешь один за другим свои спектакли, а чужих не видишь (гастролей-то теперь нет). Впрочем, судя по выставке в Щелыкове, как раз у художницы из Озерска Челябинской области Маргариты Колмогорцевой творческий запас еще достаточно велик. Равно как и у Валерия Ковалева из невеликого города Сызрани. И дело тут не в том, что театральная биография Озерска только-только начинается, а у Сызрани она достаточно солидна. Дело в том, что Валерий Ковалев не ограничивает свои художественные занятия сценографией, что весьма благотворно отражается и на ней.
Одна из лучших работ щелыковской выставки – “Вишневый сад” в неожиданной и тонкой интерпретации Ковалева. Четыре эскиза к чеховской пьесе парили в воздухе – художник поместил их на длинные свитки подкрашенной бумаги и подвесил к деревянной арке в интерьере музея, где разместилась экспозиция. И эти свитки, и сама манера живописи, где цветение вишен было похоже на цветение сакуры, – все это свидетельствовало об увлечении Ковалева старояпонской живописью стиля ямато-э. Он много работает в станковой графике и живописи и свои композиционные находки в этой сфере успешно применяет в пространственных решениях спектаклей.
И еще об одном участнике выставки – о нижегородце Леониде Колосове. Этот худощавый человек с каким-то просветленным лицом никогда не расстается с этюдником и всегда чуть в сторонке от веселой и шумной группы коллег. И искусство его – отдельное. У него вполне хорошие театральные работы, но полностью раскрывается он в станковых произведениях и в книжной графике (оформил около 200 книг). Обожает сказки, увлекается древнеславянской мифологией, фантастическими сюжетами. И все это окрашено каким-то милым юмором.
О В.Ковалеве и Л.Колосове стоило сказать особо еще и потому, что оба они продолжают очень важную традицию нашего театрально-декорационного искусства, когда художник приносит в театр богатство, наработанное им в других сферах изобразительной деятельности. Тогда он по-настоящему свободен. Тогда он не подчиняется сценическому пространству, но владеет им. Тогда он приносит в театр находки современной и классической изобразительной культуры, обогащая искусство сцены так, как может это делать настоящий Художник. Но...
Но выставка в Щелыкове при всех своих достоинствах не обнаружила новых сценографических идей. Нет их и на других выставках, в том числе и на самой большой и самой представительной – Пражской квадриеннале. Ибо новые идеи на театре рождаются только в союзе с режиссурой. А в режиссерском искусстве сегодня назревает томительная пауза. Но это уже сюжет для другого рассказа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru